Автомобиль Opel Meriva. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Opel Meriva. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Электрооборудование автомобиля Opel Meriva выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потреби­телей электроэнергии соединены с «массой». Функцию «массового» провода выполняет ку­зов автомобиля. Электрические цепи элек­тронных систем, управляющих двигателем, ко­робкой передач, подушкой безопасности, ан- тиблокировочной системой тормозов и т.п., выполнены по многопроводной схеме и со­единены с «массой» автомобиля только через электронный блок управления. Также в авто­мобиле применяется мультиплексная система управления CAN-bus, представляющая собой цифровой канал (шину) для передачи данных (команд) от устройства управления (напри­мер, панели управления) к любому исполни­тельному механизму, используя несколько проводов малого сечения. Такой канал спосо­бен заменить несколько десятков проводов с различным сечением в зависимости от мощ­ности потребителя на более компактный жгут цифровой шины. В мультиплексной системе все потребители и исполнительные механиз­мы с одной стороны подсоединены к жгуту электропитания, которая начинается от акку­муляторной батареи, а с другой стороны - к цифровой шине (информационной линии), соединяющей их с управляющим устройством.

Питание потребителей при неработающем двигателе осуществляется от аккумуляторной батареи (АКБ), при работающем двигателе - от генератора.

Для коммутации основных цепей автомоби­ля служит центральный блок управления элек­трооборудованием и комбинированный вы­ключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противо­угонного устройства с замком.

Основные схемы электрооборудования ав­томобиля приведены в конце книги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Любые работы с электрооборудованием ав­томобиля проводите только при отключен­ной аккумуляторной батарее.

Отсоединять или подсоединять аккумуля­торную батарею можно только при выклю­ченном зажигании.

При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. Запрещается применять предохранители, не предусмотренные конструкцией автомо­биля или рассчитанные на больший ток, а также использовать вместо предохраните­лей проволоку.

Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора


напряжения и элементов электронного оборудования автомобиля.

Никогда не снимайте и не вытаскивайте ко­лодки жгутов проводов электронных блоков управления или других электронных компо­нентов при включенном зажигании, чтобы избежать повреждений блоков управления. Отсоединение провода от клеммы «минус» аккумуляторной батареи неизбежно приво­дит к потере содержимого памяти блоков электронных систем (например, показатели времени и даты). После подсоединения про­вода к клемме аккумуляторной батареи не­обходимо вновь запрограммировать энерго­зависимую память электронных блоков уп­равления. В автомобилях с системой ESP после отсоединения аккумуляторной бата­реи необходимо вновь откалибровать датчик угла поворота рулевого вала. Для этого надо включить зажигание и повернуть рулевое ко­лесо справа налево до упора.

При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять прово­да от клемм аккумуляторной батареи, гене­ратора и электронного блока управления. Регулярно очищайте клеммы аккумулятор­ной батареи и наконечники проводов от окислов и грязи.

При подзарядке аккумуляторной батареи с помощью зарядного устройства отсоеди­няйте провода электрооборудования авто­мобиля от клемм батареи.

Opel Meriva. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В состав типичной электрической цепи мо­гут входить основной электрический элемент (потребитель), различные выключатели, пере­ключатели, силовые реле, предохранители (плавкие вставки) или прерыватели цепи, от­носящиеся к данному элементу, проводка и контактные разъемы, служащие для соеди­нения основного элемента с аккумуляторной батареей и «массой» кузова.

Перед тем как приступить к работе по уст­ранению неисправностей в какой-либо элект­рической цепи, внимательно изучите соответ­ствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назна­чение. Круг поиска неисправности обычно су­жается за счет постепенного (последователь­ного) определения и исключения нормально функционирующих элементов того же конту­ра. При одновременном выходе из строя не­скольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перего­рание соответствующего предохранителя ли­бо нарушение контакта с «массой» (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления).

Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, таки­ми как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя (перегорание плав­кой вставки) или повреждение реле. Визуаль­но проверьте состояние всех предохраните­лей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более детальной проверке исправности ее компонентов.

В случае применения для поиска неисправ­ности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в какие точки кон­тура и в какой последовательности следует подключать прибор для наиболее эффектив­ного выявления неисправности.

В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольт­метр (можно использовать и 12-вольтовую кон­трольную лампу с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник пи­тания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от по­стороннего источника (аккумуляторной бата­реи другого автомобиля), оборудованных за­жимами типа «крокодил» и желательно преры­вателем электрической цепи. Их можно применять для шунтирования и подключения различных элементов электрооборудования при диагностике цепи. Как уже было упомянуто, перед тем как приступить к проверке цепи с по­мощью диагностического оборудования, опре­делите по схемам места его подключения.

Проверки наличия напряжения питания проводятся в случае нарушения электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей к отрицательной клемме аккумуляторной батареи либо обеспечьте хо­роший контакт с кузовом автомобиля. Другой провод тестера подсоедините к контакту разъе­ма проверяемой цепи, предпочтительно бли­жайшему к аккумуляторной батарее или предо­хранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном от­резке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумулятор­ной батареей. Действуя таким же образом, ис­следуйте остальную часть цепи. Обнаружение нарушения напряжения питания свидетельст­вует о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ра­нее (где было напряжение питания). В боль­шинстве случаев причина отказа заключается в ослаблении контактных разъемов и повреж­дении самих контактов (окисление).

Поиски места короткого замыкания. Од­ним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя интере­сующей нас цепи и подключение вместо него лампы-пробника (в зависимости от потребля­емой мощности нагрузки в цепи мощность лампы-пробника должна составлять от 20 до 50 Вт, номинальное напряжение лампы - 12 В). Напряжение в цепи должно отсутствовать.


Рис. 11.2. Обозначения предохранителей, установленных в монтажном блоке салона под крышкой панели приборов



Рис. 11.1. Схема и порядок проверки надежного кон­такта с «массой» на автомобиле


Подергайте проводку наблюдая за лампой- пробником. Если лампа начнет мигать, где-то в данном жгуте проводов есть замыкание на «массу», возможно, вызванное перетиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть проведена для каждого из компо­нентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей.

Проверка надежности контакта с «мас­сой». Такая проверка может быть разделена на три этапа:

- 1-й этап. Подключите лампу-пробник В (номинальное напряжение лампы - 12 В, мощ­ность лампы - от 20 до 30 Вт) (рис. 11.1) одним проводом к клемме «плюс» аккумуляторной ба­тареи Б, а вторым - к клемме «минус». Это не­обходимо сделать для того, чтобы проверить исправность лампы-пробника и убедиться в ра­ботоспособности АКБ. Если лампа будет го­реть ярко, можно приступить к дальнейшей ди­агностике, имея исправные компоненты цепи;

- 2-й этап. Оставьте один провод контроль­ной лампы подключенным к клемме «плюс» АКБ, а второй - подсоедините к любой точке с заведомо хорошим контактом с «массой» А, те. с кузовом. Данная проверка позволяет оп­ределить надежность контактов в цепи от клем­мы «минус» АКБ до металлической части кузо­ва. Если цепь исправна, т.е. контрольная лампа загорается так же ярко, как при проверке на первом этапе, описанном выше, то следует пе­реходить к 3-му, окончательному этапу провер­ки надежности контакта с «массой»;

- 3-й этап. Оставьте один провод контроль­ной лампы подключенным к клемме «плюс» АКБ, а второй провод подсоедините к интере­сующему контакту в колодке Г жгута проводов. Если цепь исправна, то контрольная лампа за­горится так же ярко, как при проверке на 1-м и 2-м этапах. Если контрольная лампа не заго­рается или горит вполнакала, необходимо про­верить соответствующие цепи на предмет ослабления затяжки контактных болтов, окис­ления кольцевых наконечников силовых прово­дов, соединяющих клемму «минус» аккумуля­торной батареи и кузов автомобиля, а также слабого соединения контактных разъемов или повреждения самих контактов (окисление).

Такой же принцип поэтапной проверки можно использовать и при определении нали­чия номинального напряжения питания диа­гностируемой цепи.

Проверка на отсутствие обрыва прово­дится для обнаружения обрывов электричес­кой цепи. После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника с автономным источником питания. Подклю­чите провода пробника к обоим концам цепи. Если контрольная лампа загорается, обрыва в цепи нет. Если лампа не загорается, значит, в цепи обрыв. Аналогичным образом можно проверить и исправность выключателя, под­соединив пробник к его контактам. При пере­воде выключателя в положение «ВКЛ» лампа- пробник должна загореться.

Локализация места обрыва. При диагнос­тике подозреваемого в наличии обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как бывает тяжело визуально про­верить клеммы на появление коррозии или на­рушение качества их контактов из-за ограни­ченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъема). .Резкое подер­гивание корпуса колодки жгута проводов на датчике или самого жгута проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализа­ции причины отказа цепи, подозреваемой в на­личии обрыва. Нестабильно возникающие от­казы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов.

Диагностика неисправностей электричес­ких цепей не представляет собой трудную за­дачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем по­требителям (лампа, электромотор и т.д.) от ак­кумуляторной батареи по проводам через вы­ключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею че­рез «массу» (кузов) автомобиля. Любые про­блемы, связанные с отказом электрообору­дования, могут быть вызваны прекращением подачи на них электрического тока от батареи или возврата тока в батарею.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности