Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 14
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 14
Система охлаждения
57
Если показания амперметра выходят
за указанные пределы, замените
электродвигатель вентилятора.
3. Подсоедините электрический разъ
ем вентилятора.
Проверка электродвигателя
вентилятора №1 и №2
(Ipsum)
1. Проверьте, что при подсоединении
аккумуляторной батареи к разъему
вентилятора вентилятор вращается.
2. Подсоедините амперметр и аккуму
ляторную батарею к разъему вентиля
тора.
Убедившись, что вентилятор враща
ется свободно, снимите показания ам
перметра.
Номинальный ток:
электровентилятор №1
12,1 - 15,1 А
электровентилятор №2
14,4 - 18,4 А
Если показания амперметра выходят
за указанные пределы, замените
электродвигатель вентилятора.
3. Подсоедините электрический разъ
ем вентилятора.
Проверка реле электровен
тилятора системы охлажде
ния (Corolla, Sprinter)
Для проверки реле необходимо отсо
единить провод от отрицательной
клеммы аккумуляторной батареи и
снять реле.
Реле №1 фирмы "Nippondenso"
Проверьте реле электровентилятора.
Реле N92
Проверьте реле электровентилятора.
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"1" и "2" 62,5 - 90,9 Ом
"3" и "4" более 0
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы " 1 " и "2",
и проверьте отсутствие проводимо-
сти между выводами "3" и "5".
Реле №1 фирмы "Bosch"
Проверьте реле электровентилятора.
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"85" и "86" 50 - 80 Ом
"87а" и "30" более 0
б) Подайте напряжение аккумулятор
ной батареи на выводы "85" и "86", и
проверьте отсутствие проводимости
между выводами "87а" и "30".
Проверка реле электровен
тилятора системы охлажде
ния (Camry/Vista)
1. Отсоедините отрицательную клем
му от аккумуляторной батареи.
2. Снимите реле электровентилятора.
3. Проверьте реле электровентилятора.
а) Омметром проверьте проводи
мость между выводами "86" и "85",
"30" и "87а".
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"3" и "5" 62,5 - 90,9 Ом
"2" и "4", 0
"1" и "2" более 10 МОм
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы "3" и "5",
и проверьте отсутствие проводимо
сти между выводами "2" и "4" и на
личие проводимости между выво
дами " 1 " и "2".
Реле №3
Проверьте реле электровентилятора.
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы реле "86"
и "85".
в) Омметром проверьте, что нет
проводимости между выводами ре
ле "30" и "87а".
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"1" и "2" 74 - 117 Ом
"3" и "4" 0
"3" и "5" более 10 МОм
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы " 1 " и "2",
и проверьте отсутствие проводимо
сти между выводами "3" и "4" и на
личие проводимости между выво
дами "3" и "5".
Реле №4
Проверьте реле электровентилятора.
При невыполнении указанных условий
замените реле.
4. Установите реле и подсоедините
провод к отрицательной клемме акку
муляторной батареи.
Проверка реле электровен
тилятора системы охлажде
ния (Ipsum)
Реле №1 и №3
1. Отсоедините отрицательную клем
му от аккумуляторной батареи.
2. Снимите реле электровентилятора.
3. Проверьте реле электровентилятора.
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"1" и "2" 74 - 117 Ом
"3" и "5" более 10 МОм
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы " 1 " и "2",
и проверьте наличие проводимости
между выводами "3" и "5".
3. После завершения проверки уста
новите исправное реле и подсоедини
те провод к отрицательной клемме ак
кумуляторной батареи.
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"3" и "4" 60 - 100 Ом
"1" и "2" более 10 МОм
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы "3" и "4",
и проверьте наличие проводимости
между выводами " 1 " и "2".
4. Установите реле и подсоедините
провод к отрицательной клемме акку
муляторной батареи.
58
Датчик-выключатель по
температуре охлаждаю
щей жидкости
1. Омметром проверьте проводимость
датчика-выключателя.
Сопротивление:
Corolla, Sprinter:
менее 83°С проводимость есть
более 93°С проводимости нет
Ipsum:
менее 83 °С проводимости нет
более 93 °С проводимость есть
Реле №2
1. Отсоедините отрицательную клем
му от аккумуляторной батареи.
2. Снимите реле электровентилятора.
3. Проверьте реле электровентилятора.
а) Омметром проверьте сопротив
ление между выводами.
Сопротивление:
"1" и "3" 62,5 - 90,9 Ом
"2" и "4" 0
"4" и "5" более 10 МОм
б) Подайте напряжение аккумуля
торной батареи на выводы " 1 " и "3"
и проверьте отсутствие проводимо
сти между выводами "2" и "4" и на
личие проводимости между выво
дами "4" и "5".
4. Установите реле и подсоедините
провод к отрицательной клемме акку
муляторной батареи.
3. Постепенно нагревая датчик в во¬
дяной ванне, измерьте сопротивлений
датчика, используя омметр.
По графику найдите величину сопро¬
тивления датчика (в зависимости он
температуры) и сопоставьте с резуль-
татами измерения.
Сопротивление датчика темпера-
туры охлаждающей жидкости:
при 0°С 4 - 7 кОм
при 20°С ... 2 - 3 кОм
при 80°С 0,2 - 0,4 кОм,
Если значение сопротивления выхо
дит за пределы допуска, приведенного
на графике, то замените датчик.
Датчик температуры
охлаждающей жидкости
1. Для снятия датчика температуры
охлаждающей жидкости слейте охла
ждающую жидкость.
2. Отсоедините разъем и снимите
датчик.
Характеристика датчика температу
ры охлаждающей жидкости.
5. Установите датчик обратно.
6. Залейте охлаждающую жидкость
(если снимали датчик температуры
охлаждающей жидкости) и проверьте
отсутствие утечек.
Система охлаждения
Система смазки
59
Описание
В двигателях на моделях Caldina,
Camry, Vista, Carina, Corona, Ipsum,
Gaia, Corolla/Sprinter, Lite/Town-Ace
используется система смазки с полно
поточной очисткой масла и с подачей
масла под давлением к основным дви
жущимся деталям и узлам двигателя.
Система смазки включает в себя: мас
ляный поддон, масляный насос, мас
ляный фильтр и различные элементы,
которые обеспечивают подачу масла к
различным движущимся деталям дви
гателя. Масло из поддона через масло¬
заборник масляным насосом нагнета
ется в масляный фильтр. Часть масла
сразу после маслонасоса направляется
в масляный радиатор.
После прохождения масляного
фильтра часть масла по различным
каналам в блоке цилиндров и через
отверстия подается к коренным под
шипникам коленчатого вала. По свер
лениям в коленчатом валу масло по
ступает к шатунным подшипникам ко
ленчатого вала. Смазывание стенок
цилиндров и нижней части днища
поршней осуществляется в основном
разбрызгиванием. Для смазывания
поршневого пальца в поршневой го
ловке шатуна и во втулке поршневого
пальца предусмотрено специальное
отверстие.
Часть масла после прохождения мас
ляного фильтра по сверлениям в бло
ке цилиндров направляется в головку
блока цилиндров для смазывания:
• ведомой шестерни распредели
тельного вала впускных клапанов;
• опорных шеек распределительных
валов;
• кулачков;
• толкателей клапанов и стержней
клапанов;
• ведущей шестерни распредели
тельного вала выпускных клапанов;
После выполнения своих функций
масло под действием силы тяжести
(самотеком) возвращается в поддон.
Для контроля уровня масла в картере
на одной стороне корпуса масляного
насоса устанавливается измеритель
ный щуп.
Масляный насос
Масляный насос через маслозаборник
забирает масло из поддона двигателя
и подает его под давлением к различ
ным узлам трения. Маслозаборник с
сетчатым фильтром располагается пе
ред входным патрубком маслонасоса.
Сам маслонасос относится к насосам
трохоидного типа. Внутри него распо
ложены ведущий и ведомый роторы с
внутренним зацеплением, которые
вращаются в одном направлении. По
скольку оси ведущего и ведомого рото
ров смещены друг относительно друга,
пространство между обоими роторами
изменяется по мере их поворота. Мас
ло засасывается в насос, когда про
странство между роторами расширяет
ся, и нагнетается, когда пространство
между роторами сужается.
Регулятор давления масла
(редукционный клапан)
На высоких частотах вращения коли
чество масла, подаваемого маслона-
сосом, избыточно по сравнению с его
количеством, необходимым для сма
зывания трущихся пар. Регулятор
давления масла (редукционный кла
пан) предотвращает избыточную по
дачу масла. На низких частотах вра
щения клапан регулятора под дейст
вием пружины перекрывает перепуск
ной канал. Но на высоких частотах
вращения давление масла резко воз
растает, сила давления масла пре
одолевает усилие пружины, и клапан
регулятора открывается. Избыточное
масло через клапан возвращается в
поддон.
Масляный фильтр
Масляный фильтр - полнопоточного
типа со сменным бумажным фильт
рующим элементом. Частицы металла
(продукты износа), частицы грязи, на
ходящиеся в воздухе, частицы нагара
и другие виды загрязнения могут по
падать в масло в процессе его ис
пользования, что приводит к увеличе
нию износа двигателя или к засоре
нию (сужению каналов) маслопрово
дов, препятствуя циркуляции масла.
Масляный фильтр, установленный в
масляной магистрали, позволяет за
держивать эти частицы при прохожде
нии масла через него. Фильтр уста
новлен на внешней стороне двигате
ля, что позволяет сравнительно про
сто заменять фильтрующий элемент.
Перед фильтрующим элементом ус
тановлен перепускной клапан, кото
рый открывается при увеличении дав
ления перед фильтром, возникающим
в случае засорения фильтрующего
элемента загрязняющими частицами.
Перепускной клапан открывается, ко
гда сила давления масла превысит
усилие пружины клапана. В этом слу
чае масло проходит через обводной
канал, минуя масляный фильтр, и на
правляется прямо в главную масля
ную магистраль двигателя.
Проверка
давления масла
1. (Estima Emina/Lucida) Снимите за
щиту двигателя, отвернув болты креп
ления.
2. Отверните датчик аварийного дав
ления масла и установите на его ме
сто манометр.
Примечание: при необходимости ис
пользуйте переходник.
Estima Emina/Lucida.
Ipsum.
3. Прогрейте двигатель до нормаль
ной рабочей температуры.
4. Убедитесь, что давление масла на
холостом ходу составляет:
При минимальной частоте вращения
не ниже 0,3 бар
При 4500 об/мин 2,5 - 6,0 бар
5. Снимите манометр и установите
датчик аварийного давления масла,
предварительно нанеся герметик на
2-3 витка.
6. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии подтекания масла.
7. Проверьте уровень масла.
60
Система смазки
Масляный насос
Снятие масляного насоса
(Camry/Vista, Corolla, Sprinter, Ipsum)
1. Слейте масло из двигателя.
2. Снимите ремень привода ГРМ. (См.
раздел "Ремень привода ГРМ" подраз
дел "Снятие ремня привода ГРМ").
Примечание: только при необходимо
сти снимайте зубчатые шкивы рас
пределительных валов, натяжные
ролики.
3. Снимите зубчатый шкив масляного
насоса и коленчатого вала.
4. Снимите масляный щуп и направ
ляющую.
5. Снимите масляный поддон, масло¬
заборник, маслоуспокоитель и про
кладку (см. раздел "Блок цилиндров").
6. Снимите масляный насос, отвернув
болты.
Разборка масляного насоса
1. Снимите редукционный клапан,
удалив стопорное кольцо, сняв седло
пружины и пружину.
2. Снимите ведущий и ведомый рото
ры, отвернув винты и сняв крышку
корпуса и прокладку.
Снятие и установка масляного насоса (Corolla, Sprinter, Ipsum).
Примечание: снятие и установка масляного насоса для IPSUM произво
дится аналогичным способом, с учетом конструктивных отличий ле
вого защитного кожуха (5) и кронштейна-усилителя (6).
1 - регулировочный кронштейн генератора, 2 - прокладка, 3 - масляный
насос, 4 - масляный щуп, 5 - левый защитный кожух, 6 - кронштейн-
усилитель (модели с АКПП), 7 - масляный поддон, 8 - маслоуспокоитель,
9 - маслоприемник, 10 - зубчатый шкив коленчатого вала, 11 - сальник ко
ленчатого вала.
2. Используя щуп, измерьте радиаль
ный зазор между ведомым ротором и
корпусом насоса.
Номинальный зазор 0,10-0,17 мм
Максимальный допустимый. 0,20 мм
Разборка и сборка масляного насо
са (Camry/Vista). 1 - передний саль
ник коленчатого вала, 2 - шкив мас
ляного насоса, 3 - сальник масляно
го насоса, 4 - ведущий ротор,
5 - ведомый ротор, 6 - корпус мас
ляного насоса, 7 - редукционный
клапан, 8 - пружина, 9 - прокладка,
10 - пробка.
Проверка масляного насоса
1. Проверьте редукционный клапан.
Смазав поверхность клапана свежим
моторным маслом, установите его в
посадочное отверстие и убедитесь,
что клапан опускается под собствен
ным весом.
Если это не выполняется, замените
клапан или весь масляный насос.
3. Используя щуп, измерьте радиаль
ный зазор между выступами ведущего
и ведомого роторов.
Номинальный 0,050 - 0,15 мм
Максимально допустимый 0,20 мм
4. Стрелочным индикатором измерьте
выступание ротора над привалочной
поверхностью.
Выступание 7,00 - 7,06 мм
Если величина любого из зазоров
больше максимального значения, за
мените оба ротора. В случае необхо
димости замените весь насос.
Замена переднего сальника
коленчатого вала
Замену переднего сальника смотри в
главе "Общие процедуры ремонта"
раздела "Блок цилиндров".
Сборка масляного насоса
1. Установите редукционный клапан в
порядке, обратном его снятию.
Установка масляного насоса
(Camry/Vista, Corolla, Sprinter, Ipsum)
1. Установите ведущий и ведомый ро
торы.
а) Расположите ведущий и ведомый
роторы метками в сторону крышки
корпуса, как показано на рисунке.
5 б) Установите прокладку.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст