Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 14

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 14

background image

56

Двигатель - механическая часть

6. Проверьте установку фаз газорас­
пределения и натяжение ремня при­
вода ГРМ.

а) Поверните коленчатый вал на 2
оборота от ВМТ до ВМТ.

Примечание: всегда вращайте ко­

ленчатый вал только по часовой

стрелке.

б) Проверьте фазы газораспределе­

ния, убедившись в том, что:

• центр малого отверстия на зуб­

чатом шкиве распределительного

вала совмещается с меткой на

крышке 1-го подшипника распре­

делительного вала, как показано

на рисунке;

• метка на шкиве (привода гене­

ратора и насоса охлаждающей

жидкости) коленчатого вала со­

вмещается с соответствующей

меткой на защитной крышке рем­

ня привода ГРМ, как показано на

рисунке.

Примечание: если метки на шкивах не

совладают со своими ответными

метками, измените (сместите) заце­

пление зубчатого шкива коленчатого

вала с зубчатым ремнем привода ГРМ

и заново повторите регулировку, опи­

санную в п.5 и 6.

в) Затяните установочный болт на­

тяжного шкива (ролика) ремня приво­

да ГРМ (МЗ = 37 Нм).

. г) Проверьте натяжение зубчатого

ремня привода ГРМ, как показано на

рисунке:

Прогиб ремня при усилии 20 Н. 5-6 мм

д) Если измеренная величина не

соответствует техническим усло­

виям, проведите регулировку на­

тяжения, изменив положение на­

тяжного шкива (ролика) ремня

привода ГРМ.

7. Проверьте зазоры в клапанах (см.

раздел "Проверка и регулировка теп­

ловых зазоров в клапанах").

8. Установите защитные кожухи №2 и

№ 3, закрепив их 6-ю болтами.

9. Установите крышку головки блока

цилиндров.

а) Удалите старый герметик.

б) Нанесите свежий герметик на го­

ловку блока цилиндров, как показано

на рисунке.

Герметик: Part № 08826 - 00080 или
эквивалент.

в) Установите прокладку крышки го­

ловки блока цилиндров.
г) Установите крышку через дистан­

ционные резиновые втулки и закре­
пите ее 3-мя гайками.

10. Установите свечи зажигания, ис­
пользуя специальный ключ.
Момент затяжки 18 Нм

11. Установите шкив и ремень приво­

да насоса охлаждающей жидкости и

генератора (см. "Установка ремня

привода ГРМ").

12. Установите впускной коллектор.

а) Установите новую прокладку, за­

жим электропроводки и закрепите

коллектор 6-ю болтами и 2-мя гай­

ками (МЗ = 19 Нм).

б) Установите опорную стойку впуск­

ного коллектора, закрепив ее 2-мя

болтами.

Моменты затяжки:

Верхнего болта (А) 19 Нм

Нижнего болта (В) 39 Нм

в) Подсоедините шланг охлаждаю­
щей жидкости.

г) Подключите шланг системы при­

нудительной вентиляции картера.

13. Установите топливоподкачиваю-

щий насос.

а) Установите новый изолятор под

установочное место топливного на­

соса и закрепите насос 2-мя болтами.

б) Подключите топливные шланги.

14. Установите корпус-приемных пат­

рубков охлаждающей жидкости

(патрубков ввода охлаждающей жид­

кости).

а) Удалите старый герметик с кон­

тактных поверхностей корпуса и го­

ловки блока цилиндров, используя

острое лезвие и шабер. Обе кон­

тактные поверхности зачистите рас­

творителем.

Предупреждения:

• Будьте внимательны и не допус¬

кайте попадания масла на кон-

background image

Двигатель - механическая часть 57

тактные поверхности корпуса

приемных патрубков и головки бло­

ка цилиндров.

• На используйте растворитель,

который воздействует на окра­

шенные поверхности.

6) Наносите новый герметик в ка­

навку контактной поверхности кор­

пуса приемных патрубков, как пока­

зано на рисунке.

Герметик: Part № 08826-00100 или
эквивалент.

Примечания:

• При нанесении герметика сопло

тюбика должно быть отрегулиро­

вано на диаметр выдавливаемого

шнура герметика в 2-3 мм.

• Излишнее количество герметика

на контактных поверхностях не­

допустимо, будьте особенно вни­

мательны вблизи отверстий мас­

ляных каналов.

• Сопрягаемые поверхности долж­

ны быть соединены в течение 15

мин после нанесения герметика, в

противном случае герметик дол­

жен быть снят и нанесен свежий.

• По окончании нанесения герме­

тика насадок должен быть снят с

тюбика, а тюбик с герметиком

плотно закрыт.

в) Закрепите корпус приемных пат­

рубков болтом и 2-мя гайками.

Момент затяжки 20 Нм

г) Подсоедините 2 шланга охлаж­

дающей жидкости.

15. Установите распределитель зажи­

гания (см. "Система зажигания. Уста­

новка распределителя").

16. Установите выпускной коллектор.

а) Установите нижний экран выпуск­

ного коллектора, закрепив его 3-мя

болтами.

б) Установите выпускной коллектор

вместо с новой прокладкой и за­

крепите его 2-мя гайками и 3-мя

болтами (МЗ = 25 Нм).

в) Установите верхний экран выпуск­

ного коллектора, закрепив его 4-мя

болтами.

г) Установите опорную стойку выпуск­

ного коллектора, закрепив ее 2-мя

болтами (МЗ = 25 Нм).

17. Установите отводной патрубок ох­

лаждающей жидкости.

а) Удалите старый герметик с кон­

тактных поверхностей с учетом всех

замечаний, которые были сделаны в

пункте "а" параграфа "14".

б) Нанесите новый герметик на кон-

тактные поверхности (см. пункт "а"

параграфа "14").
в) Установите на место отводной

патрубок охлаждающей жидкости,

закрепив его болтом и 2-мя гайками.

Момент затяжки 20 Нм

Установка головки блока ци­

линдров 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE

1. Установите головку блока цилинд­

ров.

а) Уложите новую прокладку головки

блока цилиндров, учитывая положе­

ние направляющих на блоке.

б) Опустите на прокладку головку

блока цилиндров.

Примечание: перед установкой нане­

сите небольшой слой моторного

масла на резьбы болтов и под голов­

ки болтов.

в) С помощью подходящего приспо­

собления установите и постепенно

затяните в несколько проходов (не

менее 3-х) 10 болтов крепления го­

ловки блока в последовательности,

показанной на рисунке.

Момент затяжки:

4A-FE(AE101 и AT190). 5A-FE

и 7A-FE 29 Нм

4A-FE(AE92, AE95, АТ171

и AT180) 60 Нм

Если при затяжке болта не достигает­

ся требуемый момент, замените болт.

Внимание: болты крепления головки

блока имеют различную длину (А) и (В)

не перепутайте их при установке.

г) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE

и 7A-FE) Отметьте кромку болта,

обращенную к передней части дви­

гателя (стороне, противоположной

отбору мощности) краской, как пока­

зано на рисунке.

background image

58 Двигатель - механическая часть

д) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE

и 7A-FE) Подтяните все болты в от­

меченной выше последовательности,

повернув их на 90°.

е) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE

и 7A-FE) Снова подтяните все болты

в отмеченной выше последователь­

ности еще на 90°.

ж) (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE

и 7A-FE) Убедитесь, что все метки

болтов ориентированы на 180° от

начального положения.

2. Соберите распределительный вал

впускных клапанов,

а) Закрепите распределительный

вал в тисках, зажав его за шести­

гранный участок.

Примечание: будьте внимательны,

чтобы не повредить распределитель­

ный вал.

б) Установите следующие детали:

Пружину шестерни распредели­

тельного вала (1),

Вспомогательную шестерню (2),

Волнистую шайбу (3).

в) Щипцами установите замковое

кольцо.

г) Введите технологические болты

(А) и (В) в установочное отверстие

вспомогательной шестерни распре­

делительного вала.

д) С помощью отвертки поверните

вспомогательную шестерню рас­

пределительного вала по часовой

стрелке и совместите отверстия ве­

домой шестерни распределительно­

го вала и вспомогательной шестер­

ни, после чего установите техноло­

гический болт (С).

Примечание: будьте внимательны,

чтобы не повредить распределитель¬

ный вал.

3. Установите распределительные ва­

лы впускных и выпускных клапанов.

Внимание: при установке распреде­

лительных валов, необходимо учи­

тывать, что величина осевого зазо­

ра очень мала, поэтому валы должны

укладываться в постели подшипни­

ков строго горизонтально, без пере­

косов, во избежание заедания и/или

повреждения валов.

3.1 Установите распределительный

вал выпускных клапанов.

а) Нанесите консистентную смазку

на торцевые поверхности распреде­

лительного вала.

б) Положите распределительный вал

выпускных клапанов в головку блока

цилиндров таким образом, чтобы ус­

тановочный штифт располагался не­

сколько правее вертикальной оси

распределительного вала, как пока­

зано на рисунке. В этом положении

кулачки 1-го и 3-го цилиндров в рав­

ной степени нажимают на толкатели

соответствующих клапанов.

в) Удалите остатки старого герметика.

г) Нанесите герметик на крышку №1

подшипника распределительного

вала, как показано на рисунке.

Герметик: Part № 08826 - 00080 или

эквивалент.

д) Установите крышки подшипников

распределительного вала на соот­

ветствующие шейки в соответствии

с выбитыми на них номерами, как

показано на рисунке; при этом

стрелки на крышках подшипников

должны быть направлены к перед­

ней части двигателя (в сторону, про­

тивоположную отбору мощности).

е) Нанесите моторное масло на резь­

бу и тыльную сторону головок болтов

ж) Установите и равномерно затяни­

те болты крепления крышек под­

шипников за несколько проходов, в

порядке указанном на рисунке.

Момент затяжки 13 Нм

з) Нанесите консистентную смазку

на рабочую кромку сальника.

ж) С помощью подходящей оправки и

молотка, установите сальник распре­

делительного вала.

Внимание:

Сальник должен быть установлен

как показано на рисунке.

• Сальник устанавливается в рас¬

точку головки блока до упора.

3.2 Установите распределительный

вал впускных клапанов.

а) Установите технологический

штифт распределительного вала

выпускных клапанов таким обра­

зом, чтобы он находился чуть выше

background image

кромки головки блока цилиндров

как п о к а з а н о на рисунке.

Двигатель - механическая часть 59

б) Нанесите консистентную смазку

на упорные (торцевые) поверхности

распределительного вала.

в) Введите в зацепление шестерни

распределительных валов впускных и

выпускных клапанов, совместив друг

с другом установочные метки на этих

шестернях.

Примечание: на шестернях распре­

делительных валов имеются также

'метки газораспределения" или мет-

ки ВМТ; не путайте их с установоч­

ными метками.

г) Удерживая шестерни в зацеплен­
ном виде, уложите распределитель­
ный вал впускных клапанов в постели

опор. В этом положении кулачки 1-го
и 3-го цилиндров равномерно нажи­
мают на толкатели соответствующих
клапанов, что облегчает монтаж рас­
пределительного вала.

д) Установите крышки подшипников

распределительного вала на соот­
ветствующие шейки в соответствии
с выбитыми на них номерами, как
показано на рисунке; при этом

стрелки на крышках подшипников

должны быть направлены к перед­

ней части двигателя (в сторону, про­

тивоположную отбору мощности).

е) Нанесите свежее моторное масло

на резьбу и тыльную сторону голо­
вок болтов крышек подшипников
распределительного вала.

ж) Равномерно затяните болты

крепления крышек подшипников за

несколько проходов, в порядке ука­

занном на рисунке (окончательный

МЗ = 13 Н м ) .

з) Снимите технологический болт,

соединяющий вспомогательную и

основную шестерни распредели­

тельного вала впускных клапанов.

и) Установите крышку 1-го подшип­

ника распределительного вала впу­

скных клапанов стрелкой вперед (в

сторону привода ГРМ).

Внимание: если крышка 1-го подшип­
ника не садится на место, отверт­
кой переместите распределитель-
ный вал вперед-назад вдоль его оси.

к) Равномерно затяните болты кре­
пления крышек подшипников за не­
сколько проходов (окончательный
МЗ = 13 Н м ) .

л) Поверните по часовой стрелке

распределительный вал выпускных
клапанов за его шестигранную часть
на 1 оборот (от ВМТ до НМТ) с тем,

чтобы установочный штифт оказался

в положении, показанном на рисунке.

м) Убедитесь, что установочные
метки шестерен распределительных
валов выпускных и впускных клапа­
нов находятся в крайнем верхнем

положении, а метки ВМТ ("метки га­
зораспределение), совпадают друг
с другом, как показано на рисунке.

4. Проверьте и отрегулируйте зазоры,

в клапанах (см. "Проверка и регули-

ровка тепловых зазоров в клапанах").

5. Установите кронштейн крепления

генератора и транспортировочные

крюки (рымы) двигателя.
Момент затяжки болтов:

кронштейна генератора 26 Нм

рымов 27 Нм

6. Установите зубчатый шкив распре­

делительного вала.

а) Совместите установочный штифт

распределительного вала с устано­

вочной канавкой шкива и установите

шкив.
б) Удерживая ключом распредели­

тельный вал за его шестигранную

часть, затяните крепежный болт

шкива (МЗ = 59 Н м ) .

Примечание:

• Удалите остатки масла и воды с

поверхности шкива и держите его
всегда в чистом состоянии.

• При затяжке крепежного болта

шкива будьте осторожны, чтобы
не повредить ключом головку бло­
ка цилиндров.

7. Установите зубчатый ремень ГРМ.

а) Убедитесь, что установочные
метки ремня привода ГРМ находят­
ся на одном уровне с верхней по­
верхностью защитной крышки №1
ремня. В противном случае необхо-

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности