Автомобиль Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т
Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т
На часть выпускаемых автомобилей Skoda Octavia Tour устанавливают бензиновый рядный 20-клапанный двигатель с турбонаддувом, с двумя распределительными валами, рабочим объемом 1,8 л (мод. ARZ, AGU, ARX, AUM).
Распределительный вал выпускных клапанов приводится от коленчатого вала зубчатым ремнем 18 (рис. 5.22), а распределительный вал впускных клапанов - цепью 26 от звездочки распределительного вала выпускных клапанов. Клапаны приводятся непосредственно от распределительных валов 3 и 4 через гидротолкатели 6, автоматически компенсирующие изменение длины стержней клапанов при нагреве. Благодаря гидротолкателям не требуется проверять и регулировать зазоры в приводе клапанов.
Головка блока цилиндров 11 изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов.
Впускные и выпускные клапаны 29 имеют по одной пружине 9, зафиксированной через тарелку 8 двумя сухарями 7.
Распределительные валы 3 и 4 установлены в постелях подшипников, выполненных в теле головки, и закреплены крышками 1, 5 и 24. На распределительном валу 3 выпускных
клапанов восемь кулачков, по два кулачка на цилиндр. На распределительном валу 4 впускных клапанов двенадцать кулачков, по три кулачка на цилиндр. Кулачки распределительных валов воздействуют на гидротолкатели 6 клапанов, которые перемещают клапаны.
Рис. 5.22. Головка блока цилиндров двигателя 1,81: 1, 5, 24 - крышки подшипников распределительных валов; 2,13,16, 20, - болты; 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4 - распределительный вал впускных клапанов; 6 - гидротолкатель клапана; 7 - сухари; 8- тарелка пружины клапана; 9 - пружина клапана; 10- маслосьемный колпачок; И - головка блока цилиндров; 12 - шкив распределительного вала выпускных клапанов; 14 - датчик положения распределительного вала впускных клапанов; 15 - натяжной ролик; 17 - передняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 18 - ремень; 19 - опора двигателя; 21 - нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 22 - винт; 23 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 25 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; 26 - цепь привода; 27 - гидравлический натяжитель цепи; 28 - сальники распределительных валов; 29 - клапаны; 30 - натяжитель ремня; 31 - направляющая втулка; 32 - водяной насос; 33 - шкив коленчатого вала
Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, представляющая собой отформованную из тонколистового металла пластину.
Система смазки комбинированого типа. Смазка в двигатель поступает от масляного насоса с приводом через цепь и звездочку от звездочки коленчатого вала. Насос забирает масло из поддона картера через сетчатый мас- лоприемник и прогоняет его через полнопоточный сменный масляный фильтр, установленный снаружи двигателя. Далее масло по каналам поступает в блок цилиндров, откуда распределяется к опорным (коренным) подшипникам коленчатого вала и распределительному валу в головку блока. Масло к шатунным шейкам поступает по сверлениям в коленчатом валу к подшипникам распределительного вала и гидротолкателям масло подается под давлением. Кулачки и клапаны смазываются разбрызгиванием, как и все остальные трущиеся компоненты двигателя. Для охлаждения масла в систему смазки встроен масляно-жидкостный теплообменник.
Система охлаждения двигателей герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система подачи дополнительного воздуха служит для облегчения пуска холодного двигателя. Основным элементом системы подачи дполнительного воздуха является насос, который после пуска двигателя нагнетает воздух в выпускной коллектор примерно в течение 100 с. В результате отработавшие газы обогащаются кислородом, сокращая время нагрева каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Система выпуска предназначена для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, снижения уровня шума при работе и уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Отличительной особенностью двигателя объемом 1,8 л является наличие турбонагнетателя, использующего энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Турбонагнетатель установлен между выпускным коллектором 14 (рис. 5.23) и приемной трубой.
Принцип работы турбонагнетателя заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров поступают под давлением через выпускной коллектор 14 в камеры турбонагнетателя 3. Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Через воздушный фильтр центробежный турбокомпрессор всасывает воздух, сжимает его и подает под давлением в цилиндры.
Подшипник турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло по маслоотводной трубке сливается в картер двигателя. Колесо турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью специальной гайки.
В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения с пружинными кольцами. Уплотнительные кольца со стороны турбины установлены в канавке втулки, напрессованной на вал ротора, а со стороны компрессора - в канавке втулки компрессора. Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрессора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшипника маслоотражателем, образующим дополнительный лабиринт. Давление наддува регулируется путем перепуска части отработавших газов мимо турбины при превышении давления наддува через перепускной клапан, встроенный в корпус турбины. Рычаг перепускного клапана соединен регулируемой тягой
с исполнительным механизмом, который, в свою очередь, соединен воздухопроводом с выходом компрессора. Настройка регулятора на определенное давление проводится изменением длины тяги. Изменять заводскую регулировку тяги при эксплуатации не разрешается.
Skoda Octavia (Tour). УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ
Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода газораспределительного механизма, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.
Выставляйте ВМТ по метке на шкиве распределительного вала (при установке по меткам на шкиве коленчатого вала в этом положении может находиться поршень либо 1-го,
Рис. 5.23. Турбонагнетатель двигателя 1,81:1,16 - гайки; 2,7,15,24, 25 - прокладки; 3 - турбонагнетатель; 4 - уплотнительное кольцо; 5, 8, 13 - болт; 6 - впускной патрубок; 9 - термоэкран; 10 - кронштейн воздухоподводящего патрубка; 11,17 - болт-штуцер; 12 - подводящая трубка системы смазки; 14 - выпускной коллектор; 18 - отводящий шланг системы охлаждения; 19, 22 - винт; 20 - распорная втулка; 21 - подводящий шланг системы охлаждения; 23 - кронштейн турбонагнетателя; 26 - отводящая трубка системы смазки
либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убедитесь в совпадении меток на зубчатом шкиве коленчатого вала (при снятом шкиве привода вспомогательных агрегатов). Если метки на шкиве коленчатого вала не совпадают, значит, нарушена установка фаз газораспределения (поршень 1-го цилиндра не установлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода газораспределительного механизма и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для проверки совпадения меток проверните коленчатого вала за болт крепления к нему шкива, сняв для облегчения доступа верхнюю часть правого брызговика двигателя.
Метка на зубчатом шкиве распределительного вала должна быть совмещена с меткой на задней крышке ремня привода газораспределительного механизма. При этом метка на шкиве коленчатого вала должна находиться напротив указателя на нижней крышке привода газораспределительного механизма.
1. Снимите декоративный кожух двигателя.
2. Снимите правое переднее колесо.
3. Снимите защиту картера двигателя.
4. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
5. Снимите верхнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма.
6. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов до момента совмещения меток на шкиве распределительного вала и крышке головки блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ
Необязательно предварительно снимать нижнюю крышку при проверке установки фаз газораспределения. Это может потребоваться, если выявится нарушение установки фаз и необходимо будет восстановить установку с ослаблением натяжения ремня привода газораспределительного механизма.
7. Проверьте совпадение меток на зубчатом шкиве распределительного вала и крышке головки блока цилиндров.
Рис. 5.24. Принципиальная схема системы наддува двигателя 1,9TDI: 1 - датчик высоты; 2 - блок управления EDC; 3 - массовый расходомер воздуха; 4 - охладитель наддувочного воздуха; 5 - датчики давления и температуры во впускном коллекторе; 6 - камера сгорания; 7 - перепускной клапан; 8 - узел давления; 9 - клапан давления наддува; 10 - электромагнитный клапан регулирования давления наддува; 11 - насос дополнительного воздуха |
Рис 5.25. Головка блока цилиндров двигателя 1,9TDI: 1 - прокладка головки блока цилиндров; 2 - болт крепления транспортной проушины; 3 - головка блока цилиндров; 4 - транспортная проушина двигателя; 5 - болт крепления головки блока цилиндров; б - маслоотражатель; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - уплотнительная манжета; 9 - пробка маслоналивной горловины; 10 - трубка системы вентиляции картера; 11 - хомут; 12 - клапан системы вентиляции картера; 13 - уплотнение; 14 - гайка крепления крышки; 15 - шайба; 16 - уплотнение; 17 - трубопроводы высокого давления (к форсункам); 18 - вакуум-насос; 19 - болт крепления вакуум-насоса; 20 - прокладка вакуум-насоса
8. Установите детали в порядке, обратном снятию. Проверьте натяжение ремня: если ремень натянут правильно, то его можно повернуть на 90° двумя пальцами (усилие 15-20 Н). Провернув коленчатый вал на два оборота, еще раз проверьте натяжение ремня. При необходимости повторите регулировку.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст