Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 14
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 14
56
Двигатель - механическая часть
6. Проверьте установку фаз газорас
пределения и натяжение ремня при
вода ГРМ.
а) Поверните коленчатый вал на 2
оборота от ВМТ до ВМТ.
Примечание: всегда вращайте ко
ленчатый вал только по часовой
стрелке.
б) Проверьте фазы газораспределе
ния, убедившись в том, что:
• центр малого отверстия на зуб
чатом шкиве распределительного
вала совмещается с меткой на
крышке 1-го подшипника распре
делительного вала, как показано
на рисунке;
• метка на шкиве (привода гене
ратора и насоса охлаждающей
жидкости) коленчатого вала со
вмещается с соответствующей
меткой на защитной крышке рем
ня привода ГРМ, как показано на
рисунке.
Примечание: если метки на шкивах не
совладают со своими ответными
метками, измените (сместите) заце
пление зубчатого шкива коленчатого
вала с зубчатым ремнем привода ГРМ
и заново повторите регулировку, опи
санную в п.5 и 6.
в) Затяните установочный болт на
тяжного шкива (ролика) ремня приво
да ГРМ (МЗ = 37 Нм).
. г) Проверьте натяжение зубчатого
ремня привода ГРМ, как показано на
рисунке:
Прогиб ремня при усилии 20 Н. 5-6 мм
д) Если измеренная величина не
соответствует техническим усло
виям, проведите регулировку на
тяжения, изменив положение на
тяжного шкива (ролика) ремня
привода ГРМ.
7. Проверьте зазоры в клапанах (см.
раздел "Проверка и регулировка теп
ловых зазоров в клапанах").
8. Установите защитные кожухи №2 и
№ 3, закрепив их 6-ю болтами.
9. Установите крышку головки блока
цилиндров.
а) Удалите старый герметик.
б) Нанесите свежий герметик на го
ловку блока цилиндров, как показано
на рисунке.
Герметик: Part № 08826 - 00080 или
эквивалент.
в) Установите прокладку крышки го
ловки блока цилиндров.
г) Установите крышку через дистан
ционные резиновые втулки и закре
пите ее 3-мя гайками.
10. Установите свечи зажигания, ис
пользуя специальный ключ.
Момент затяжки 18 Нм
11. Установите шкив и ремень приво
да насоса охлаждающей жидкости и
генератора (см. "Установка ремня
привода ГРМ").
12. Установите впускной коллектор.
а) Установите новую прокладку, за
жим электропроводки и закрепите
коллектор 6-ю болтами и 2-мя гай
ками (МЗ = 19 Нм).
б) Установите опорную стойку впуск
ного коллектора, закрепив ее 2-мя
болтами.
Моменты затяжки:
Верхнего болта (А) 19 Нм
Нижнего болта (В) 39 Нм
в) Подсоедините шланг охлаждаю
щей жидкости.
г) Подключите шланг системы при
нудительной вентиляции картера.
13. Установите топливоподкачиваю-
щий насос.
а) Установите новый изолятор под
установочное место топливного на
соса и закрепите насос 2-мя болтами.
б) Подключите топливные шланги.
14. Установите корпус-приемных пат
рубков охлаждающей жидкости
(патрубков ввода охлаждающей жид
кости).
а) Удалите старый герметик с кон
тактных поверхностей корпуса и го
ловки блока цилиндров, используя
острое лезвие и шабер. Обе кон
тактные поверхности зачистите рас
творителем.
Предупреждения:
• Будьте внимательны и не допус¬
кайте попадания масла на кон-
Двигатель - механическая часть 57
тактные поверхности корпуса
приемных патрубков и головки бло
ка цилиндров.
• На используйте растворитель,
который воздействует на окра
шенные поверхности.
6) Наносите новый герметик в ка
навку контактной поверхности кор
пуса приемных патрубков, как пока
зано на рисунке.
Герметик: Part № 08826-00100 или
эквивалент.
Примечания:
• При нанесении герметика сопло
тюбика должно быть отрегулиро
вано на диаметр выдавливаемого
шнура герметика в 2-3 мм.
• Излишнее количество герметика
на контактных поверхностях не
допустимо, будьте особенно вни
мательны вблизи отверстий мас
ляных каналов.
• Сопрягаемые поверхности долж
ны быть соединены в течение 15
мин после нанесения герметика, в
противном случае герметик дол
жен быть снят и нанесен свежий.
• По окончании нанесения герме
тика насадок должен быть снят с
тюбика, а тюбик с герметиком
плотно закрыт.
в) Закрепите корпус приемных пат
рубков болтом и 2-мя гайками.
Момент затяжки 20 Нм
г) Подсоедините 2 шланга охлаж
дающей жидкости.
15. Установите распределитель зажи
гания (см. "Система зажигания. Уста
новка распределителя").
16. Установите выпускной коллектор.
а) Установите нижний экран выпуск
ного коллектора, закрепив его 3-мя
болтами.
б) Установите выпускной коллектор
вместо с новой прокладкой и за
крепите его 2-мя гайками и 3-мя
болтами (МЗ = 25 Нм).
в) Установите верхний экран выпуск
ного коллектора, закрепив его 4-мя
болтами.
г) Установите опорную стойку выпуск
ного коллектора, закрепив ее 2-мя
болтами (МЗ = 25 Нм).
17. Установите отводной патрубок ох
лаждающей жидкости.
а) Удалите старый герметик с кон
тактных поверхностей с учетом всех
замечаний, которые были сделаны в
пункте "а" параграфа "14".
б) Нанесите новый герметик на кон-
тактные поверхности (см. пункт "а"
параграфа "14").
в) Установите на место отводной
патрубок охлаждающей жидкости,
закрепив его болтом и 2-мя гайками.
Момент затяжки 20 Нм
Установка головки блока ци
линдров 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE
1. Установите головку блока цилинд
ров.
а) Уложите новую прокладку головки
блока цилиндров, учитывая положе
ние направляющих на блоке.
б) Опустите на прокладку головку
блока цилиндров.
Примечание: перед установкой нане
сите небольшой слой моторного
масла на резьбы болтов и под голов
ки болтов.
в) С помощью подходящего приспо
собления установите и постепенно
затяните в несколько проходов (не
менее 3-х) 10 болтов крепления го
ловки блока в последовательности,
показанной на рисунке.
Момент затяжки:
4A-FE(AE101 и AT190). 5A-FE
и 7A-FE 29 Нм
4A-FE(AE92, AE95, АТ171
и AT180) 60 Нм
Если при затяжке болта не достигает
ся требуемый момент, замените болт.
Внимание: болты крепления головки
блока имеют различную длину (А) и (В)
не перепутайте их при установке.
г) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE
и 7A-FE) Отметьте кромку болта,
обращенную к передней части дви
гателя (стороне, противоположной
отбору мощности) краской, как пока
зано на рисунке.
58 Двигатель - механическая часть
д) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE
и 7A-FE) Подтяните все болты в от
меченной выше последовательности,
повернув их на 90°.
е) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE
и 7A-FE) Снова подтяните все болты
в отмеченной выше последователь
ности еще на 90°.
ж) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE
и 7A-FE) Убедитесь, что все метки
болтов ориентированы на 180° от
начального положения.
2. Соберите распределительный вал
впускных клапанов,
а) Закрепите распределительный
вал в тисках, зажав его за шести
гранный участок.
Примечание: будьте внимательны,
чтобы не повредить распределитель
ный вал.
б) Установите следующие детали:
Пружину шестерни распредели
тельного вала (1),
Вспомогательную шестерню (2),
Волнистую шайбу (3).
в) Щипцами установите замковое
кольцо.
г) Введите технологические болты
(А) и (В) в установочное отверстие
вспомогательной шестерни распре
делительного вала.
д) С помощью отвертки поверните
вспомогательную шестерню рас
пределительного вала по часовой
стрелке и совместите отверстия ве
домой шестерни распределительно
го вала и вспомогательной шестер
ни, после чего установите техноло
гический болт (С).
Примечание: будьте внимательны,
чтобы не повредить распределитель¬
ный вал.
3. Установите распределительные ва
лы впускных и выпускных клапанов.
Внимание: при установке распреде
лительных валов, необходимо учи
тывать, что величина осевого зазо
ра очень мала, поэтому валы должны
укладываться в постели подшипни
ков строго горизонтально, без пере
косов, во избежание заедания и/или
повреждения валов.
3.1 Установите распределительный
вал выпускных клапанов.
а) Нанесите консистентную смазку
на торцевые поверхности распреде
лительного вала.
б) Положите распределительный вал
выпускных клапанов в головку блока
цилиндров таким образом, чтобы ус
тановочный штифт располагался не
сколько правее вертикальной оси
распределительного вала, как пока
зано на рисунке. В этом положении
кулачки 1-го и 3-го цилиндров в рав
ной степени нажимают на толкатели
соответствующих клапанов.
в) Удалите остатки старого герметика.
г) Нанесите герметик на крышку №1
подшипника распределительного
вала, как показано на рисунке.
Герметик: Part № 08826 - 00080 или
эквивалент.
д) Установите крышки подшипников
распределительного вала на соот
ветствующие шейки в соответствии
с выбитыми на них номерами, как
показано на рисунке; при этом
стрелки на крышках подшипников
должны быть направлены к перед
ней части двигателя (в сторону, про
тивоположную отбору мощности).
е) Нанесите моторное масло на резь
бу и тыльную сторону головок болтов
ж) Установите и равномерно затяни
те болты крепления крышек под
шипников за несколько проходов, в
порядке указанном на рисунке.
Момент затяжки 13 Нм
з) Нанесите консистентную смазку
на рабочую кромку сальника.
ж) С помощью подходящей оправки и
молотка, установите сальник распре
делительного вала.
Внимание:
• Сальник должен быть установлен
как показано на рисунке.
• Сальник устанавливается в рас¬
точку головки блока до упора.
3.2 Установите распределительный
вал впускных клапанов.
а) Установите технологический
штифт распределительного вала
выпускных клапанов таким обра
зом, чтобы он находился чуть выше
кромки головки блока цилиндров
как п о к а з а н о на рисунке.
Двигатель - механическая часть 59
б) Нанесите консистентную смазку
на упорные (торцевые) поверхности
распределительного вала.
в) Введите в зацепление шестерни
распределительных валов впускных и
выпускных клапанов, совместив друг
с другом установочные метки на этих
шестернях.
Примечание: на шестернях распре
делительных валов имеются также
'метки газораспределения" или мет-
ки ВМТ; не путайте их с установоч
ными метками.
г) Удерживая шестерни в зацеплен
ном виде, уложите распределитель
ный вал впускных клапанов в постели
опор. В этом положении кулачки 1-го
и 3-го цилиндров равномерно нажи
мают на толкатели соответствующих
клапанов, что облегчает монтаж рас
пределительного вала.
д) Установите крышки подшипников
распределительного вала на соот
ветствующие шейки в соответствии
с выбитыми на них номерами, как
показано на рисунке; при этом
стрелки на крышках подшипников
должны быть направлены к перед
ней части двигателя (в сторону, про
тивоположную отбору мощности).
е) Нанесите свежее моторное масло
на резьбу и тыльную сторону голо
вок болтов крышек подшипников
распределительного вала.
ж) Равномерно затяните болты
крепления крышек подшипников за
несколько проходов, в порядке ука
занном на рисунке (окончательный
МЗ = 13 Н м ) .
з) Снимите технологический болт,
соединяющий вспомогательную и
основную шестерни распредели
тельного вала впускных клапанов.
и) Установите крышку 1-го подшип
ника распределительного вала впу
скных клапанов стрелкой вперед (в
сторону привода ГРМ).
Внимание: если крышка 1-го подшип
ника не садится на место, отверт
кой переместите распределитель-
ный вал вперед-назад вдоль его оси.
к) Равномерно затяните болты кре
пления крышек подшипников за не
сколько проходов (окончательный
МЗ = 13 Н м ) .
л) Поверните по часовой стрелке
распределительный вал выпускных
клапанов за его шестигранную часть
на 1 оборот (от ВМТ до НМТ) с тем,
чтобы установочный штифт оказался
в положении, показанном на рисунке.
м) Убедитесь, что установочные
метки шестерен распределительных
валов выпускных и впускных клапа
нов находятся в крайнем верхнем
положении, а метки ВМТ ("метки га
зораспределение), совпадают друг
с другом, как показано на рисунке.
4. Проверьте и отрегулируйте зазоры,
в клапанах (см. "Проверка и регули-
ровка тепловых зазоров в клапанах").
5. Установите кронштейн крепления
генератора и транспортировочные
крюки (рымы) двигателя.
Момент затяжки болтов:
кронштейна генератора 26 Нм
рымов 27 Нм
6. Установите зубчатый шкив распре
делительного вала.
а) Совместите установочный штифт
распределительного вала с устано
вочной канавкой шкива и установите
шкив.
б) Удерживая ключом распредели
тельный вал за его шестигранную
часть, затяните крепежный болт
шкива (МЗ = 59 Н м ) .
Примечание:
• Удалите остатки масла и воды с
поверхности шкива и держите его
всегда в чистом состоянии.
• При затяжке крепежного болта
шкива будьте осторожны, чтобы
не повредить ключом головку бло
ка цилиндров.
7. Установите зубчатый ремень ГРМ.
а) Убедитесь, что установочные
метки ремня привода ГРМ находят
ся на одном уровне с верхней по
верхностью защитной крышки №1
ремня. В противном случае необхо-
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст