Mercedes A W-168. Руководство — часть 22
Mercedes A W-168. Руководство - часть 22
Система впрыска топлива -
бензиновые двигатели
Раздел 4А
1 Общее описание и
меры предосторожности
Электронный блок управления
двигателем регулирует объем по-
даваемого топлива и управляет
системой зажигания. Системы
электронного управления двигате-
лем имеют свои преимущества, ко-
торые заключаются в следующем:
а) точное дозирование количе-
ства топлива в каждом ре-
жиме работы двигателя, что
обеспечивает меньший рас-
ход бензина с сохранением
хороших динамических пока-
зателей;
б) снижение количества вред-
ных выхлопных газов в ре-
зультате точного дозирова-
ния топлива и очищения
отработавших газов (ОГ) с
помощью катализатора,
работающего под управле-
нием кислородного датчика;
в) самодиагностика электрон-
ного блока, что позволяет
быстрее найти неисправ-
ность. Электронный блок уп-
равления двигателем имеет
функцию самопроверки и ре-
гистрации сбоев и неисправ-
ностей при эксплуатации ав-
томобиля. Если в процессе
эксплуатации возникают
сбои в системе зажигания или
впрыскивания, то они регист-
рируются. При появлении сбо-
ев в работе системы впрыс-
кивания гни двигателя в целом
в специализированной мас-
терской можно за плату по-
лучить лист с распечаткой
кодов неисправностей, что-
бы при необходимости само-
стоятельно устранить тот
или иной дефект.
Электронный блок управления
двигателем - это маленький быстро
работающий компьютер. Он опре-
деляет оптимальный угол опереже-
ния зажигания, впрыскивания топ-
лива и объем впрыскиваемого
топлива. При этом блокуправления
двигателемсогласуетсвоидействия
с управляющими блоками иных си-
стем автомобиля, например, с бло-
ком управления коробкой передач
или с противоугонной системой.
Все детали систем зажигания и
впрыска топлива рассчитаны на
длительный срок эксплуатации и
практически не требуют ремон-
та. В рамках технического об-
служивания необходимо лишь
менять съемный фильтрующий
элемент воздушного фильтра, а
также свечи зажигания. Основ-
ные регулировочные и ремонт-
ные работы могут быть выполне-
ны только при использовании
дорогостоящих контрольно-изме-
рительных приборов.
По этой причине ремонт и регули-
ровку следует поручать специали-
зированным мастерским, обладаю-
щим необходимыми приборами и
устройствами.
Правила безопасности
при работах с системой
впрыска топлива
• Никакого открытого огня или
искрообразования вблизи ра-
бочего места!
• Не курить!
• Рабочее место должно
быть оборудовано огнету-
шителем!
• Обеспечьте хорошую про-
ветриваемостъ рабочего
места. Топливные испаре-
ния ядовиты.
• Топливная система нахо-
дится под давлением. Пе-
ред отсоединением шлангов
сбросьте давление в топлив-
ной системе.
• Перед разъединением тру-
бопроводов на место соеди-
нения положите ветошь.
2 Принцип действия
системы впрыска
топлива
Топливо всасывается из топ-
ливного бака топливным насосом
с электроприводом и через топ-
ливный фильтр, установленный
топливным баком, подается в рас-
пределительную магистраль.
Редукционный клапан поддер-
живает давление в топливной си-
стеме постоянным в пределах око-
ло 3,8 - 3,9 бар.
Топливо подаётся через элект-
ронно управляемые клапанные
форсунки, т.е. прерывисто впрыс-
кивается в распределительную
магистраль прямо перед впуск-
ными клапанами двигателя.
Блок управления двигателем
управляет работой форсунок,
обеспечивая последовательный
впрыск топлива. Это значит, что
клапанные форсунки срабаты-
вают по очереди в соответствии
с порядком воспламенения. Од-
новременно происходит и регу-
лирование количества впрыски-
ваемого топлива.
Воздух всасывается двигате-
лем через воздушный фильтр и
через штуцер дроссельной зас-
лонки и впускной коллектор по-
падает к впускным клапанам.
Количество поступающего воз-
духа регулируется дроссельной
заслонкой, угол открытия кото-
рой выполняется шаговым элек-
тродвигателем по «команде»
блока управления.
Объем поступающего возду-
ха учитывается расходомером
массы воздуха, который встро-
ен в блок управления двигате-
лем. В корпусе расходомера
массы воздуха в качестве эле-
мента накаливания находится
тонкая чувствительная пленка,
98
Система впрыска топлива - бензиновые двигатели
охлаждаемая проходящей мас-
сой всасываемого воздуха.
Чтобы температура пленки, не-
смотря на охлаждение воздухом,
оставалась постоянной, блок уп-
равления двигателем регулирует
силу тока накала в соответствии
с количеством (массой) поступа-
ющего воздуха.
Если, к примеру, из-за увеличе-
ния объема поступающего возду-
ха пленка начинает охлаждаться,
то подаваемое напряжение немед-
ленно увеличивается, чтобы со-
хранить температуру накала плен-
ки. По изменению силытоканакала
пленки блок управления определя-
ет нагрузку на двигатель и соот-
ветственно регулирует объем
впрыскиваемого топлива.
Электронный блок управления
двигателем - это небольшой
быстро работающий компью-
тер. Он определяет оптималь-
ный угол опережения зажигания,
впрыскивания топлива и объем
впрыскиваемого топлива.
Информация, получаемая элек-
тронным блоком от датчиков, а
также команды, подаваемые ис-
полнительным или регулирую-
щим механизмам, обеспечивают
оптимальную работу двигателя в
любой ситуации, складывающей-
ся в момент движения.
При отказе одного или несколь-
ких основных датчиков блок уп-
равлениявыполняетаварийную про-
грамму, чтобы снизить степень
опасности для двигателя и обеспе-
чить продолжение движения.
В таких случаях двигатель на-
чинает работать с перебоями и
при нажатии на педаль акселера-
тора может заглохнуть.
Датчики и
исполнительные
механизмы системы
впрыска топлива
• Датчик положения коленча-
того вала установлен в блоке
цилиндров рядом с махови-
ком. Этот датчик передает
на блок управления инфор-
мацию о количестве оборо-
тов, с которыми вращается
коленчатый вал, а также
информирует о положении
поршня цилиндра №1 в ВМТ.
• Датчик положения распре-
делительного вала находит-
ся на торцевой стороне
крышки головки блока ци-
линдров. Он вместе с дат-
чиком положения коленча-
того вала передает блоку
управления информацию о
нахождении поршня цилин-
дра №1 в ВМТ, что служит
основанием для синхрониза-
ции угла опережения зажи-
гания и последовательнос-
ти впрыска топлива.
• Исполнительный привод дрос-
сельной заслонки состоит из
электродвигателя с двумя по-
тенциометрами. Электродви-
гатель регулирует положение
дроссельной заслонки. Этим
обеспечивается неизменность
оборотов холостого хода вне
зависимости от числа подклю-
ченных к бортовой сети по-
требителей, таких как, напри-
мер, гидроусилитель рулевого
управления или компрессор
кондиционера.
• Датчик/потенциометр уг-
лового перемещения дрос-
сельной заслонки располо-
жен непосредственно на
исполнительном приводе
заслонки и передает блоку
управления информацию об
угле открытия дроссельной
заслонки на текущий мо-
мент. Второй потенцио-
метр является запасным и
дублирует информацию. В
случае отказа первого по-
тенциометра он выполня-
ет его функцию.
• Датчик положения педали
акселератора находится в
пространстве для ног с во-
дительской стороны. По-
средством короткой тяги
датчик распознает положе-
ние педали акселератора и
передаёт на блок управле-
ния двигателем информа-
цию в виде сигнала с изменя-
ющимся напряжением. По
соображениям безопаснос-
ти датчик дублирует пере-
даваемый сигнал.
• Датчик температуры ох-
лаждающей жидкости, на-
ходящийся в корпусе тер-
мостата, представляет
собой сопротивление с от-
рицательным темперагт'р-
ным коэффициентом. Это
означает, что сопротивле-
ние датчика уменьшается
при увеличении температу-
ры охлаждающей жидко-
сти. Датчик температуры
впускаемого воздуха также
является сопротивлением
(резистором) с отрица-
тельным температурным
коэффициентом и входит в
состав блока управления
двигателем.
• Вентиляция топливного бака
осуществляется с помощью
емкости с активированным
углем и электромагнитного
клапана, называемого еще
регенерационным клапаном.
Активированный уголь по-
глощает пары топлива, ко-
торые образуются в баке в
результате нагрева топли-
ва. При работающем двига-
теле происходит выделение
поглощенного углем топли-
ва и оно поступает в двига-
тель для сгорания.
• Лямбд-зонд (кислородный
датчик) предназначен для уп-
равления работой катализа-
тора, определяя содержание
кислорода в ОГ и передавая
соответствующую информа-
цию в блок управления.
• Датчик детонационного сго-
рания располагается на блоке
цилиндров возле направляю-
щей стержневого указателя
уровня масла и служит для
предотвращения детонацион-
ного сгорания топлива, под-
держивая оптимальный угол
опережения зажигания. Таким
образом лучше используется
энергия, образующаяся в ре-
зультате сгорания топпива, и
снижается расход топлива.
В рамках технического обслу-
живания автомобиля нет необ-
ходимости выполнять регулиров-
ку оборотов холостого хода, угла
опережения зажигания и содер-
жания СО в отработавших газах
Эти показатели поддерживают-
ся неизменными электроникой.
В случае, если эксплуатаци-
онные показатели начинают
сильно отличаться от номиналь-
ных, то причиной тому дефект
деталей, которые надлежит за-
менить. Проверка системы
впрыска топлива возможна
только с использованием соот-
ветствующего диагностическо-
го оборудования.
Визуальная проверка
системы впрыска
топлива
Поиск неисправностей в систе-
ме впрыска топлива или устране-
ние возможных неисправностей
требуют использования специаль-
ных контрольно-измерительных
приборов. Такие приборы весьма
дорогостоящи и, как правило, име-
ются лишь в специализированных
мастерских.
Система впрыска топлива - бензиновые двигатели
99
Автовладелец может своими
силами выполнять лишь визуаль-
ный контроль и проверку элемен-
тов системы впрыска.
1 Проверьте аккумулятор, см.
соответствующую главу.
2 Проверьте все предохраните-
ли, см. соответствующую главу.
3 Отсоедините, а затем устано-
вите на место все штекеры или
разъемы соответствующей сис-
темы. Убедитесь, что посадка и
крепление штекерных соедине-
ний и проводов в моторном отсе-
ке в порядке.
4 Осмотрите все точки «мас-
сы» (-) и убедитесь, что крепле-
ние проводов не ослабло, а кон-
такты не заржавели.
5 Осмотрите все шланги и тру-
бопроводы и убедитесь, что они
герметично подсоединены, не
имеют трещин или разломов, а
резина шлангов не стала порис-
той. Ослабшие крепления шлан-
гов и трубопроводов подтяните.
3 Топливные форсунки -
проверка
Негерметичные топливные фор-
сунки затрудняют запуск горяче-
го двигателя, приводят к само-
произвольной работе двигателя и
вызывают пропуски в его работе.
1 Запустите двигатель и оставь-
те его работать на холостом ходу.
2 Воспользуйтесь стетоскопом и,
не выключая двигатель, послушай-
те, как работает каждая форсунка.
При работе форсунка издаёт
щелкающий звук, вызванный от-
крытием и закрытием форсунки.
Если стетоскопа нет, то можно
воспользоваться отверткой или
просто приложить к форсунке па-
лец и на ощупь убедиться, что
форсунка работает.
Если шума работающих форсу-
нок не слышно, то следует прове-
рить поступление к форсункам
напряжения, а также её сопротив-
ление и герметичность.
Проверка питания
и сопротивления форсунки
3 Проверьте поступление напря-
жения к форсунке. Для этого от-
соедините от форсунок штекеры
и подсоедините контрольную ди-
одную лампочку к обоим контак-
там штекера. Попросите помощ-
ника поработать стартером.
Диодная лампочка должна ми-
гать. Если диодная лампочка не
мигает, то возможен обрыв про-
вода питания или же причиной
отказа форсунок может быть де-
фект блока управления.
4 Выключите зажигание.
5 Подсоедините омметр к обо-
им контактам каждой форсунки
и поочередно измерьте сопро-
тивление форсунок. Если на од-
ной из форсунок сопротивление
не будет соответствовать но-
минальным значениям, то эту
форсунку следует заменить.
4 Распределительная
топливная магистраль -
снятие и установка
Снятие
При работах с системой пода-
чи топлива должны тщательно
выполняться следующие прави-
ла соблюдения чистоты и меры
безопасности:
• Никакого открытого огня
или искрообразования вбли-
зи рабочего места!
• Не курить!
• Рабочее место должно
быть оборудовано огнету-
шителем!
• Обеспечьте хорошую про-
ветриваемость рабочего
места. Топливные испаре-
ния ядовиты.
• Топливная система нахо-
дится под давлением. При
открытии системы может
произойти выброс топли-
ва. Соберите вытекшее
топливо ветошью. При вы-
полнении работ надевайте
защитные очки.
1 Отсоедините клемму провода
«массы» (-) от отрицательного
вывода аккумулятора при вык-
люченном зажигании.
Внимание! При отсоедине-
нии аккумулятора из радио-
приемника удаляется защит-
ный код, а также все
автоматические настройки
на радиостанции. Если код не-
известен или не записан, то
4.4 Отсоедините штекеры 1 от форсунок 2,
отжав проволочные скобы
ввести радиоприемник в экс- \
плуатацию будет можно
лишь прибегнув к помощи ма-
стерской или изготовителя
радиоприемника. Поэтому
предварительно убедитесь,
что код известен.
2 Снимите воздушный фильтр,
см. соответствующую главу.
3 Высвободите провода топлив-
ных форсунок, обозначив места
крепления хомутов, чтобы впос-
ледствии установить их на эти же
места.
4 Отсоедините штекеры 1 от
форсунок 2, отжав проволочные
скобы (см. иллюстрацию).
5 Сбросьте давление в топлив-
ной системе, см. соответствую-
щую главу.
6 Отсоедините подающий шланг
3 от распределительной магист-
рали 4, ослабив затяжку хомута
крепления и сместив хомут на
шланг (см. иллюстрацию 4.4).
7 Отсоедините распределитель-
ную топливную магистраль, вы-
винтив два болта крепления с го-
ловками под многогранный
торцовый ключ, и вместе с топ-
ливными форсунками отделите ее
от впускного коллектора.
8 Снимите сбоку на форсунке
удерживающий зажим 5 и извле-
ките форсунку из распределитель-
ного топливопровода (см. иллюс-
трацию 4.4)
Установка
9 Наденьте на форсунки 2 новые
уплотнительные кольца 3 и 4 и
смажьте их тонким слоем мотор-
ного масла (см. иллюстрацию).
10 Установите форсунки на рас-
пределительную топливную ма-
гистраль и закрепите зажимами 1
(см. иллюстрацию 4.9).
100
Система впрыска топлива - бензиновые двигатели
4.9 Наденьте на форсунки 2 новые уплотни -
тельные кольца 3 и 4 и смажьте их тонким
слоем моторного масла
Зажим устанавливается так,
чтобы он зафиксировался в пря-
моугольной направляющей на
форсунке (см. стрелку на иллю-
страции 4.9).
11 Подсоедините распредели-
тельный топливопровод с закреп-
ленными форсунками к впускно-
му коллектору и закрепите его с
приложением усилия 15 Нм.
12 Подсоединитетопливныйшланг
краспределительному топливопро-
воду и закрепите его хомутом.
13 Подсоедините штекеры к топ-
ливным форсункам и зафиксируйте
их зажимными скобами. Провода
уложите и закрепите так, как они
были проложены перед снятием.
14 Установите воздушный фильтр.
15 Подсоедините клемму прово-
да «массы» (-) к отрицательному
выводу аккумулятора, предвари-
тельно убедившись, что зажига-
ние выключено.
16 Настройте электронные часы.
17 Введите защитный код в ра-
диоприемник.
18 Запустите двигатель и проверь-
те герметичность соединений.
5 Функция аварийной
программы блока
управления двигателем
Отказ датчика положения
педали акселератора
В этом случае выполняется пе-
реключение блока управления на
прием сигнала от запасного (дуб-
лирующего) датчика.
Максимальный угол открытия
дроссельной заслонки ограничи-
вается 60°, а скорость её откры-
тия замедляется.
При отказе обоих датчиков регу-
лируются только обороты холос-
того хо-да, а исполнительный элек-
тродвига-тель привода дроссельной
заслонки отключается.
Отказ потенциометра
положения дроссельной
заслонки
В этом случае выполняется пе-
реключение блока управления на
прием сигнала от запасного (дуб-
лирующего) датчика.
При отказе обоих датчиков
дроссельная заслонка с помощью
возвратной пружины механичес-
ки отводится в аварийное поло-
жение, а исполнительный элект-
родвигатель привода дроссельной
заслонки отключается.
Отказ исполнительного
электродвигателя
привода дроссельной
заслонки
Дроссельная заслонка удержи-
вается возвратной пружиной в
неизменном положении с углом
открытия 8-10°.
Обороты холостого хода со-
ставляют около 900 оборотов в
минуту, а скорость вращения ко-
ленчатого вала - около 1800 обо-
ротов в минуту.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст