Автомобиль Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т

Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т

На часть выпускаемых автомобилей Skoda Octavia Tour устанавливают бензиновый ряд­ный 20-клапанный двигатель с турбонаддувом, с двумя распределительными валами, рабо­чим объемом 1,8 л (мод. ARZ, AGU, ARX, AUM).

Распределительный вал выпускных клапа­нов приводится от коленчатого вала зубчатым ремнем 18 (рис. 5.22), а распределительный вал впускных клапанов - цепью 26 от звездоч­ки распределительного вала выпускных кла­панов. Клапаны приводятся непосредственно от распределительных валов 3 и 4 через гид­ротолкатели 6, автоматически компенсирую­щие изменение длины стержней клапанов при нагреве. Благодаря гидротолкателям не тре­буется проверять и регулировать зазоры в приводе клапанов.

Головка блока цилиндров 11 изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схе­ме продувки цилиндров (впускные и выпуск­ные каналы расположены на противополож­ных сторонах головки). В головку запрессова­ны седла и направляющие втулки клапанов.

Впускные и выпускные клапаны 29 имеют по одной пружине 9, зафиксированной через та­релку 8 двумя сухарями 7.

Распределительные валы 3 и 4 установлены в постелях подшипников, выполненных в теле головки, и закреплены крышками 1, 5 и 24. На распределительном валу 3 выпускных

клапанов восемь кулачков, по два кулачка на цилиндр. На распределительном валу 4 впу­скных клапанов двенадцать кулачков, по три кулачка на цилиндр. Кулачки распредели­тельных валов воздействуют на гидротол­катели 6 клапанов, которые перемещают клапаны.


Рис. 5.22. Головка блока цилиндров двигателя 1,81: 1, 5, 24 - крышки подшипников распределительных валов; 2,13,16, 20, - болты; 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4 - распределительный вал впускных клапа­нов; 6 - гидротолкатель клапана; 7 - сухари; 8- тарелка пружины клапана; 9 - пружина клапана; 10- маслосьемный колпачок; И - головка блока цилиндров; 12 - шкив распределительного вала выпускных клапанов; 14 - датчик по­ложения распределительного вала впускных клапанов; 15 - натяжной ролик; 17 - передняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 18 - ремень; 19 - опора двигателя; 21 - нижняя крышка ремня привода газорас­пределительного механизма; 22 - винт; 23 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 25 - звездоч­ка распределительного вала впускных клапанов; 26 - цепь привода; 27 - гидравлический натяжитель цепи; 28 - саль­ники распределительных валов; 29 - клапаны; 30 - натяжитель ремня; 31 - направляющая втулка; 32 - водяной на­сос; 33 - шкив коленчатого вала


Между головкой и блоком цилиндров уста­новлена прокладка, представляющая собой отформованную из тонколистового металла пластину.

Система смазки комбинированого типа. Смазка в двигатель поступает от масляного на­соса с приводом через цепь и звездочку от звездочки коленчатого вала. Насос забирает масло из поддона картера через сетчатый мас- лоприемник и прогоняет его через полнопо­точный сменный масляный фильтр, установ­ленный снаружи двигателя. Далее масло по ка­налам поступает в блок цилиндров, откуда распределяется к опорным (коренным) под­шипникам коленчатого вала и распределитель­ному валу в головку блока. Масло к шатунным шейкам поступает по сверлениям в коленча­том валу к подшипникам распределительного вала и гидротолкателям масло подается под давлением. Кулачки и клапаны смазываются разбрызгиванием, как и все остальные трущи­еся компоненты двигателя. Для охлаждения масла в систему смазки встроен масляно-жид­костный теплообменник.

Система охлаждения двигателей герме­тичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сго­рания и газовые каналы в головке блока ци­линдров. Принудительную циркуляцию охлаж­дающей жидкости обеспечивает центробеж­ный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспре­делительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждаю­щей жидкости в системе охлаждения установ­лен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система подачи дополнительного воз­духа служит для облегчения пуска холодного двигателя. Основным элементом системы по­дачи дполнительного воздуха является насос, который после пуска двигателя нагнетает воз­дух в выпускной коллектор примерно в тече­ние 100 с. В результате отработавшие газы обогащаются кислородом, сокращая время нагрева каталитического нейтрализатора от­работавших газов.

Система выпуска предназначена для от­вода отработавших газов из цилиндров дви­гателя, снижения уровня шума при работе и уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Отличительной особенностью двигателя объемом 1,8 л является наличие турбонаг­нетателя, использующего энергию отрабо­тавших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Турбонагнетатель установлен меж­ду выпускным коллектором 14 (рис. 5.23) и приемной трубой.

Принцип работы турбонагнетателя заклю­чается в том, что отработавшие газы из ци­линдров поступают под давлением через вы­пускной коллектор 14 в камеры турбонагнета­теля 3. Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Через воздушный фильтр центробежный турбоком­прессор всасывает воздух, сжимает его и по­дает под давлением в цилиндры.

Подшипник турбокомпрессора смазывает­ся маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбо­компрессора масло по маслоотводной трубке сливается в картер двигателя. Колесо турби­ны отлито из жаропрочного никелевого спла­ва и приварено к валу ротора. Колесо ком­прессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью спе­циальной гайки.

В турбокомпрессоре предусмотрены кон­тактные газомасляные уплотнения с пружин­ными кольцами. Уплотнительные кольца со стороны турбины установлены в канавке втул­ки, напрессованной на вал ротора, а со сто­роны компрессора - в канавке втулки ком­прессора. Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрес­сора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшип­ника маслоотражателем, образующим допол­нительный лабиринт. Давление наддува регу­лируется путем перепуска части отработав­ших газов мимо турбины при превышении давления наддува через перепускной клапан, встроенный в корпус турбины. Рычаг перепу­скного клапана соединен регулируемой тягой


с исполнительным механизмом, который, в свою очередь, соединен воздухопроводом с выходом компрессора. Настройка регулято­ра на определенное давление проводится из­менением длины тяги. Изменять заводскую регулировку тяги при эксплуатации не разрешается.

Skoda Octavia (Tour). УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ

Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода газораспределительного механизма, не нару­шалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения дви­гатель не будет нормально работать.

Выставляйте ВМТ по метке на шкиве рас­пределительного вала (при установке по мет­кам на шкиве коленчатого вала в этом поло­жении может находиться поршень либо 1-го,


Рис. 5.23. Турбонагнетатель двигателя 1,81:1,16 - гайки; 2,7,15,24, 25 - прокладки; 3 - турбонагнетатель; 4 - уп­лотнительное кольцо; 5, 8, 13 - болт; 6 - впускной патрубок; 9 - термоэкран; 10 - кронштейн воздухоподводящего патрубка; 11,17 - болт-штуцер; 12 - подводящая трубка системы смазки; 14 - выпускной коллектор; 18 - отводящий шланг системы охлаждения; 19, 22 - винт; 20 - распорная втулка; 21 - подводящий шланг системы охлаждения; 23 - кронштейн турбонагнетателя; 26 - отводящая трубка системы смазки


либо 4-го цилиндра). После этого обязатель­но убедитесь в совпадении меток на зубчатом шкиве коленчатого вала (при снятом шкиве привода вспомогательных агрегатов). Если метки на шкиве коленчатого вала не совпада­ют, значит, нарушена установка фаз газорас­пределения (поршень 1-го цилиндра не уста­новлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода газораспределитель­ного механизма и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Для проверки совпадения меток проверните коленчатого вала за болт крепления к нему шкива, сняв для облегчения доступа верх­нюю часть правого брызговика двигателя.


Метка на зубчатом шкиве распредели­тельного вала должна быть совмещена с меткой на задней крышке ремня привода газораспределительного механизма. При этом метка на шкиве коленчатого вала долж­на находиться напротив указателя на нижней крышке привода газораспределительного механизма.

1. Снимите декоративный кожух двигателя.

2. Снимите правое переднее колесо.

3. Снимите защиту картера двигателя.

4. Снимите ремень привода вспомогатель­ных агрегатов.

5. Снимите верхнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма.

6. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов до момента сов­мещения меток на шкиве распределительно­го вала и крышке головки блока цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЕ

Необязательно предварительно снимать ни­жнюю крышку при проверке установки фаз газораспределения. Это может потребо­ваться, если выявится нарушение установки фаз и необходимо будет восстановить уста­новку с ослаблением натяжения ремня при­вода газораспределительного механизма.

7. Проверьте совпадение меток на зубча­том шкиве распределительного вала и крыш­ке головки блока цилиндров.


Рис. 5.24. Принципиальная схема системы наддува двигателя 1,9TDI: 1 - датчик высоты; 2 - блок управления EDC; 3 - массовый расходомер воздуха; 4 - охладитель наддувочного воздуха; 5 - датчики давления и температуры во впуск­ном коллекторе; 6 - камера сгорания; 7 - перепускной клапан; 8 - узел давления; 9 - клапан давления наддува; 10 - электромагнитный клапан регулирования давления наддува; 11 - насос дополнительного воздуха



Рис 5.25. Головка блока цилиндров двигателя 1,9TDI: 1 - прокладка головки блока цилиндров; 2 - болт крепления транспортной проушины; 3 - головка блока цилиндров; 4 - транспортная проушина двигателя; 5 - болт крепления го­ловки блока цилиндров; б - маслоотражатель; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - уплотнительная манжета; 9 - пробка маслоналивной горловины; 10 - трубка системы вентиляции картера; 11 - хомут; 12 - клапан системы вен­тиляции картера; 13 - уплотнение; 14 - гайка крепления крышки; 15 - шайба; 16 - уплотнение; 17 - трубопроводы вы­сокого давления (к форсункам); 18 - вакуум-насос; 19 - болт крепления вакуум-насоса; 20 - прокладка вакуум-насоса


8. Установите детали в порядке, обратном снятию. Проверьте натяжение ремня: если ремень натянут правильно, то его можно повернуть на 90° двумя пальцами (усилие 15-20 Н). Провернув коленчатый вал на два оборота, еще раз проверьте натяжение ремня. При необходимости повторите регулировку.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности