Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 14

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 14

Система охлаждения

57

Если показания амперметра выходят

за указанные пределы, замените

электродвигатель вентилятора.

3. Подсоедините электрический разъ­

ем вентилятора.

Проверка электродвигателя

вентилятора №1 и №2

(Ipsum)

1. Проверьте, что при подсоединении

аккумуляторной батареи к разъему

вентилятора вентилятор вращается.

2. Подсоедините амперметр и аккуму­

ляторную батарею к разъему вентиля­

тора.

Убедившись, что вентилятор враща­

ется свободно, снимите показания ам­

перметра.

Номинальный ток:

электровентилятор №1

12,1 - 15,1 А

электровентилятор №2

14,4 - 18,4 А

Если показания амперметра выходят

за указанные пределы, замените

электродвигатель вентилятора.

3. Подсоедините электрический разъ­

ем вентилятора.

Проверка реле электровен­

тилятора системы охлажде­

ния (Corolla, Sprinter)

Для проверки реле необходимо отсо­

единить провод от отрицательной

клеммы аккумуляторной батареи и

снять реле.
Реле №1 фирмы "Nippondenso"

Проверьте реле электровентилятора.

Реле N92

Проверьте реле электровентилятора.

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"1" и "2" 62,5 - 90,9 Ом

"3" и "4" более 0

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы " 1 " и "2",

и проверьте отсутствие проводимо-

сти между выводами "3" и "5".

Реле №1 фирмы "Bosch"

Проверьте реле электровентилятора.

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"85" и "86" 50 - 80 Ом

"87а" и "30" более 0

б) Подайте напряжение аккумулятор­

ной батареи на выводы "85" и "86", и

проверьте отсутствие проводимости

между выводами "87а" и "30".

Проверка реле электровен­

тилятора системы охлажде­

ния (Camry/Vista)

1. Отсоедините отрицательную клем­

му от аккумуляторной батареи.

2. Снимите реле электровентилятора.

3. Проверьте реле электровентилятора.

а) Омметром проверьте проводи­

мость между выводами "86" и "85",

"30" и "87а".

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"3" и "5" 62,5 - 90,9 Ом

"2" и "4", 0

"1" и "2" более 10 МОм

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы "3" и "5",

и проверьте отсутствие проводимо­

сти между выводами "2" и "4" и на­

личие проводимости между выво­

дами " 1 " и "2".

Реле №3

Проверьте реле электровентилятора.

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы реле "86"

и "85".

в) Омметром проверьте, что нет

проводимости между выводами ре­

ле "30" и "87а".

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"1" и "2" 74 - 117 Ом

"3" и "4" 0

"3" и "5" более 10 МОм

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы " 1 " и "2",

и проверьте отсутствие проводимо­

сти между выводами "3" и "4" и на­

личие проводимости между выво­

дами "3" и "5".

Реле №4

Проверьте реле электровентилятора.

При невыполнении указанных условий

замените реле.

4. Установите реле и подсоедините

провод к отрицательной клемме акку­

муляторной батареи.

Проверка реле электровен­

тилятора системы охлажде­

ния (Ipsum)

Реле №1 и №3

1. Отсоедините отрицательную клем­

му от аккумуляторной батареи.

2. Снимите реле электровентилятора.

3. Проверьте реле электровентилятора.

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"1" и "2" 74 - 117 Ом

"3" и "5" более 10 МОм

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы " 1 " и "2",

и проверьте наличие проводимости

между выводами "3" и "5".

3. После завершения проверки уста­

новите исправное реле и подсоедини­

те провод к отрицательной клемме ак­

кумуляторной батареи.

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"3" и "4" 60 - 100 Ом

"1" и "2" более 10 МОм

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы "3" и "4",

и проверьте наличие проводимости

между выводами " 1 " и "2".

4. Установите реле и подсоедините

провод к отрицательной клемме акку­

муляторной батареи.

58

Датчик-выключатель по

температуре охлаждаю­

щей жидкости

1. Омметром проверьте проводимость

датчика-выключателя.

Сопротивление:

Corolla, Sprinter:

менее 83°С проводимость есть

более 93°С проводимости нет

Ipsum:

менее 83 °С проводимости нет

более 93 °С проводимость есть

Реле №2

1. Отсоедините отрицательную клем­

му от аккумуляторной батареи.

2. Снимите реле электровентилятора.

3. Проверьте реле электровентилятора.

а) Омметром проверьте сопротив­

ление между выводами.

Сопротивление:

"1" и "3" 62,5 - 90,9 Ом

"2" и "4" 0

"4" и "5" более 10 МОм

б) Подайте напряжение аккумуля­

торной батареи на выводы " 1 " и "3"

и проверьте отсутствие проводимо­

сти между выводами "2" и "4" и на­

личие проводимости между выво­

дами "4" и "5".

4. Установите реле и подсоедините

провод к отрицательной клемме акку­

муляторной батареи.

3. Постепенно нагревая датчик в во¬

дяной ванне, измерьте сопротивлений

датчика, используя омметр.

По графику найдите величину сопро¬

тивления датчика (в зависимости он

температуры) и сопоставьте с резуль-

татами измерения.

Сопротивление датчика темпера-

туры охлаждающей жидкости:

при 0°С 4 - 7 кОм

при 20°С ... 2 - 3 кОм

при 80°С 0,2 - 0,4 кОм,

Если значение сопротивления выхо­

дит за пределы допуска, приведенного

на графике, то замените датчик.

Датчик температуры

охлаждающей жидкости

1. Для снятия датчика температуры

охлаждающей жидкости слейте охла­

ждающую жидкость.

2. Отсоедините разъем и снимите

датчик.

Характеристика датчика температу­

ры охлаждающей жидкости.
5. Установите датчик обратно.

6. Залейте охлаждающую жидкость

(если снимали датчик температуры

охлаждающей жидкости) и проверьте

отсутствие утечек.

Система охлаждения

Система смазки

59

Описание

В двигателях на моделях Caldina,

Camry, Vista, Carina, Corona, Ipsum,

Gaia, Corolla/Sprinter, Lite/Town-Ace

используется система смазки с полно­

поточной очисткой масла и с подачей

масла под давлением к основным дви­

жущимся деталям и узлам двигателя.

Система смазки включает в себя: мас­

ляный поддон, масляный насос, мас­

ляный фильтр и различные элементы,

которые обеспечивают подачу масла к

различным движущимся деталям дви­

гателя. Масло из поддона через масло¬

заборник масляным насосом нагнета­

ется в масляный фильтр. Часть масла

сразу после маслонасоса направляется

в масляный радиатор.

После прохождения масляного

фильтра часть масла по различным

каналам в блоке цилиндров и через

отверстия подается к коренным под­

шипникам коленчатого вала. По свер­

лениям в коленчатом валу масло по­

ступает к шатунным подшипникам ко­

ленчатого вала. Смазывание стенок

цилиндров и нижней части днища

поршней осуществляется в основном

разбрызгиванием. Для смазывания

поршневого пальца в поршневой го­

ловке шатуна и во втулке поршневого

пальца предусмотрено специальное

отверстие.
Часть масла после прохождения мас­

ляного фильтра по сверлениям в бло­

ке цилиндров направляется в головку

блока цилиндров для смазывания:

• ведомой шестерни распредели­

тельного вала впускных клапанов;

• опорных шеек распределительных

валов;
• кулачков;

• толкателей клапанов и стержней

клапанов;

• ведущей шестерни распредели­

тельного вала выпускных клапанов;

После выполнения своих функций

масло под действием силы тяжести

(самотеком) возвращается в поддон.

Для контроля уровня масла в картере

на одной стороне корпуса масляного

насоса устанавливается измеритель­

ный щуп.

Масляный насос

Масляный насос через маслозаборник

забирает масло из поддона двигателя

и подает его под давлением к различ­

ным узлам трения. Маслозаборник с

сетчатым фильтром располагается пе­

ред входным патрубком маслонасоса.

Сам маслонасос относится к насосам

трохоидного типа. Внутри него распо­

ложены ведущий и ведомый роторы с

внутренним зацеплением, которые

вращаются в одном направлении. По­

скольку оси ведущего и ведомого рото­

ров смещены друг относительно друга,

пространство между обоими роторами

изменяется по мере их поворота. Мас­

ло засасывается в насос, когда про­

странство между роторами расширяет­

ся, и нагнетается, когда пространство

между роторами сужается.

Регулятор давления масла

(редукционный клапан)

На высоких частотах вращения коли­

чество масла, подаваемого маслона-

сосом, избыточно по сравнению с его

количеством, необходимым для сма­

зывания трущихся пар. Регулятор

давления масла (редукционный кла­

пан) предотвращает избыточную по­

дачу масла. На низких частотах вра­

щения клапан регулятора под дейст­

вием пружины перекрывает перепуск­

ной канал. Но на высоких частотах

вращения давление масла резко воз­

растает, сила давления масла пре­

одолевает усилие пружины, и клапан

регулятора открывается. Избыточное

масло через клапан возвращается в

поддон.

Масляный фильтр

Масляный фильтр - полнопоточного

типа со сменным бумажным фильт­

рующим элементом. Частицы металла

(продукты износа), частицы грязи, на­

ходящиеся в воздухе, частицы нагара

и другие виды загрязнения могут по­

падать в масло в процессе его ис­

пользования, что приводит к увеличе­

нию износа двигателя или к засоре­

нию (сужению каналов) маслопрово­

дов, препятствуя циркуляции масла.

Масляный фильтр, установленный в

масляной магистрали, позволяет за­

держивать эти частицы при прохожде­

нии масла через него. Фильтр уста­

новлен на внешней стороне двигате­

ля, что позволяет сравнительно про­

сто заменять фильтрующий элемент.

Перед фильтрующим элементом ус­

тановлен перепускной клапан, кото­

рый открывается при увеличении дав­

ления перед фильтром, возникающим

в случае засорения фильтрующего

элемента загрязняющими частицами.

Перепускной клапан открывается, ко­

гда сила давления масла превысит

усилие пружины клапана. В этом слу­

чае масло проходит через обводной

канал, минуя масляный фильтр, и на­

правляется прямо в главную масля­

ную магистраль двигателя.

Проверка

давления масла

1. (Estima Emina/Lucida) Снимите за­

щиту двигателя, отвернув болты креп­

ления.

2. Отверните датчик аварийного дав­

ления масла и установите на его ме­

сто манометр.
Примечание: при необходимости ис­

пользуйте переходник.

Estima Emina/Lucida.

Ipsum.
3. Прогрейте двигатель до нормаль­

ной рабочей температуры.

4. Убедитесь, что давление масла на

холостом ходу составляет:

При минимальной частоте вращения

не ниже 0,3 бар

При 4500 об/мин 2,5 - 6,0 бар

5. Снимите манометр и установите

датчик аварийного давления масла,

предварительно нанеся герметик на

2-3 витка.

6. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии подтекания масла.

7. Проверьте уровень масла.

60

Система смазки

Масляный насос

Снятие масляного насоса

(Camry/Vista, Corolla, Sprinter, Ipsum)

1. Слейте масло из двигателя.

2. Снимите ремень привода ГРМ. (См.

раздел "Ремень привода ГРМ" подраз­

дел "Снятие ремня привода ГРМ").

Примечание: только при необходимо­

сти снимайте зубчатые шкивы рас­

пределительных валов, натяжные

ролики.

3. Снимите зубчатый шкив масляного

насоса и коленчатого вала.

4. Снимите масляный щуп и направ­

ляющую.

5. Снимите масляный поддон, масло¬

заборник, маслоуспокоитель и про­

кладку (см. раздел "Блок цилиндров").

6. Снимите масляный насос, отвернув

болты.

Разборка масляного насоса

1. Снимите редукционный клапан,

удалив стопорное кольцо, сняв седло

пружины и пружину.

2. Снимите ведущий и ведомый рото­

ры, отвернув винты и сняв крышку

корпуса и прокладку.

Снятие и установка масляного насоса (Corolla, Sprinter, Ipsum).

Примечание: снятие и установка масляного насоса для IPSUM произво­

дится аналогичным способом, с учетом конструктивных отличий ле­

вого защитного кожуха (5) и кронштейна-усилителя (6).

1 - регулировочный кронштейн генератора, 2 - прокладка, 3 - масляный

насос, 4 - масляный щуп, 5 - левый защитный кожух, 6 - кронштейн-

усилитель (модели с АКПП), 7 - масляный поддон, 8 - маслоуспокоитель,

9 - маслоприемник, 10 - зубчатый шкив коленчатого вала, 11 - сальник ко­

ленчатого вала.
2. Используя щуп, измерьте радиаль­

ный зазор между ведомым ротором и

корпусом насоса.
Номинальный зазор 0,10-0,17 мм
Максимальный допустимый. 0,20 мм

Разборка и сборка масляного насо­

са (Camry/Vista). 1 - передний саль­

ник коленчатого вала, 2 - шкив мас­

ляного насоса, 3 - сальник масляно­

го насоса, 4 - ведущий ротор,

5 - ведомый ротор, 6 - корпус мас­

ляного насоса, 7 - редукционный

клапан, 8 - пружина, 9 - прокладка,

10 - пробка.

Проверка масляного насоса

1. Проверьте редукционный клапан.

Смазав поверхность клапана свежим

моторным маслом, установите его в

посадочное отверстие и убедитесь,

что клапан опускается под собствен­

ным весом.

Если это не выполняется, замените

клапан или весь масляный насос.

3. Используя щуп, измерьте радиаль­

ный зазор между выступами ведущего

и ведомого роторов.
Номинальный 0,050 - 0,15 мм
Максимально допустимый 0,20 мм

4. Стрелочным индикатором измерьте

выступание ротора над привалочной

поверхностью.
Выступание 7,00 - 7,06 мм

Если величина любого из зазоров

больше максимального значения, за­

мените оба ротора. В случае необхо­

димости замените весь насос.

Замена переднего сальника

коленчатого вала

Замену переднего сальника смотри в

главе "Общие процедуры ремонта"

раздела "Блок цилиндров".

Сборка масляного насоса

1. Установите редукционный клапан в

порядке, обратном его снятию.

Установка масляного насоса

(Camry/Vista, Corolla, Sprinter, Ipsum)

1. Установите ведущий и ведомый ро­

торы.

а) Расположите ведущий и ведомый

роторы метками в сторону крышки

корпуса, как показано на рисунке.

5 б) Установите прокладку.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности