Mercedes A W-168. Руководство — часть 17
Mercedes A W-168. Руководство - часть 17
Двигатель
77
© 070341= серийный номер
Месторасположение
номера двигателя
Номер двигателя 1 выбит на
блоке цилиндров 2 на стыке возле
масляного поддона 3 (см. иллюс-
трацию 2.06).
У четырехцилиндровых бензи-
новых двигателей номер двига-
теля выбит на задней стенке бло-
ка цилиндров с левой стороны (см.
стрелку на иллюстрации 2.0а).
Расшифровка номера
двигателя
3 Двигатель -
снятие и установка
Силовая установка вместе с
трансмиссией, реечным руле-
вым механизмом и вспомога-
тельными агрегатами смонти-
рована на передней балке,
соединенной с кузовом болтами
в восьми точках.
Для снятия двигателя необходи-
мо демонтировать все агрегаты,
закрепленные на передней балке.
Ввиду того, что выполнение
данного комплекса работ на дви-
гателе требует определенного
опыта, то их рекомендуется по-
ручать мастерской.
По этой причине главах данно-
го раздела приведены лишь ос-
новные действия, выполняемые
при работах на двигателе.
Приведенный порядок работ
по снятию и установке силового
блока дан на примере автомо-
билей с бензиновыми двигате-
лями. Особенности снятия и ус-
тановки дизельных двигателей
изложены в конце главы.
Снятие
1 Автомобили с автоматичес-
кой коробкой передач. Слейте
масло из коробки передач.
2 Ввинтите пробку сливного
отверстия после завершения
слива трансмиссионного масла,
установив на пробку новое уп-
лотнительное кольцо. Момент
затяжки пробки 22Нм.
3 Слейте охлаждающую жид-
кость из радиатора и блока ци-
линдров двигателя.
4 Отсоедините клемму провода
«массы» (-) от полюса аккумуля-
тора, выключив зажигание.
Внимание! При отсоединении
аккумулятора из радиоприем-
ника с кодом доступа, предот-
вращающим его несанкциони-
рованное использование,
удаляется указанный код, а
также настройки на радио-
станции. Поэтому перед от-
соединением аккумулятора
необходимо убедиться, что
код записан и его можно будет
после подсоединения аккуму-
лятора вновь ввести в радио-
приемник. Если код владельцу
автомобиля неизвестен, то
ввести радиоприемник в эксп-
луатацию сможет только спе-
циализированная мастерская
или же его производитель.
5 Отожмите стопорный рычаг,
снимите с опор бачок стеклоомы-
вателя и подвесьте его.
Внимание! В автомобилях с
подогревом бачка стекло-
омывателя предварительно
отсоедините шланги охлаж-
дающей жидкости.
6 Отсоедините провод массы (-)
на переднем кронштейне подвес-
ки двигателя с правой стороны.
7 Снимите воздухозаборник,
шланг воздухозаборника, а на ав-
томобилях с двигателями объе-
мом 1,6/1,9 л - также и резонатор.
8 Снимите шланг низкого дав-
ления с впускного коллектора.
9 Отсоедините многоконтакт-
ный штекер от блока управления
двигателем, подняв зажимную
скобу вверх и разблокировав его.
10 Отсоедините топливопровод
от распределительной магистра-
ли и заглушите его подходящей
пробкой.
11 Отсоедините шланги низкого
давления от клапана адсорбера и
3.17 Отсоедините рулевую муфту 1 от вала
рулевого управления 2
впускного коллектора и отложи-
те их в сторону от места работ.
12 Отсоедините шланги системы
охлаждения от радиатора и рас-
ширительного бачка.
13 Автомобили выпуска с
6/99 года с отдельным расши-
рительным бачком. Отожмите
стопорную скобу и снимите бачок.
14 Снимите шланг охлаждающей
жидкости с патрубка на корпусе
термостата,.
15 Автомобили с автомати-
ческой коробкой передач.
Отсоедините шланги маслопро-
водов от масляного радиатора и
заглушите их подходящими проб-
ками. Масляный радиатор встро-
ен в радиатор системы охлажде-
ния двигателя.
16 Отсоедините подающие и от-
водящие шланги отопителя.
17 Отсоедините рулевую муфту
1 от вала рулевого управления 2.
Для этого вывинтите зажимной
болт 3 с головкой под многогран-
ный торцовый ключ и извлеките
упор 4 (см. иллюстрацию).
18 Откройте крышку распреде-
лительной коробки проводов на
левом лонжероне рамы и отсое-
дините плюсовой провод и про-
вод питания гидроусилителя ру-
левого управления.
19 Автомобили с механичес-
кой коробкой передач. По-
верните зажимные гайки против
часовой стрелки, чтобы осла-
бить их затяжку, и отсоедините
тяги переключения тивицач от
шаровых головок.
20Автомобили с автомати-
ческим сцеплением. Отсоеди-
ните штекеры на коробке пере-
дач, высвободите жгут проводов
из держателя и отложите его в
сторону от места работ.
78
Двигатель
21 Отсоедините шланг от воздуш-
ного насоса, если таковой имеется.
2 2 Отсоедините верхние опоры
обоих амортизационных стоек.
23 Отвинтите оба суппорта от
поворотных кулаков и закрепите
их с помощью проволоки под
крыльями, не снимая тормозных
колодок и не отсоединяя тор-
мозных шлангов.
24 Тормозной механизм пра-
вого колеса. Отсоедините ште-
кер датчика износа тормозных
колодок и датчика скорости вра-
щения колеса.
2 5 Отсоедините приемную тру-
бу системы выпуска ОГ от ката-
лизатора.
2 6 Отсоедините фланец на стыке
приемной трубы и катализатора.
В зависимости от модели авто-
мобиля, фланец может быть зак-
реплен болтами или же стык при-
емной трубы и катализатора
соединяется зажимным хомутом.
2 7 Двигатель с двумя лямбда-
зондами. Высвободите закреп-
ленный на днище соединитель-
ный провод лямбда-зонда и
отсоедините штекер
28 Подайте вниз соединитель-
ный шланг и извлеките его из
коробки передач, предваритель-
но сняв предохранительный за-
жим. Заглушите отверстие шлан-
га подходящей пробкой.
29Автомобили с кондицио-
нером. Ослабьте натяжение
ручейкового ремня и снимите
его со шкива компрессора кон-
диционера.
30Автомобили с кондицио-
нером. Вывинтите болты креп-
ления компрессора, и, не отсое-
диняя от него шланги и провода
питания, закрепите его на дни-
ще проволокой.
31 Подоприте балку переднего
моста гаражным домкратом, пот
ложив на его деревянный брусок.
32 Вывинтите болты крепления
распорки, которой соединена бал-
ка с днищем.
3 3 Вывинтите болты крепления
левого и правого подкрылков к
днищу и отведите их вниз для
получения доступа к крепежным
болтам балки переднего моста.
34 Вывинтите восемь болтов
крепления балки переднего мос-
та. Болты имеют головки под
многогранный торцовый ключ.
3 5 Опустите двигатель вниз на бал-
ке переднего моста для получения
доступа к стартеру и генератору.
36Автомобили с автомати-
ческой коробкой передач.
Отсоедините тягу переключе-
ния передач от коробки пере-
дач. Для этого отсоедините
крепление тяги на коробке и из-
влеките его из посадочного ме-
ста, а также отсоедините ште-
кер на коробке передач.
3 7 Отсоедините провод массы (-)
от масляного поддона вместе с
держателем.
38 Отсоедините от стартера
провода питания.
3 9 Отсоедините провода питания
от генератора.
4 0 Опустите силовой блок на бал-
ке вниз, соблюдая меры предос-
торожности. Попросите помощ-
ника вести двигатель при его
опускании.
Снятие двигателя
с балки переднего моста
41 Приподнимите двигатель и
коробку передач соответствую-
щим подъемным устройством
(талью и т.п.), чтобы разгрузить
опоры подвески двигателя.
Внимание! Для поднятия
двигателя следует пропу-
стить три цепи с правой и
левой сторон двигателя и
масляного поддона. Цепи
должны располагаться мак-
симально вертикально, что
возможно с помощью соот-
ветствующего каркаса.
42 Вывинтите болты с буртиком,
которыми крепятся опоры подвес-
ки двигателя.
43 Отожмите с помощью подхо-
дящей отвертки левую полуось
из коробки передач.
44 Вывинтите болты крепления
опорного подшипника промежу-
точного вала к блоку цилиндров.
4 5 Отожмите с помощью подхо-
дящей отвертки промежуточный
вал правой полуоси из коробки
передач.
4 6 Осторожно поднимите двига-
тель вместе с коробкой передач и
аккуратно выведите хвостовик ле-
вой полуоси, а также промежуточ-
ного вала из коробки передач. Про-
верьте состояние стопорных колец
приводных валов и в случае по-
вреждений замените их на новые.
47 Вывинтите болты крепления
кронштейна катализатора к ко-
робке передач.
48 Вывинтите болты, которыми
соединены двигатель и коробка
передач.
49 Снимите стартер и отожмите
коробку передач от двигателя.
Не потеряйте при этом центри-
рующие втулки.
Установка
Установка двигателя на бал-
ку переднего моста произво-
дится в обратной последова-
тельности.
50 Опустите силовой блок вниз и
осторожно заведите хвостовики
левого приводного вала и проме-
жуточного вала в шлицевые от-
верстия на коробке передач до
полного зацепления.
Моменты затяжки резьбо-
вых соединений:
стартер к коробке
передач 20 Нм
двигателя и коробки
передач 20 Нм
опор двигателя
крон штейну подвески... 55 Нм
опорного подшипника
промежуточного вала
к двигателю 20 Нм
Установка двигателя
вместе с балкой
переднего моста
Установка производится в пос-
ледовательности, обратной сня-
тию. При этом следует выпол-
нить также следующие действия:
51 Подсоедините провода пита-
ния к стартеру и генератору.
52 Поднимите двигатель вместе
с балкой переднего моста и веди-
те их таким образом, чтобы на-
правляющие на балки переднего
моста точно попали в отверстия
на лонжеронах.
53 Затяните сначала все болты
крепления балки моста с голов-
Двигатель
79
кои под многогранный торцовый
ключ, а затем затяните все ос-
тальные.
Моменты затяжки:
болт М12 с головкой
под многогранный
торцовый ключ 120 Нм
болт Ml0 с головкой
под многогранный
торцовый ключ 60 Нм
54 Вставьте соединительный
шланг с новым уплотнительным
кольцом в коробку передач и
зафиксируйте его, заведя сбо-
ку стопор.
55 Закрепите болтами прием-
ную трубу, установив новую
уплотнительную прокладку, на
соединительном фланце катали-
затор и затяните их с моментом
25 Нм. В случае повреждения
замените глухую гайку. Если
приемная труба соединяется с
катализатором с помощью хо-
мута, то установите хомут.
5 6 Привинтите суппорты тормоз-
ных механизмов новыми болта-
ми и затяните их моментом за-
тяжки 115 Нм.
5 7 Закрепите на брызговиках вер-
хние опоры обоих амортизацион-
ных стоек, Болты их крепления
затяните с моментом 40 Нм.
58 Автомобили с механичес-
кой коробкой передач. Про-
верьте после подсоединения тяг
переключения передач надеж-
ность их крепления.
59 Присоедините рулевую муф-
ту к валу рулевого управления,
навинтив новую самостопорящу-
юся гайку с буртиком или уста-
новив новый болт и затяните с
приложением усилия 20 Нм.
60 Автомобили с автомати-
ческой коробкой передач.
Присоедините шланги маслопро-
водов и закрепите их с моментом
затяжки 25 Нм.
61 Подсоедините многоконтакт-
ный штекер к блоку управления
двигателем и зафиксируйте его
скобой, отжав её вниз.
62 Присоедините клемму про-
вода «массы» (-) к полюсу ак-
кумулятора при выключенном
зажигании. Введите код досту-
па, которым оборудуется радио-
приемник и настройте часы.
63 Автомобили с автоматичес-
кой коробкой передач. Ввин-
тите пробку сливного отверстия,
установив новую уплотнительную
прокладку, и затяните пробку с
приложением усилия 22 Нм.
64 Залейте масло в коробку пе-
редач.
65 Удалите воздух из гидропри-
вода сцепления.
66 Залейте в систему охлаждения
охлаждающую жидкость и про-
верьте герметичность системы.
Автомобили с дизельным
двигателем
67 Снимите передний бампер.
68 Снимите радиатор охлажде-
ния надувочного воздуха и отсо-
едините шланг воздуха наддува
от смесителя.
69 Отсоедините шланги низкого
давления от турбонагнетателя,
клапана системы рециркуляции
ОГ, датчика давления воздуха
наддува, а также от вакуумного
насоса, сжав поводки хомута.
70 Отсоедините топливные шлан-
ги от топливного фильтра и заглу-
шите их подходящими пробками.
Внимание! На автомобилях
выпуска с 03/01 года провод
питания генератора на клем-
ме Д+ не привинчивается, а
просто вставляется.
71 Снимите двигатель с балки
переднего моста. Перед этим
отсоедините провод «массы» (-),
закрепленный на кронштейне пе-
редней левой опоры двигателя.
4 Головка блока
цилиндров -
снятие и установка
Ввиду того, что данная проце-
дура требует некоторого опыта,
ниже излагаются лишь важней-
шие рекомендации для специали-
ста, имеющего такой опыт.
Приведенный порядок работ
по снятию и установке головки
блока цилиндров дан на приме-
ре автомобилей с бензиновыми
двигателями. Особенности сня-
тия и установки головки блока
цилиндров у дизельных двигате-
лей изложены в конце главы.
Снятие и установка головки про-
изводятся без демонтажа двига-
теля из моторного отсека.
Снятие
1 Отсоедините клемму провода
«массы» (-) от полюса аккумуля-1
тора, выключив зажигание. I
Внимание! При отсоедине-
нии аккумулятора из радио-
приемника с кодом доступа,
предотвращающим его не-
санкционированное исполь-
зование, удаляется указан-
ный код, а также настройки
на радиостанции. Поэтому
перед отсоединением акку-
мулятора необходимо убе-
диться, что код записан и
его можно будет после под-
соединения аккумулятора
вновь ввести в радиопри-
емник. Если код владельцу
автомобиля неизвестен,
то ввести радиоприемник в
эксплуатацию сможет
только специализированная
мастерская или же его про-
изводитель.
2 Слейте охлаждающую жид-
кость из рубашки охлаждения
блока цилиндров.
3 Снимите крышку головки бло-
ка цилиндров, см. соответствую-
щую главу.
4 Снимите блок катушек зажига-
ния, см. соответствующую главу.
5 Отсоедините приемную тру-
бу от выпускного коллектора.
6 Автомобили с воздушным
насосом. Снимите клапан от-
ключения подачи воздуха.
7 Снимите термостат, см. соот-
ветствующую главу.
8 Установите поршень цилинд-
ра №1 в положение ВМТ. Ци-
линдр № 1 находится возле ру-
чейкового ремня.
Для установки поршня цилин-
дра в ВМТ проверните коленча-
тый вал двигателя так, чтобы
метка ВМТ на ременном шкиве
установилась напротив отметки
на крышке цепи привода газо-
распределительного механизма.
В этом положении поршня ци-
линдра №1 кулачки распредели-
тельного вала должны быть об-
ращены от клапанов.
80
Двигатель
4.10 Вывинтите болты крепления натяжите-
ля цепи 1 и снимите его (см. стрелки)
Для проворачивания коленча-
того вала снимите правое пере-
днее колесо и подкрылок.
Вставьте через отверстие в кры-
ле длинный торцовый шестигран-
ный ключ (вставку) на 17мм, к
примеру HAZET-986-17, закрепив
его на удлинительной рукоятке, и
заведите его на головку централь-
ного болта ременного шкива на
коленчатом валу.
9 Обозначьте положение привод-
ной звездочки распределительно-
го вала и цепи привода распредели-
тельного вала, проведя маркером
линию по цепи и звездочке.
10 Вывинтите болты крепления
натяжителя цепи 1 и снимите его
(см. стрелки на иллюстрации).
11 Снимите звездочку с распре-
делительного вала. При отвинчи-
вании болтов крепления звездоч-
ки удерживайте вал за поясок от
проворачивания.
12 Снимите цепь привода со звез-
дочки распределительного вала.
13 Подоприте двигатель снизу га-
ражным подъемником, положив
на него деревянный брусок.
14 Вывинтите болты крепления
передней опоры 1 двигателя к
кронштейну 2 подвески двигате-
ля (см. иллюстрацию).
15 Вывинтите оба болта с го-
ловкой под многогранный тор-
цовый ключ из картера цепи.
16 Ослабьте за несколько про-
ходов на остывшем двигателе
все болты крепления головки
блока цилиндров, действуя в по-
рядке, обратном последователь-
ности их затяжки (см. иллюст-
рацию 2.25), а затем полностью
вывинтите болты.
17 Измерьте длину болтов креп-
ления головки блока цилиндров.
4.14 Вывинтите болты крепления передней
опоры 1 двигателя к кронштейну 2 подвески
двигателя
Длина новых болтов равна
183 мм (L = 183 мм) (см. иллю-
страцию). При каждой затяжке
болты вытягиваются в длину и
это удлинение сохраняется.
Если длина болтов равна
186 мм и более, то их в обяза-
тельном порядке следует за-
менить на новые. Рекомендует-
ся после каждого снятия головки
блока цилиндров устанавливать
только новые болты.
18 Снимите головку с блока ци-
линдров, воспользовавшись услу-
гами помощника.
Установка головки блока цилин-
дров выполняется в порядке, об-
ратном снятию.
19 Почистите сопрягаемые по-
верхности головки и блокади-
линдров.
2 0 Осмотрите головку блока ци-
линдров и убедитесь, что она не
искривлена и не имеет трещин.
21 Почистите отверстия под бол-
ты крепления головки блока ци-
линдров.
2 2 Нанесите герметик, например,
Loctite 5900, на перемычку меж-
ду головкой блока цилиндров и
крышкой распределительного ме-
ханизма.
Внимание! После нанесения
герметика в течение 10 ми-
нут следует уложить уп-
лотнительную прокладку и
установить головку блока
цилиндров.
2 3 Уложите на блок цилиндров но-
вую уплотнительную прокладку.
2 4 Установите головку блока ци-
линдров на место.
Положение головки блока ци-
линдров центрируется с помощью
установочных штифтов в блоке
4.17 Измерьте длину болтов крепления го-
ловки блока цилиндров. Длина новых бол-
тов равна 183 мм (L = 183 мм)
4.24 Для обеспечения точности затяжки бол-
тов крепления головки блока цилиндров
следует пользоваться угловым шаблоном
и динамометрическим ключом
цилиндров. При установке голов-
ки убедитесь, что головка села на
установочные штифты.
Внимание! Затяжку болтов
крепления головки блока ци-
линдров следует произво-
дить с особой тщательно-
стью. Перед затяжкой
следует проверить точ-
ность динамометрического
ключа. Для облегчения ра-
бот можно воспользовать-
ся угловым шаблоном, на-
пример, HAZET 6690. Для
того, чтобы избежать не-
нужных нагрузок на динамо-
метрический ключ, доворот
на нужный угол следует вы-
полнять обычным ключом
(см. иллюстрацию).
Внимание! Если углового
шаблона в распоряжении нет,
то угол доворота болта не-
обходимо рассчитать. Для
этого рукоятку ключа на уг-
ловом шаблоне располагайте
вдоль двигателя и поворачи-
вайте одним непрерывным
движением до тех пор, пока
рукоятка не станет перпен-
дикулярно двигателю.
2 5 Затяните болты крепления го-
ловки блока цилиндров в последо-
вательности от 1 до 10 за несколь-
ко проходов (см. иллюстрацию).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст