Пневмосистема трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

Пневмосистема трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Общие сведения

    На тракторах «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» установлен однопроводный пневмати-ческий привод тормозов подсоединяемых к трактору сельскохозяйственных машин, а также для накачки шин и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха:

    На тракторе «БЕЛАРУС-80Х» установлена пневмосистема без тормозного кра-на и соединительной головки, предназначенная для накачки шин и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.

    Технические описания и выполняемые в процессе эксплуатации регулировки для каждого из перечисленных типов привода тормозов прицепа приведены ниже.

    ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСОЕДИНИТЬ ИЛИ РАЗЪЕДИНИТЬ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ МАГИСТРАЛИ ТРАКТОРА И ПОДСОЕДИНЯЕМОЙ К ТРАКТОРУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ МАШИНЫ, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ! СО-ЕДИНЕНИЕ ПНЕВМОМАГИСТРАЛЕЙ ТРАКТОРА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ МАШИНЫ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМОСИСТЕМЕ ТРАКТОРА!

    ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИВОДА ТОРМОЗОВ ПОДСОЕДИНЯЕМОЙ К ТРАКТОРУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ МАШИНЫ, А ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В НИХ НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ НЕ-РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ И ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ТРАКТОРА, КОТО-РЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАН ПОДЛОЖЕННЫМИ ПОД КОЛЕСА ПРОТИВООТКАТ-НЫМИ УПОРАМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИМИ САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАКТОРА!

  2. Однопроводный пневмопривод тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х»

    1. Работа однопроводного пневмопривода тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х»

      Однопроводный пневмопривод тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» обеспечивает управление тормозами подсоединяемых к трактору сельскохозяйственных машин, обо-рудованных однопроводным пневматическим приводом тормозов, а также накачку шин. Схема пневмопривода тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» приведена на рисунке 3.9.1.

      image

      1 – пневмокомпрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 – указа-тель давления воздуха; 5 – клапан удаления конденсата; 6 – баллон; 7 – соединительная головка; 8 – соединительная магистраль; 9 – трубопровод; 10 – датчик давления; 11 – датчик аварийного давления; 12 – сигнальная лампа аварийного давления; 13 – тормозной кран.

      Рисунок 3.9.1 – Однопроводный пневмопривод тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х»

      Забор воздуха в в пневмокомпрессор 1 (рисунок 3.9.1) осуществляется из впу-скного коллектора двигателя. В пневмокомпрессоре 1 воздух сжимается и подается в баллон 6 через регулятор давления 2, поддерживающий в баллоне требуемое давление. Из баллона сжатый воздух по трубопроводу 9 поступает к тормозному крану 13. Тормозной кран 13 соединительной магистралью 8 связан с соединитель-ной головкой 7.

      В пневмоприводе установлена головка соединительная 7 клапанного типа. Клапан соединительной головки предотвращает выход воздуха при использовании пневмопривода без подсоединенной машины (например, при накачке шин) и при аварийном отсоединении подсоединенной машины. При соединении магистрали подсоединенной машины с магистралью трактора клапан соединительной головки открывается, обеспечивая проход сжатого воздуха из пневмопривода трактора к пневмоприводу подсоединенной машины.

      При подсоединении сельскохозяйственной машины с однопроводным пнев-моприводом головка сельхозмашины подсоединяется к головке соединительной 7 и воздух поступает в пневмопривод сельхозмашины. При нажатии на педали тормозов или включении стояночного тормоза сжатый воздух через тормозной кран 13 выходит из соединительной магистрали 8 в атмосферу. При этом на сельхозмашине срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из баллонов сельхозмашины в тормозные камеры, и сельхозмашина затормажива-ется. При аварийном отсоединении прицепа головки соединительные рассоеди-няются, воздух из магистрали сельхозмашины выходит в атмосферу и сельхоз-машина автоматически затормаживается.

      Исходя из изложенного, управление тормозами сельхозмашин осуществляет-ся в двух режимах: непосредственное и автоматическое.

      Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет падения давления в соединительной магистрали 8 до нуля МПа при торможении трактора. При этом подача сжатого воздуха в пневмосистему сельхозмашины прекращается.

      Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуще-ствляется в случае разрыва сцепки и отсоединения сельхозмашины за счет паде-ния давления в соединительной магистрали прицепа.

      Контроль давления воздуха в баллоне 6 осуществляется указателем давления воздуха 4 и сигнальной лампой аварийного давления воздуха 12 красного цвета (ус-тановлены в комбинации на щитке приборов), по датчику давления воздуха 10 и дат-чику аварийного давления воздуха 11.

      Для удаления конденсата из баллона 6 предусмотрен клапан удаления кон-денсата 5. Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в сторону и вверх. Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) произво-дится через клапан отбора воздуха 3 регулятора давления 2.

    2. Проверка и регулировка привода тормозного крана пневмосистемы тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х»

      ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ПРИВОДА ТОРМОЗНОГО КРАНА ПНЕВМОСИ-СТЕМЫ ПРОИЗВОДИТЕ ПРИ НЕНАЖАТЫХ ПЕДАЛЯХ РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ И ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧЕННОМ СТОЯНОЧНОМ ТОРМОЗЕ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАНЫ!

      ВНИМАНИЕ: ПРОВЕРКУ И, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, РЕГУЛИРОВКУ ПРИВО-ДА ТОРМОЗНОГО КРАНА ПНЕВМОСИСТЕМЫ НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПО-СЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ РЕГУЛИРОВКИ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ТОР-МОЗАМИ И РЕГУЛИРОВКИ УПРАВЛЕНИЯ СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗОМ!

      image

      1 – палец; 2 – наконечник; 3 – кран тормозной; 4 – пружина; 5 – тяга; 6 – гайка.

      Рисунок 3.9.2 – Регулировка привода тормозного крана пневмосистемы трак-торов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х»

      Проверку и, при необходимости, регулировку привода тормозного крана пнев-мосистемы тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» необходимо производить следующим образом:

      1. Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа к головке соедини-тельной (с черной крышкой) пневмопривода трактора.

      2. Запустите двигатель и заполните баллон воздухом до давления от 0,77 до 0,8 МПа по указателю давления воздуха в пневмосистеме, расположенному на щит-ке приборов. Заглушите двигатель.

      3. Давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной должно быть не ниже 0,77 МПа. Если оно ниже указанного, выполните следующие операции:

        • проверьте наличие зазора от 1 до 2 мм между пальцем 1 и верхними кромками пазов в рычагах, как показано на рисунке 3.9.2. Если зазора нет, расшплин-туйте и снимите палец 1 и отрегулируйте длину тяги 5 вращением наконечника 2;

        • проверьте и, если необходимо, отрегулируйте поджатие пружины 4 до размера от 36 до 38 мм (как показано на рисунке 3.9.2) вращением гаек 6 и законтрите их.

        • выполните операции №1 и № 2.

      4. Если после проведенных регулировок давление воздуха по манометру, при-соединенному к головке соединительной, не достигло величины 0,77 МПа, замените кран тормозной 3.

      ВНИМАНИЕ: ПРИ ИСПРАВНОМ ТОРМОЗНОМ КРАНЕ 3 (РИСУНОК 3.9.2) И ПРАВИЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАННОМ ПРИВОДЕ ТОРМОЗНОГО КРАНА ДАВЛЕНИЕ ПО МАНОМЕТРУ, ПРИСОЕДИНЕННОМУ К ГОЛОВКЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ (С ЧЕР-НОЙ КРЫШКОЙ) ДОЛЖНО УПАСТЬ ДО НУЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ СБЛОКИРО-ВАННЫХ ПЕДАЛЕЙ ТОРМОЗОВ НА ПОЛНЫЙ ХОД ИЛИ ПРИ ПОЛНОСТЬЮ ВКЛЮ-ЧЕННОМ СТОЯНОЧНОМ ТОРМОЗЕ!

  3. Пневмосистема тракторов «БЕЛАРУС-80Х»

    Пневмосистема тракторов «БЕЛАРУС-80Х» предназначена для накачки шин и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха. Так как в пневмосистеме трак-торов «БЕЛАРУС-80Х» установлен баллон, энергия сжатого воздуха используется более эффективно, по сравнению с энергией сжатого воздуха, отбираемого непо-средственно из пневмокомпрессора. Схема пневмосистемы тракторов «БЕЛАРУС-80Х» приведена на рисунке 3.9.3.

    image

    1 – пневмокомпрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 –

    клапан удаления конденсата; 5 – баллон.

    Рисунок 3.9.3 – Пневмосистема тракторов «БЕЛАРУС-80Х»

    Забор воздуха в в пневмокомпрессор 1 (рисунок 3.9.3) осуществляется из впу-скного коллектора двигателя. В пневмокомпрессоре 1 воздух сжимается и подается в баллон 5 через регулятор давления 2, поддерживающий в баллоне требуемое давление. Для удаления конденсата из баллона 5 предусмотрен клапан удаления конденсата 4. Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в сторону и вверх. Отбор воздуха из пневмосистемы (для накачки шин и пр.) произво-дится через клапан отбора воздуха 3 регулятора давления 2.

    Контроль давления воздуха в баллоне 5 осуществляется указателем давления воздуха и сигнальной лампой аварийного давления воздуха красного цвета (уста-новлены на щитке приборов), по датчику давления воздуха и датчику аварийного давления воздуха, установленными на тройнике, который смонтирован на баллоне.

  4. Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

Регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо выполнять при проведении ТО-3, а также при нарушении работы регулятора давления и после его разборки для промывки или замены изношенных деталей.

Проверку и регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормо-зами, управления стояночным тормозом и привода тормозного крана, если он уста-новлен.

Проверку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:

  • на тракторах «БЕЛАРУС-80Х.1/100Х» присоедините манометр (с ценой де-ления от 0,01 до 0,02 МПа и шкалой не менее 1,6 МПа) к головке соединительной, на тракторах «БЕЛАРУС-80Х» – к любой из бобышек, расположенных на корпусе или донышке баллона;

  • снимите колпак 1 (рисунок 3.9.4);

  • с помощью гаечного ключа ввинтите крышку 2 в корпус до упора;

  • включите пневмокомпрессор;

  • запустите двигатель и заполните баллон сжатым воздухом до срабатывания предохранительного клапана 7 при давлении от 0,85 до 1 МПа. Если клапан сраба-тывает при давлении, менее 0,85 МПа или более 1 МПа, произведите его регулиров-ку с помощью винта 9, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 8.

    Регулировку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:

  • постепенно вывинчивая крышку 2, отрегулируйте усилие пружин 3 и 4 так, чтобы давление воздуха в баллоне, при котором происходит открытие разгрузочного клапана 6, составляло от 0,77 до 0,8 МПа;

  • зафиксируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса, и наденьте колпак 1;

  • приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до величины от 0,65 до 0,7 МПа. При этих величинах давления клапан 6 должен за-крыться и переключить пневмокомпрессор на наполнение баллона сжатым воздухом;

  • отсоедините от головки соединительной (на тракторе «БЕЛАРУС-80Х» – от бобышки) контрольный манометр.

image

1 – колпак; 2 – крышка; 3 – пружина наружная; 4 – пружина внутренняя; 5 – фильтр; 6 –

разгрузочный клапан; 7 – предохранительный клапан; 8 – контргайка; 9 – винт регулировочный.

Рисунок 3.9.4 –Регулятор давления пневмосистемы

Примечание фильтр 5 (рисунок 3.9.4) устанавливается только на регуляторе

80-3512010. На остальных регуляторах пневмосистемы фильтр отсутствует.

    1. Передняя одноколесная ось 50Х-3030010 тракторов «БЕЛАРУС-80Х/100Х»

      1. Общие сведения

        Передняя одноколесная ось представляет собой стальную фасонную вилку 4 (ри-сунок 3.10.1), в нижней части которой (в пазах) установлена ось колеса 7. На оси колеса в подшипниках 9 установлена ступица 6, к которой крепится диск обода центрального направляющего колеса трактора. Верхняя часть вилки прикреплена четырьмя болтами к фланцу поворотного вала механизм поворота.

        Для смазки роликовых конических подшипников передней одноколесной оси пре-дусмотрены масленки 3, ввернутые в крышки ступицы передней оси с обеих сторон.

        image

        1 – регулировочная гайка; 2 – винт установочный; 3 – масленка; 4 – вилка; 5 – коле-со; 6 – ступица; 7 – ось колеса; 8 – гайка; 9 – подшипник; 10 – болт.

        Рисунок 3.10.1 – Передняя одноколесная ось 50Х-3030010 тракторов «БЕЛАРУС-80Х/100Х»

        Примечание – На тракторах «БЕЛАРУС-100Х» возможна установка передней двухколесной оси 50Х-3030100. Трактор «БЕЛАРУС-100Х» можно приобрести как с уже установленной передней двухколесной осью, так и дополнительно прилагаемой в пе-редней двухколесной осью комплекте ЗИП.

        Правила установки двухколесной передней оси на трактор приведены в п. 4.2.10.2

        «Установка на трактор передней двухколесной оси взамен передней одноколесной оси».

      2. Регулировка осевого зазора в подшипниках передней одноколесной оси

Осевой зазор в подшипниках 9 (рисунок 3.10.1) передней одноколесной оси при заводской регулировке устанавливается в пределах от 0,1 до 0,2 мм. В процессе работы этот зазор постепенно увеличивается, нарушая нормальную работу узла. Если зазор окажется больше 0,5 мм, необходимо произвести регулировку.

Регулировку осевого зазора в подшипниках передней одноколесной оси необхо-димо выполнять следующим образом:

  • поднять переднюю одноколесную ось до отрыва колеса от земли;

  • отвернуть винт установочный 2 до выхода из прорези в регулировочной гайке 1;

  • затянуть ключом регулировочную гайку 1 моментом от 120 до 150 Н·м, а затем от-вернуть ее на один-два шлица так, чтобы прорезь гайки совпала с установочным винтом 2;

  • проверить наличие осевого зазора от 0,1 до 0,2 мм в подшипниках 9 и легкость вращения колеса;

  • завернуть установочный винт моментом от 30 до 35 Н·м.

Колесо на оси должно вращаться без заеданий, при этом регулировочная гайка должна быть законтрена.

    1. Передняя двухколесная ось 50Х-3030100 тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1»

      Передняя двухколесная ось 50Х-3030100 устанавливается на тракторах «БЕ-ЛАРУС-80Х.1». По заказу возможна установка передней двухколесной оси на трак-торах «БЕЛАРУС-100Х».

      Устройство передней оси представлено на рисунке 3.11.1. Передняя ось пред-ставляет собой качающуюся трубчатую балку телескопического типа, соединенную с передним брусом полурамы при помощи оси качания 19 (рисунок 3.11.1) и зафикси-рованную пальцем 18.

      С каждого конца в трубу передней оси 1 вставлен выдвижной кулак 2, состоя-щий из кронштейна и выдвижной трубы. Выдвижная труба может крепиться в трубе передней оси 1 в пяти положениях с интервалами 50 мм, что позволяет менять ко-лею направляющих колес от 1240 до 1640 мм (схема 1 на рисунке 4.2.7) и от 1350 до 1750 мм (схема 2 на рисунке 4.2.7) посредством выдвижения кулаков 2 (рисунок 3.11.1) и фиксации их пальцами 17. В кронштейнах кулаков на двух втулках установ-лены поворотные цапфы 3.

      На верхних концах поворотных цапф закреплены поворотные рычаги 4, свя-занные с сошкой рулевого механизма при помощи рулевых тяг 5, образующих раз-резную рулевую трапецию. Рулевые тяги 5 регулируются по длине и соединяются с поворотными рычагами 4 и сошкой посредством шарниров. Шарниры состоят из ша-рового пальца 21, защитного чехла 22, вкладыша верхнего 23, корпус шарнира 24,

      вкладыша нижнего 25, пробки регулировочной 26.

      Смазка поворотных цапф выполняется через масленки 27.

      image

      1 – труба передней оси; 2 – выдвижной кулак; 3 – правая поворотная цапфа; 4 – пово-ротный рычаг; 5 – труба рулевой тяги; 6 – колпак; 7 – гайка; 8 – ступица; 9 – роликоподшип-ники; 10 – защитная обойма; 11 – уплотнительная манжета; 12 – втулка; 13 – защитный кожух; 14 – шайба или кронштейн крыла; 15, 16 – гайка, пружинная шайба; 17, 18 – пальцы; 19 – ось качания; 20 – контргайка; 21 – шаровой палец; 22 – защитный чехол; 23 – вкладыш верхний; 24 – корпус шарнира; 25 – вкладыш нижний; 26 -пробка регулировочная; 27 – масленка.

      Рисунок 3.11.1 – Передняя двухколесная ось 50Х-3030100 тракторов «БЕЛАРУС-80Х.1»

    2. Ходовая система и колеса трактора

      Тракторы «БЕЛАРУС-80Х/100Х» выполнены по колесной формуле 3К2 (с од-ноколесной осью).

      На «БЕЛАРУС-80Х/100Х» в основной комплектации установлены передние и задние колеса с пневматическими шинами низкого давления:

      • 15.5R38 – шины задние;

        -13.0/75-16 (мод. Бел-104) или 12-16 – шины передние; По заказу потребителя могут устанавливаться шины:

      • 13.0/75-16 (мод. Бел-104) или 12-16 – шины передние, устанавливаются в ком-

      лекте с задними шинами 18.4R30 или 18.4/78-30 или 11.2R42;

      Тракторы «БЕЛАРУС-80Х.1» выполнены по колесной формуле 4К2 (с двухко-лесной осью).

      На «БЕЛАРУС-80Х.1» в основной комплектации установлены передние и зад-ние колеса с пневматическими шинами низкого давления:

      • 15.5R38 – шины задние;

      • 9.00R20 или 9.00-20– шины передние;

        По заказу потребителя могут устанавливаться шины:

      • 7.5-20– шины передние, устанавливаются в комплекте с задними шинами

      18.4R30 или 18.4/78-30 или 11.2R42;

      Примечание – При использовании шин 11.2R42 для работы в узких между-рядьях при нагрузках превышающих их грузоподъемность нужно применять сдваи-вание колес. В этом случае обратитесь к Вашему дилеру за дополнительными кон-сультациями по установке и применению сдвоенных колес.

      Параметры шин, применяемых на тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х», при-ведены в таблице 3.1.

      Таблица 3.1 – Параметры шин

      Типоразмер шин

      Ширина профиля, мм

      Радиус качения, мм 1)

      13.0/75-16

      336

      9.00R20 (9.00-20)

      234

      7.50-20

      205

      18.4R30

      467

      734

      18.4/78-30

      490

      720

      15.5R38

      394

      750

      11.2R42

      284

      749

      image

      1) В настоящем разделе приведены радиусы качения только шин задних колес, необходимых для программирования скорости тахоспидометра, как ука-зано в подразделе 3.17.3 «Порядок программирование тахоспидометра».

      Переднее колесо тракторов «БЕЛАРУС-80Х/100Х» установлено на ступице передней одноколесной оси.

      Передние колеса трактора «БЕЛАРУС-80Х.1» установлены на ступицах перед-ней двухколесной оси.

      Задние колеса тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» установлены на флан-цах бортовых редукторов заднего моста.

      Примечание – На тракторах «БЕЛАРУС-100Х» возможна установка передней двухколесной оси 50Х-3030100. Трактор «БЕЛАРУС-100Х» можно приобрести как с уже установленной передней двухколесной осью, так и дополнительно прилагаемой в передней двухколесной осью комплекте ЗИП.

      Правила эксплуатации шин, выбор оптимального внутреннего давления в ши-нах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, а также методики установки колеи приведены в подразделе 4.2 «Использование трактора».

Гидрообъемное рулевое управление трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Общие сведения

    Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) предназначено для управления по-воротом направляющего колеса (либо направляющих колес) и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора. ГОРУ обеспечивает поворот направляющего колеса (либо сошки, при установке двухколесной оси) на угол ± 60 градусов.

    Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлена на рисунке 3.13.2.

    ГОРУ тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» состоит из рулевой колонки, насоса-дозатора 3 (рисунок 3.13.1), реечного механизма поворота 8 с двумя односторонними гидроцилиндрами 7 и 9 (диаметр гидроцилиндров 80 мм), насоса питания 10 с приво-

    дом от двигателя, маслопроводов 2, 4, 5, 6, 11, и гидравлической арматуры.

    Масляной емкостью гидросистемы ГОРУ является совмещенный маслобак ГНС и ГОРУ. Фильтрация масла в объединенном маслобаке 1 производится через фильтр с бумажным фильтрующим элементом (номинальная тонкость фильтрации 25 мкм), установленный в ГНС.

    Насос-дозатор 3 (100 см3/об) установлен на рулевой колонке, механизм поворота 8 ус-

    тановлен на переднем брусе, насос питания 10 – на двигателе. Насос-дозатор 3 соединен:

    • цилиндровыми маслопроводами 5 – с гидроцилиндрами 7 и 9 механизма поворота 8;

    • нагнетательным маслопроводом 6 – с насосом питания 10;

    • сливным маслопроводом 2 – с маслобаком 1.

    При прямолинейном движении полости гидроцилиндров механизма поворота за-перты поясками золотника и гильзы насоса-дозатора. Масло от насоса питания 10 по нагнетательному маслопроводу 6 поступает к насосу-дозатору 3 и по сливному масло-проводу 2 возвращается в масляный бак 1.

    При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается относитель-но гильзы, обеспечивая подачу дозированного объема масла в один из гидроцилиндров механизма поворота 8 в количестве, пропорциональном величине угла поворота руле-вого колеса, и перепуск масла из другого гидроцилиндра на слив в масляный бак 1. При отпускании рулевого колеса золотник под воздействием пружин насоса-дозатора воз-вращается в нейтральное положение, цилиндровые гидролинии «L» и «R», в соответст-вии с гидросхемой на рисунке 3.13.2, запираются, а масло из линии нагнетания «Р» по-ступает через золотник и гильзу на слив «Т», что обеспечивает сброс давления в линии нагнетания и разгрузку насоса питания.

    Внутренние утечки масла из гидроцилиндров 7 (рисунок 3.13.1) и 9 поступают в корпус механизма поворота 8 и по дренажному маслопроводу 4 сливаются в маслобак 1.

    image

    1 – маслобак ГНС и ГОРУ; 2 – маслопровод сливной; 3 – насос-дозатор; 4 – масло-провод дренажный; 5 – маслопроводы цилиндровые; 6 – маслопровод нагнетательный; 7 – гидроцилиндр правого поворота; 8 – механизм поворота; 9 – гидроцилиндр левого поворота; 10 – насос питания; 11 – маслопровод всасывающий.

    Рисунок 3.13.1 – Гидрообъемное рулевое управление

    Примечание – На рисунке 3.13.1 механизм поворота развернут на 180 градусов.

    image

    1 – совмещенный маслобак ГНС и ГОРУ; 2 – насос питания ГОРУ; 3 – клапан предохранительный; 4 – насос-дозатор; 5 – клапаны противоударные; 6 – механизм поворота реечный; 7 – колесо управляемое (колеса управляемые); 8 – маслопровод дренажный; 9 – насос питания ГНС; 10 – фильтр сливной 25 мкм; Р – нагнетание; Т – слив; L – левый поворот; R – правый поворот.

    Рисунок 3.13.2 – Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ тракторов

    «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х

  2. Насос-дозатор

    Насос-дозатор – героторного типа с «открытым центром» и отсутствием реакции на рулевом колесе включает в себя корпус 10 (рисунок 3.13.3), качающий узел I, распре-делитель II, обратный клапан 9, два противоударные клапаны 7, предохранительный клапан 6 и два противовакуумные клапаны 8.

    image

    1 – статор; 2 – ротор; 3 – золотник; 4 – приводной вал; 5 – гильза; 6 – предохрани-тельный клапан; 7 – противоударные клапаны; 8 – противовакуумные клапаны; 9 – обратный клапан; 10 – корпус; 11 – пластинчатые пружины; I – качающий узел; II – распределитель.

    Рисунок 3.13.3 – Насос-дозатор

    Героторный качающий узел I (рисунок 3.13.3) состоит из закрепленного на корпусе

    10 статора 1 и вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через приводной вал

    1. Распределитель II состоит из гильзы 5, набора пластинчатых пружин 11 и золотника 3,

      соединенного шлицами с хвостовиком приводного вала рулевой колонки.

      Предохранительный клапан 6 ограничивает максимальное давление в нагнета-тельной магистрали в пределах от 10,0 до 10,5 МПа.

      Противоударные клапаны 7 ограничивают пиковые давления в цилиндровых гид-ролиниях, возникающие в момент наезда управляемых колёс на препятствия. Давление настройки противоударных клапанов – от 15 до 16 МПа.

      Противовакуумные клапаны 8 предохраняют гидросистему ГОРУ от вакуума и ка-витации при срабатывании противоударных клапанов.

  3. Механизм поворота с гидроцилиндрами трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

    1. Механизм поворота

      Рулевое управление комплектуется реечным механизмом поворота с двумя гидроцилиндрами. Поршни 4 (рисунок 3.13.4) гидроцилиндров соединены с зубчатой рейкой 3, кото-

      рая входит в зацепление с зубчатым венцом поворотного вала 2. Вал установлен на ко-нических подшипниках 9 и 11 в корпусе 10 механизма поворота, который должен быть заполнен маслом для смазки реечного зубчатого зацепления и верхнего конического подшипника 9. Нижний конический подшипник 11 требует периодической смазки через пресс-масленку 8, расположенную в нижней части корпуса (справа по ходу трактора).

      image

      Требуемый зазор в зубчатом зацеплении регулируется изменением количества регулировочных прокладок 5 между корпусом 10 и фланцем упора 6.

      image

      На нижней стороне фланца поворотного вала 2 имеются четыре резьбовые от-верстия и запрессованы два штифта 1 для закрепления вилки переднего колеса (при ус-тановке одноколесной оси) или сошки 12 (при установке двухколесной оси).

      1 – штифт; 2 – вал поворотный; 3 – рейка; 4 – поршень; 5 – прокладки регулировоч-ные; 6 – упор рейки; 7 – гидроцилиндр; 8 – масленка; 9 – подшипник конический верхний; 10 – корпус; 11 – подшипник конический нижний, 12 – сошка.

      Рисунок 3.13.4 – Механизм поворота с гидроцилиндрами

    2. Регулировка зазора в зацеплении рейки и вала механизма поворота Регулировка зазора в зацеплении рейки и вала механизма поворота выполняется

для устранения увеличенного люфта рулевого колеса.

Для регулировки зазора в зубчатом зацеплении рейки и вала выполните следующее:

    • отверните болты 1 (рисунок 3.13.5) и извлеките из-под упора 2 набор регулиро-вочных прокладок 3;

    • упором 2 с помощью болтов 1 равномерно прижмите рейку 5 к валу 6 усилием от 400 до 500 Н, обеспечивая равномерность зазоров между фланцем упора 2 и привалоч-ной плоскостью корпуса 4 с обеих сторон упора;

    • замерьте зазор между фланцем упора 2 и привалочной плоскостью корпуса 4

      механизма поворота;

    • отверните болты 1 и извлеките упор 2 настолько, чтобы установить под фланец упора набор регулировочных прокладок 3 общей толщиной на 0,1-0,3 мм больше замеренного зазора;

    • зажмите упор 2 болтами 1 и проверьте отсутствие подклиниваний при поворотах перед-него колеса (передних колес) влево-вправо от упора до упора при неработающем двигателе.

image

Приведенная регулировка обеспечивает зазор от 0,07 до 0,2 мм в зацеплении рейки с валом.

1 – болт; 2 – упор; 3 – регулировочная прокладка; 4 – корпус механизма поворота; 5 – рейка; 6 – вал.

Рисунок 3.13.5 – Регулировка зазора в зацеплении рейки и вала механизма поворота

    1. Гидронавесная система трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

      Гидронавесная система (ГНС) обеспечивает работу заднего навесного устройства и гидрофицированных рабочих органов агрегатируемых с трактором сельскохозяйствен-ных машин. Она дает возможность применения высотного регулирования глубины хода рабочих органов сельхозмашин и орудий. Заднее навесное устройство обеспечивает вы-сотный способ регулирования при работе с навесными и полунавесными орудиями.

      Гидронавесная система состоит из маслобака ГНС и ГОРУ 2 (рисунок 3.14.1) с фильтром 3, насоса 1, распределителя 7, основного цилиндра 6, механизма заднего на-весного устройства 5, запорных устройств 4, разрывных муфт и выносных цилиндров. Корпус гидроагрегатов 2 представляет собой общую масляную емкость для ГНС и ГОРУ. Рукоятки управления выводами распределителя ГНС (выносными цилиндра-

      ми) и управления ЗНУ представлены на рисунках 2.15.2 и 2.15.4.

      Агрегаты ГНС размещены в разных местах трактора и соединены между собой металлическими трубопроводами и шлангами.

      На тракторах с распределителем Р80-3/1-222 предусмотрены две пары боковых независимых выводов 8 от распределителя, оканчивающихся запорными устройствами маслопроводов 4 и предназначенных для подсоединения выносных цилиндров.

      На тракторах с распределителем РП70-890 предусмотрены две пары независи-мых боковых выводов и одна пара задних выводов, дублированная с левыми боковыми выводами, оканчивающихся быстросоединяемыми муфтами и предназначенных для подсоединения выносных цилиндров.

      image

      1 – насос; 2 – маслобак ГНС и ГОРУ; 3 – фильтр; 4 – запорное устройство; 5 – механизм задне-го навесного устройства; 6 – основной цилиндр; 7 – распределитель; 8 – выводы от распределителя.

      Рисунок 3.14.1 – Гидронавесная система

      В гидронавесной системе, как с распределителем Р80-3/1-222, так и с распредели-телем РП70-890, клапан предохранительный, клапан замедлительный и клапан фильтра имеют следующее назначение:

      • клапан предохранительный, установленный в распределителе, предназначен для предохранения ГНС от перегрузок путем ограничения давления в пределах от 18 до 20 МПа (при увеличинии давления в ГНС свыше указанного, поток масла сливается в бак через клапан предохранительный);

      • клапан замедлительный, установленный непосредственно в цилиндре, предна-значен для уменьшения скорости опускания навесного оборудования во избежание по-вреждения рабочих органов о землю;

      • клапан фильтра, установленный в корпусе фильтра, предназначен для ограничения давления слива в пределах от 0,3 до 0,4 МПа (в случае засоренности фильтроэлемента по-ток масла через клапан фильтра, минуя фильтр, сливается в бак);

      Принципиальная гидравлическая схема ГНС тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» при установленном распределителе Р80-3/1-222 представлена на рисунке 3.14.2.

      image

      1 – маслобак ГНС и ГОРУ; 2 – насос питания ГНС; 3 – клапан автовозврата золотника; 4 – клапан переливной; 5 – клапан предохранительный; 6 – распреде-литель Р80-3/1-222-3Г; 7 – золотник; 8 – клапан замедлительный; 9 – фильтр; 10 – цилиндр; 11 – клапан фильтра.

      Рисунок 3.14.2 – Принципиальная гидравлическая схема ГНС тракторов

      «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» при установленном распределителе Р80-3/1-222

      В гидронавесной системе с распределителем Р80-3/1-222 клапан переливной и клапан автовозврата золотника имеют следующее назначение:

      • клапан переливной, установленный в распределителе, предназначен для управления потоком масла, поступающего в распределитель от насоса. Обеспечива-ет безнапорный проход потока масла на слив при нейтральном положении золотника и перекрывает проход масла на слив при установке золотника в рабочую позицию;

      • клапан автовозврата золотника, уставленный в золотнике распределителя, обеспечивает автоматичиский возврат золотника в позицию «Нейтраль» из позиции

      «Подъем» при достижении давления от 16,5 до 20 МПа.

      Принципиальная гидравлическая схема ГНС тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» при установленном распределителе РП70-890 представлена на ри-сунке 3.14.3.

      image

      1 – распределитель РП70-890; 2 – клапан замедлительный; 3– цилиндр; 4 – зо-лотник; 5 – обратный клапан; 6 – клапан предохранительный; 7 – фильтр; 8 – клапан фильтра; 9 – насос; 10 – маслобак ГНС и ГОРУ.

      Рисунок 3.14.3 – Принципиальная гидравлическая схема ГНС тракторов

      «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» при установленном распределителе РП70-890

      В гидронавесной системе с распределителем РП70-890, обратный клапан, ус-тановленный перед золотником, предназначен для предотвращения просадки на-весного оборудования в момент переключения золотника.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности