Автомобиль Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,9 TDI (ALN, AGR)
Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,9 TDI (ALN, AGR)
На автомобили Skoda Octavia Tour может быть установлен двигатель 1.9TDI (турбодизель) мощностью 90 л.с. Двигатель с наддувом, рядный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, с механизмом газораспределения SOHC, с непосредственным впрыском топлива. Двигатель расположен поперечно. Впускной и выпускной коллекторы размещены на задней стороне головки блока цилиндров. Между впускным и выпускным коллекторами установлен турбонагнетатель.
В камеру сгорания 6 (рис. 5.24) клапана наддува подается давление из электромагнитного клапана регулирования давления наддува 9. На клапан 7 поступают электрические сигналы электронного блока управления, что позволяет регулировать давление наддува. За температурой и давлением во впускном коллекторе следят датчики 5 давления и температуры во впускном коллекторе. Отклонения от заданных значений соответствующим образом корректируются. Измерение температуры необходимо потому, что она оказывает влияние на плотность воздуха. Табличное значение давления наддува корректируется в соответствии
с атмосферным давлением, измеряемым датчиком высоты 1 таким образом, что в двигатель всегда поступает примерно одинаковая масса воздуха. Начиная с высоты около 1500 метров над уровнем моря давление наддува уменьшается для предотвращения повышенной частоты вращения турбонагнетателя.
Рис. 5.26. Распределительный вал двигателя 1,9TDI:
1 - крышка подшипника распределительного вала; 2 - гайка крепления крышки подшипника; 3 - распределительный вал; 4 - гидротолкатель; 5 - сухари клапана; 6 - тарелка клапана; 7 - пружина клапана; 8 - маслосъемный колпачок; 9 - направляющая клапана; 10 - сальник распределительного вала; И - головка блока цилиндров; 12 – клапан
Давление наддува регулируется изменением соотношения включенного и выключенного состояний, при этом среднее давление регулируется в соответствии с атмосферным давлением. Соотношение включенного и выключенного состояний формируется путем сравнения сигнала датчика со значением из таблицы. Этот сигнал обеспечивает управление электромагнитным клапаном регулирования давления наддува, который открывает или перекрывает поток наддувочного воздуха в узел давления. Если в узел давления подается воздух под высоким давлением, он открывает заслонку в корпусе турбонагнетателя. Отработавшие газы поступают через эту заслонку непосредственно в выпускной канал, не проходя через турбонагнетатель. Давление наддува регулируется в зависимости от высоты над уровнем моря и температуры воздуха. С уменьшением давления воздуха снижается и давление наддува во избежание повреждения турбонагнетателя.
Головка блока цилиндров 3 (рис. 5.25) дизельного двигателя изготовлена из алюминиевого сплава. Прокладка 1 головки блока цилиндров выполнена из металла, благодаря чему более устойчива к высокой температуре и давлению.
Блок цилиндров двигателя отлит из серого чугуна с уже сформированными гильзами цилиндров. Чугунные крышки подшипников коленчатого вала, включая болты, входят в состав блока. В обе части подшипников установлены вкладыши. По центральной окружности вкладышей выполнены язычковые замки и смазочные канавки.
Рис 5.27. Ремень привода газораспределительного механизма двигателя 1,9101: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 14, 16, 17, 21,
31 - болты; 5, 15, 29 - гайки; 6 - нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 8 - средняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 10 - опора двигателя; И - верхняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 12 - ремень привода газораспределительного механизма; 13, 20 - втулки; 18 - шкив распределительного вала; 19 - полуавтоматический натяжитель; 22 - задняя крышка газораспределительного механизма; 23 - шкив топливного насоса высокого давления (с 1997 года выпуска); 24 - ШКИБ топливного насоса высокого давления (до 1997 года выпуска); 25 - водяной насос; 26 - промежуточный ролик; 27 - шкив коленчатого вала; 28 - втулка; 30 - топливный насос высокого давления; 32 - кронштейн навесных агрегатов
Распределительный вал 3 (рис. 5.26) двигателя установлен в постели подшипников, выполненных в теле головки, и зафиксирован от осевого перемещения упорными фланцами.
Распределительный вал приводится в действие от шкива 27 (рис. 5.27) коленчатого вала зубчатым ремнем 12. Он одновременно приводит также водяной насос и топливный насос высокого давления. Натяжение ремня реп/лируется полуавтоматическим натяжным устройством 19.
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя полукольцами, установленными в проточках постели среднего коренного подшипника. Масляные каналы к подшипникам проведены поперечно (по диагонали).
Цилиндрическая поверхность в передней части вала предназначена для посадки шкива, а за ним установлена звездочка 5 (рис. 5.28) привода масляного насоса. На другом конце находится фланец с шестью отверстиями для монтажа прижимного диска сцепления, а затем и маховика 14. Последний представляет собой монтажную единицу с зубчатым венцом для зацепления с шестерней стартера двигателя.
Крепление прижимного диска к фланцу коленчатого вала осуществляется специальными болтами с подстраховкой клеящей мастикой.
Маховик, отлитый из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала и закреплен шестью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.
Поршни изготовлены из алюминиевых отливок. На дне поршня со стороны камеры сгорания выполнено углубление с направляющим ребром, которое обеспечивает сильное завихрение всасываемого воздуха и, следовательно, очень хорошее смесеобразование. Специальная схема продувки цилиндров позволяет охлаждать поршни в такте выпуска. Трение в поршневой группе снижено за счет графитового покрытия юбки поршня.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, по конструкции аналогичные коренным. Из-за высокого максимального давления цикла диаметр поршневого пальца увеличен.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. Шатун и его крышка изготовляются из единой заготовки и обрабатываются за одно целое, после чего крышка откалывается от шатуна по специальной технологии. В результате обеспечивается наиболее точное прилегание крышки к ее шатуну. При этом установка крышки на другой шатун недопустима.
Система смазки комбинированная, поток масла проходит через масляный фильтр. Масло из масляного картера всасывается масляным насосом и подается под давлением в двигатель. Масляный насос с клапаном избыточного давления (1,2 МПа) приводится в роликовой цепью от звездочки коленчатого вала. Под коленчатым валом двигателя расположен маслоотражательный щиток, препятствующий быстрому переливу масла.
Рис. 5.28. Коленчатый вал двигателя 1,9TDI: 1 - болт крепления передней крышки блока; 2 - передний сальник коленчатого вала; 3 - передняя крышка блока цилиндров; 4, 7 - вкладыши подшипников коленчатого вала; 5 - звездочка привода масляного насоса; 6 - коленчатый вал; 8 - упорные полукольца коленчатого вала; 9 - болты крепления крышек коренных подшипников; 10 - крышки коренных подшипников коленчатого вала; 11 - центрирующий штифт; 12 - зубчатое колесо положения коленчатого вала; 13 - болт крепления зубчатого колеса; 14 - маховик; 15 - болт; 16 - щиток картера сцепления; 17 - болт крепления задней крышки; 18 - задний сальник коленчатого вала
В систему смазки врезаны также масляный теплообменник 3 и фильтр 23 (рис. 5.29). В корпусе 15 масляного фильтра закреплен и клапан избыточного давления, делающий возможным обратный перепуск масла. Масляный фильтр снабжен сменным бумажным фильтрующим элементом.
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Система состоит из двух ветвей, большой и малой.
При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускной трубе велико, картерные "азы по малой ветви системы всасываются впускной трубой.
На режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на большой угол, разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает, и картерные газы через шланг большой ветви, подсоединенный к штуцеру на крышке головки блока, в основном поступают в воздухоподводящий рукав, а затем через дроссельный узел во впускную трубу и цилиндры двигателя.
Система охлаждения (рис. 5.30) двигателя герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при не- прогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система турбонаддува и рециркуляции отработавших газов. Алюминиевая отливка впускного коллектора прикреплена к головке блока цилиндров болтами и уплотнена прокладкой. На корпусе дроссельной заслонки установлен клапан рециркуляции отработавших газов.
Рис 5.29. Масляный фильтр и масляный теплообменник двигателя 1,9101: 1 - нижняя крышка; 2, 4, 8, 12, 18 - уплотнительные кольца; 3 - масляный теплообменник; 5 - уплотнительное кольцо датчика давления масла; б - датчик давления масла; 7, 11, 14 - болты; 9 - пружина; 10 - поршень клапана избыточного давления; 13 - уплотнительная прокладка фланца; 15 - корпус фильтра; 16 - уплотнительная шайба; 17 - подводящий масляный трубопровод; 19 - болт-штуцер; 20 - верхняя крышка фильтра; 21 - уплотнительное кольцо верхней крышки; 22 - нижнее уплотнительное кольцо; 23 - фильтрующий элемент масляного фильтра
Рис. 5.30. Система охлаждения двигателя 1,9TDI: 1,10 - винты; 2 - водяной насос; 3,13 - уплотнительные кольца; 4 - к верхнему патрубку радиатора; 5 - к головке блока цилиндров; 6 - к верхнему патрубку расширительного бачка; 7 - к теплообменнику системы отопления; 8 - охладитель отработавших газов (на автомобилях с автоматической коробкой передач); 9 - от водораспределителя; И - к расширительному бачку; 12 - трубка; 14 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 15 - фиксирующая скоба; 16,17 - к теплообменнику системы отопления; 18 - болт; 19, 24 - водораспределители; 20 - трубка; 21 - к верхнему патрубку радиатора; 22 - к патрубку расширительного бачка; 23 - к нижнему патрубку радиатора; 25 - термостат; 26 - масляный радиатор
Рис 5.31. Турбонагнетатель двигателя 1,9TDI: 1 - турбонагнетатель; 2,24, 35, 37, 38, 40 - уплотнительные кольца; 3 - штуцер; 4 - подводящий маслопровод; 5 - болт; б, 8, 11, 22, 25, 26, 27, 30 - гайки; 7 - кронштейн трубопровода; 9,12,13, 18, 42 - уплотнительные прокладки; 10 - трубопровод рециркуляции отработавших газов; 14 - впускной коллектор; 15 - болт крепления впускного коллектора; 16 - болт крепления трубопровода системы рециркуляции отработавших газов; 17 - болт крепления турбонагнетателя; 19 - выпускной коллектор; 20 - кронштейн; 21 - прокладка; 23 - теплоизоляционный экран; 28 - стопорное кольцо; 29 - вакуумный регулятор давления воздуха; 31 - управляющий элемент; 32 - болт кронштейна; 33 - кронштейн; 34,41 - болты-шту- цера; 36 - патрубок возвратного маслопровода; 39 - возвратный маслопровод
На выпускном коллекторе закреплен турбонагнетатель (рис. 5.31), служащий для повышения давления воздуха с помощью турбины, которую приводит в действие отработавшие газы. Смазка подшипников турбины включена в общую систему смазки двигателя
Система турбонадцува дополнена системой рециркуляции отработавших газов. Регулировка количества подаваемых в систему отработавших газов осуществляется электромагнитным клапаном рециркуляции. Конусообразный толкатель клапана изменяет сечение перепускного отверстия при различных положениях клапана.
Система питания. В цилиндры дизельного двигателя при движении поршня вниз всасывается чистый воздух. Во время хода сжатия давление в цилиндре резко повышается. При этом температура в цилиндре становится выше температуры воспламенения дизельного топлива. Если поршень находится перед ВМТ то в нагретый до температуры 700-900 °С цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое самовозгорается, поэтому свечи зажигания не нужны.
В холодном двигателе только сжатием температуры воспламенения достичь нельзя. В этом случае необходимо подогреть двигатель. Для этого в вихревой камере установлена свеча накаливания, которая подогревает камеру сгорания.
Топливо подается топливным насосом высокого давления (ТНВД) непосредственно из топливного бака. В ТНВД топливо перед впрыскиванием сжимается до 1,30-1,60 кПа, а затем подается в цилиндры двигателя в порядке их работы. Одновременно регулятор ТНВД отмеряет топливо в зависимости от положения педали газа. Через форсунки дизельное топливо в определенный момент времени впрыскивается в форкамеру соответствующего цилиндра. Благодаря форме форкамеры (или вихревой камеры) поступающий воздух получает при сжатии определенное завихрение, в котором топливо оптимально смешивается с воздухом.
Прежде чем поступить в ТН8Д топливо проходит через топливный фильтр, в котором очищается от загрязнений и воды. Вот почему важно своевременно, согласно предписанному обслуживанию чистить или заменять фильтр.
ТНВД не требует ухода. Все движущиеся части насоса смазываются дизельным топливом. Насос высокого давления приводится в действие от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем.
Поскольку в дизельном двигателе происходит самовоспламенение горючей смеси, система зажигания с распределителем зажигания для работы двигателя не нужны, а в ТНВД устанавливают электромагнитный клапан. При выключении зажигания подача напряжения к электромагнитному клапану прерывается и клапан перекрывает топливный канал, в результате чего подача топлива прекращается прежде, чем выключится зажигание. При включении стартера к электромагнитному клапану подается напряжение и он открывает топливный канал.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст