Трактор Беларус 922.5: руководство — часть 26

Трактор Беларус 922.5: руководство - часть 26

105

4.8 Определение возможности применения ВОМ и карданных валов

В целях исключения поломок ВОМ и ВПМ в ряде сельскохозяйственных ма-

шин с активными рабочими органами (почвообрабатывающие фрезы, кормоубороч-

ные комбайны, косилки, кормораздатчики, пресс-подборщики и другие) применяются

механические предохранительные муфты.

Функциональное назначение предохранительной муфты - автоматическое

прекращение передачи или ограничение величины передаваемого крутящего мо-

мента от ВОМ к ВПМ при перегрузках, вызванных большими пусковыми моментами,

перегрузкой (блокировок) рабочих органов и пульсацией нагрузок на приводе ВПМ.

ВНИМАНИЕ: МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ

АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ НОМИНАЛЬНОГО РАБО-

ЧЕГО МОМЕНТА, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ПРИВОДЕ МАШИНЫ, НО ВСЕ-

ГДА РАВЕН ИЛИ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО МОМЕНТА НА ВОМ

ТРАКТОРА! ЕСЛИ МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ МУФТЫ МАШИНЫ БОЛЬШЕ ДОПУС-

ТИМОГО МОМЕНТА ДЛЯ ВОМ ТРАКТОРА, ТО ТАКУЮ МАШИНУ НЕЛЬЗЯ АГРЕГА-

ТИРОВАТЬ С ТРАКТОРОМ.

Предохранительные муфты бывают кулачковые, фрикционные, дисковые и

подразделяются на два основных типа – с разрушаемыми и неразрушаемыми рабо-

чими элементами. Муфты с разрушаемым элементом применяют для предохранения

от маловероятных перегрузок.

ВНИМАНИЕ: ПРИМЕНЯТЬ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ МАШИН КАРДАННЫЕ

ВАЛЫ С ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ С РАЗРУШАЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ НА

ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-922.5» НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

В ряде сельскохозяйственных машин применяются обгонные муфты. Обгонные

муфты (свободного хода) автоматически замыкаются при одном направлении враще-

ния и размыкаются – при противоположном. Обгонные муфты обеспечивают работу

машин с повышенным моментом инерции вращающихся масс машины, чтобы избе-

жать поломок привода в момент выключения ВОМ.

Существуют также комбинированные предохранительные муфты. Комбиниро-

ванная предохранительная муфта – это такая предохранительная муфта, конструк-

тивно скомбинированная с муфтой другого вида, например с муфтой свободного хода.

ВНИМАНИЕ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ ОТ ВОМ

ТРАКТОРА ДОЛЖЕН ЗАРАНЕЕ ВАС ИНФОРМИРОВАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕ-

НЕНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ; ОСОБЕННОСТЯХ КОНСТРУКЦИИ МУФТЫ И

ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ!

При необходимости выбора (покупки) и эксплуатации карданного вала необ-

ходимо руководствоваться в первую очередь рекомендациями изготовителя машин

и карданных валов. Рекомендуем использовать с трактором машины с активными

рабочими органами, у которых длина полностью сдвинутого карданного вала между

центрами шарниров не превышает 1 м.

4.9 Особенности применения ВОМ и карданных валов

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, КОГДА РАБОТАЕТ ВОМ И ВРА-

ЩАЕТСЯ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ. ПРИ НАХОЖДЕНИИ ЛЮ-

ДЕЙ В ЗОНЕ РАБОТЫ ВОМ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЗАТЯГИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, В ТОМ

ЧИСЛЕ ЗАХВАТ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЕГО ОДЕЖДЫ, ВО ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЧАСТИ

КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИЕ ДВИЖУЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ МАШИНЫ, КОТОРОЕ

МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ТРАВМАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИС-

ХОДОМ, ПОЭТОМУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОМ УБЕДИТЕСЬ В ОТСУСТВИИ

ЛЮДЕЙ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И МАШИНОЙ. ВСЕ РАБОТЫ, СВЯ-

ЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ (РЕГУЛИРОВКОЙ, СМАЗКОЙ И Т.Д.), ПОДСОЕДИНЕ-

НИЕМ И ОТСОЕДИНЕНИЕМ КАРДАННОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ОТ-

КЛЮЧЕННОМ ВОМ И ДВИГАТЕЛЕ ТРАКТОРА. ПЕРЕД НАЧАЛОМ УСТАНОВКИ КАР-

ДАННОГО ВАЛА ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ИЗВЛЕКИТЕ КЛЮЧ ИЗ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ

СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!

106

ВНИМАНИЕ: ИЗГОТОВИТЕЛЬ ТРАКТОРА НЕ НЕСЕТ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА

ПОЛОМКИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН. ХАРАКТЕРИСТИКИ И
КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННЫХ ВАЛОВ ВХОДЯТ В СФЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ-
ГОТОВИТЕЛЕЙ МАШИН И КАРДАННЫХ ВАЛОВ!

ВНИМАНИЕ: КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН

ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ЧАС-
ТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 540 МИН

-1

ИЛИ 1000 МИН

-1

, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА!

ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРДАННЫЕ ВАЛЫ БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ

ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ, А ТАКЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЛИ
ПОВРЕЖДЕННЫЕ!

ВНИМАНИЕ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ МАШИН С

КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ – УГЛЫ ПОВОРОТА КАРДАННОГО ВАЛА ОГРАНИЧИ-
ВАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА, НАПРИМЕР НАПРАВЛЯЮ-
ЩИМИ ЛИФТОВОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ КОЛЕСАМИ ТРАКТОРА. ИЗ-ЗА ВЗАИМНО-
ГО КАСАНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ПОЛОМКИ ПРИЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА МАШИНЫ ИЛИ НА-
ПРИМЕР, ПОВРЕЖДЕНИЯ ШИН ТРАКТОРА ИЛИ САМОГО КАРДАННОГО ВАЛА!

ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ МАШИН С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ СУЩЕСТВУ-

ЕТ ОПАСНОСТЬ ВЫБРОСА ОБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДЕТАЛЕЙ
МАШИНЫ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ ДИСТАНЦИЮ!

При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ соблюдайте

следующие правила и требования:

1. Проверьте соответствие включенного скоростного режима ВОМ по типу ус-

тановленных хвостовиков ВОМ трактора и ВПМ машины, проверьте соответствие
включенного привода заднего ВОМ (независимый/синхронный);

2. Перед подключением рассоедините карданный вал на две части.
3. Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет

отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очисти-
те хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки,
представленной в руководстве по эксплуатации машины.

4. Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсое-

дините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину - к ВПМ машины. Не
забудьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хво-
стовиках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного
вала.

5. Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны

находиться в одной плоскости, как показано на рисунке 4.9.1.

Рисунок 4.9.1 – Схема установки карданного вала

107

6. Предохранительная муфта, как показано на рисунке 4.9.2, устанавливается

только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины – другая установка не
обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора от превышения максимально
допустимого крутящего момента. После длительных простоев в работе машины про-
верьте техническое состояние предохранительной муфты.

Рисунок 4.9.2 – Схема установки предохранительной муфты

7. Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными

устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и

со стороны ВПМ, как показано на рисунке 4.9.3, обеспечивает безопасность кардан-

ного соединения.

Рисунок 4.9.3 – Схема безопасной установки карданного вала

8. При первом применении карданного вала необходимо обязательно прове-

рить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям рабо-

ты с тракторами «БЕЛАРУС-922.5». Наиболее подробные рекомендации по кардан-

ным валам смотрите в технической документации, прилагаемой к машине. При необ-

ходимости обратитесь к изготовителю карданного вала.

9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается

его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-

дить друг в друга не менее чем на L

2

=150 мм. При меньшем значении, чем L

2

=150

мм (рисунок 4.9.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность

перекрытия L

2

проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.

Рисунок 4.9.4 – Выбор длины карданного вала

10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда

карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L

1

(ри-

сунок 4.9.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Мини-

мально допускаемый зазор L

1

должен быть не менее 50 мм.

11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-

те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух карданного

вала от вращения цепочками, как показано на схеме на рисунке 4.9.3.

108

12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ в крайнее верх-

нее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла наклона,

исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также и обес-

печения безопасного зазора между трактором и машиной.

13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 4.9.5) шарни-

ров карданного вала даны в таблице 4.9.

Рисунок 4.9.5 – Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала

Таблица 4.9

Максимально допустимый угол наклона (поворота) α

max

1)

,

в градусах

Тип шарниров карданного вала

Положения вала отбора

мощности трактора

Универсальные

Равных угловых скоростей

Положение «Включен»:

- под нагрузкой 20 25
- без нагрузки

2)

50 50

Положение «Выключен»

3)

50

50

_________________________________

1)

Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-

ных валов и машин).

2)

Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.

3)

Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.

14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-

дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.

15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки

на хвостовики ВОМ и ВПМ!

16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-

данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-

му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной

остановки вращения ВОМ!

17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и

ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-

ля трактора.

18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными, полу-

прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том чис-

ле с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.

19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору

машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-

тающем двигателе трактора.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности