Toyota Rav4 (1994+). Руководство — часть 16
Toyota Rav4 (1994+). Руководство - часть 16
66
Система смазки
б) Установите новое кольцевое уп
лотнение и прокладку на маслоох
ладитель.
Новое кольцевое
уплотнение
Новая
прокладка
в) Временно затяните гайку масло
охладителя.
г) Нанесите моторное масло на
резьбу и под головку обратного кла
пана.
д) Установите шайбу и затяните об
ратный клапан.
Момент затяжки 78 Н-м
е) Затяните гайку.
Момент затяжки.
.8 Н-м
ж) Подсоедините два перепускных
шланга к маслоохладителю.
2. Установите масляный фильтр.
3. Установите кронштейн выпускного
коллектора и затяните болт и гайку.
Момент затяжки 42 Н-м
4. Залейте охлаждающую жидкость.
5. Запустите двигатель и проверьте
отсутствие утечек.
6. Проверьте уровень моторного масла.
67
Система впрыска топлива
Описание
Система впрыска состоит из трех ос
новных подсистем: подвода топлива,
подвода воздуха и электронного
управления.
Топливная система
Топливо при постоянном перепаде
давления подается к форсункам сис
темы впрыска электрическим топлив
ным насосом. Форсунки впрыскивают
определенное количество топлива во
впускной коллектор в соответствии с
сигналами от электронного блока
управления.
Система воздухоснабжения
Система впуска воздуха обеспечивает
подачу необходимого количества воз
духа для работы двигателя. Количест
во воздуха, поступающего в двигатель,
определяется углом открытия дрос
сельной заслонки и частотой вращения
коленчатого вала двигателя. Поток
воздуха проходит воздушный фильтр,
канал корпуса дроссельных заслонок и
поступает в верхнюю часть впускного
коллектора, откуда он распределяется
по цилиндрам двигателя.
При низкой температуре охлаждаю
щей жидкости открывается клапан
системы управления частотой враще
ния холостого хода и воздух поступает
в верхнюю часть впускного коллектора
по перепускному каналу в дополнение
к воздуху, проходящему через дрос
сельную заслонку. При прогреве дви
гателя, даже если дроссельная за
слонка полностью закрыта, воздух по
ступает в верхнюю часть впускного
коллектора, следовательно, увеличи
вается частота вращения холостого
хода (1-ая ступень управления часто
той вращения холостого хода). Верх
няя часть впускного коллектора сни
жает пульсации воздушного потока.
Система электронного
управления
Двигатель 3S-FE оборудован систе
мой электронного управления фирмы
"TOYOTA", которая управляет впры
ском топлива, опережением зажига
ния, диагностической системой и т.д.
при помощи электронного блока
управления с использованием микро
компьютера.
Посредством электронного блока
управления осуществляются следую
щие функции:
1. Управление впрыском топлива.
Электронный блок управления полу
чает сигналы от различных датчиков,
которые регистрируют изменения со
стояния работы двигателя. В частно
сти, датчики регистрируют:
•абсолютное давление во впускном
коллекторе,
•температуру воздуха на впуске,
•температуру охлаждающей жидкости,
•частота вращения коленчатого ва
ла двигателя,
• угол открытия дроссельной за
слонки
•содержание кислорода в отрабо
тавших газах и т.д.
Схема впрыска топлива: 1 - кислородный датчик, 2 - датчик температуры
охлаждающей жидкости, 3 - датчик детонации, 4 - форсунка, 5 - регулятор
давления топлива, 6 - распределитель, 7 - коммутатор, 8 - топливный
фильтр, 9 - аккумуляторная батарея, 10 - Топливный насос, 11 - топлив
ный бак, 12 - реле-выключатель топливного насоса, 13 -диагностический
разъем, 14 - главное реле системы впрыска топлива, 15 - замок зажига
ния, 16 - датчик скорости, 17 - выключатель запрещения пуска (модели с
АКПП), 18 - усилитель кондиционера, 19 - клапан системы увеличения
частоты вращения при включении кондиционера, 20 - стартер, 21 - реле
задних фонарей, 22 - реле обогревателя заднего стекла, 23 - резистор с
переменным сопротивлением, 24 - датчик абсолютного давления во впу
скном коллекторе, 25 - воздушный фильтр, 26 - датчик температуры воз
духа на впуске, 27 - клапан системы управления частотой вращения холо
стого хода, 28 - датчик положения дроссельной заслонки, 29 - трехкомпо-
нентный каталитический нейтрализатор, 30 - клапан системы рециркуля
ции отработавших газов, 31 - электропневмоклапан системы рециркуля
ции отработавших газов, 32 - электронный блок управления впрыском
топлива.
* - модели с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором,
** - модели без трехкомпонентного каталитического нейтрализатора.
Эти сигналы обрабатываются в элек
тронном блоке управления, который
вырабатывает выходной сигнал про
должительности впрыска топлива,
обеспечивающий оптимальный коэф
фициент избытка воздуха для текущих
условий работы двигателя.
2. Управление углом опережения за
жигания;
В память электронного блока управ
ления заложены значения оптималь
ного угла опережения зажигания при
всех возможных режимах работы дви
гателя. Используя сигналы различных
68
Система впрыска топлива
датчиков, контролирующих условия
работы двигателя (частота вращения
коленчатого вала, температура охла
ждающей жидкости и др.), электрон
ный блок управления вырабатывает
импульсы, управляющие искрообра-
зованием, в строго определенные мо
менты времени.
3. Система управления частотой вра
щения холостого хода.
В память блока электронного управле
ния заложены данные оптимальной
частоты вращения холостого хода, от
вечающие различным условиям
(например, температуре охлаждающей
жидкости, включению/выключению
кондиционера т. д.). Датчики передают
сигналы в электронный блок управле
ния, который управляет потоком возду
ха через перепускной канал (минуя
дроссельную заслонку) и регулирует
частоту вращения холостого хода в со
ответствии с заданной величиной.
4. Диагностика.
Блок электронного управления преду
преждает о неисправности или не
нормальной работе посредством ука
зателя "CHECK", выведенного на па
нель приборов. Неисправность иден
тифицируется в виде диагностическо
го кода, который запоминается элек
тронным блоком управления. Диагно
стический код может быть расшифро
ван по числу миганий световой инди
кации при закорачивании контактов
ТЕ1 и Е1. Диагностические коды рас
смотрены ниже.
5. Функция "Fail-Safe" ("Добраться до
дома").
В случае выхода из строя какого-либо
датчика, предусмотрен аварийный
режим работы с ограниченными экс
плуатационными показателями (чтобы
доехать до ближайшей станции тех
обслуживания). При этом на прибор
ной панели высвечивается предупре
дительный световой сигнал "CHECK".
В случае, если существует опасность,
двигатель останавливается и загора
ется контрольная лампа "CHECK".
Меры предосторожности
1. До начала работ с топливной сис
темой отсоедините отрицательный
провод от аккумуляторной батареи.
Меры предосторожности при
обслуживании
1. Проверьте правильность регулиро
вок двигателя (см. "Регулировки дви
гателя на автомобиле").
2. Меры предосторожности при под
соединении приборов.
а) Используйте аккумуляторную ба
тарею в качестве источника энергии
для стробоскопа, тахометра и др.
б) Подсоедините провод-пробник
тахометра к контакту IG (-) диагно
стического разъема.
Примечание: любой диагностический
код в запоминающем устройстве
электронного блока управления, сти
рается при снятии (-) отрицательной
клеммы с аккумуляторной батареи.
Поэтому необходимо прочесть диаг
ностические коды перед отключением
аккумуляторной батареи.
2. Не курите и не пользуйтесь откры
тым огнем при работе с топливной
системой.
3. Не допускайте контакта бензина с ре
зиновыми или кожаными предметами.
Тахометр
Диагностический
разьем
3. В случае пропусков зажигания в
двигателе примите следующие меры
предосторожности.
а) Аккумуляторные клеммы должны
быть надежно соединены с вывод
ными штырями аккумуляторной ба
тареи.
б) Работайте аккуратно с высоко
вольтными проводами.
в) По окончании ремонтных работ
убедитесь, что все провода системы
зажигания правильно и надежно со
единены.
г) При очистке моторного отсека не
допускайте попадания воды на эле
менты электронной системы.
4. Предосторожности при работе с ки
слородным датчиком.
а) Не допускайте падения кислород
ного датчика или ударного воздей
ствия на него.
б) Не допускайте попадания воды в
кислородный датчик.
Меры предосторожности
при наличии на автомобиле
мобильной системы
радиосвязи
Если автомобиль оборудован радио
станцией, обратитесь к мерам предос
торожности, описанным ниже
("Система зажигания").
Система
воздухоснабжения
1. Снятие с двигателя маслоизмери-
тельного щупа, крышки маслозалив-
ной горловины, шланга системы вен
тиляции картера и т.д. может вызвать
нарушение регулировок двигателя.
2. Отсоединение, ослабление крепеж
ных элементов или растрескивание
элементов системы воздухоснабжения
(между корпусом дроссельной заслон
ки и головкой блока цилиндров) вызо
вет подсос воздуха, что приведет к
нарушению работы двигателя.
Система электронного
управления
1. Перед отсоединением электриче
ских разъемов электронного блока
управления необходимо отключить
электрическое питание посредством
либо ключа зажигания, либо снятием
клемм с аккумуляторной батареи.
Примечание: обязательно прочи
тайте диагностический код перед
снятием клемм с аккумуляторной
батареи.
2. При установке аккумуляторной ба
тареи не перепутайте полярность.
3. Не подвергайте ударам элементы
системы впрыска топлива и особенно
электронный блок управления.
4. Будьте внимательны при поиске не
исправностей, при большом количест
ве транзисторных цепей даже легкое
неосторожное касание выводных кон
тактов может привести к серьезным
повреждениям.
5. Не открывайте крышку корпуса
электронного блока управления.
6. При работе в дождливую погоду
оберегайте электронные узлы управ
ления от попадания воды. Так же сле
дует поступать и при мойке двигателя.
7. Замена запчастей должна прово
дится только на аналогичные.
8. Будьте осторожны при расстыковке
и соединении разъёмов электропро
водки.
а) При расстыковке, ослабьте фик
сатор, надавив на его пружину, и
вытащите разъём, удерживая его за
корпус.
Фиксатор
Нажать
б) При соединении, полностью
вставьте разъем и убедитесь, что он
заперт (зафиксирован).
Вставить
Фиксатор
9. При проверке форсунок и их разъе
мов используйте спецприспособления
(сервисные провода).
Система впрыска топлива
69
Топливная система
1. При отсоединении топливопровода
высокого давления большое количе
ство топлива выливается. Поэтому
необходимо предпринять следующее.
а) Отсоедините разъем топливного
насоса.
б) Запустите двигатель. После того,
как двигатель остановиться само
произвольно, выключите зажигание.
в) Подставьте емкость под соедине
ние.
г) Медленно ослабьте соединение.
д) Расстыкуйте соединение.
е) Заглушите соединение резиновой
пробкой.
3. Меры предосторожности при снятии
и установке форсунок.
а) Никогда не используйте повторно
кольцевое уплотнение.
б) При установке кольцевого уплот
нения на форсунку соблюдайте ос
торожность, чтобы ни в коем случае
не повредить его.
в) Перед установкой смажьте коль
цевое уплотнение веретенным мас
лом или топливом. Никогда не ис
пользуйте моторное и трансмисси
онное масло или тормозную жид
кость.
ж) Подсоедините разъем топливного
насоса обратно.
2. При затяжке ниппельного соедине
ния или соединения перепускным бол
том на топливопроводе высокого дав
ления, предпримите следующее:
Соединение перепускным болтом
а) Всегда используйте новую про
кладку.
б) Заверните болт вручную.
в) Затяните необходимым моментом
затяжки.
Момент затяжки: 29 Нм
4. Соедините форсунку с топливным
коллектором и впускным коллектором,
как показано на рисунке.
Перед установкой форсунки смажьте
веретенным маслом или топливом
места топливного или впускного кол
лектора, соприкасающиеся с кольце
вым уплотнением форсунки.
5. После обслуживания топливной
системы проверьте отсутствие подте
кания топлива.
а) Сервисным проводом замкните на
коротко контакты +В и FP диагности
ческого разъема.
б) Включите зажигание (двигатель
не запускать!).
Ниппельное соединение
а) Нанесите тонкий слой моторного
масла на гайку и заверните гайку
вручную.
б) Динамометрическим ключом за
тяните соединение необходимым
моментом затяжки.
Момент затяжки:
со стороны топливного насоса
24Н-м
с других сторон 30 Н-м
Примечание: используйте динамомет
рический ключ с длиной рычага 30 см.
в) Если пережать шланг возврата
топлива, давление в топливопрово
де высокого давления поднимется
приблизительно до 392 кПа
(4 кгс/см ). Убедитесь в отсутствии
подтекания топлива на всей линии.
Примечание: шланг должен быть
пережат. Никогда не перегибайте
шланг во избежание его разрушения.
г) Выключите зажигание и снимите
сервисный провод с клемм диагно
стического разъема.
Системы
диагностики
Описание
Электронный блок управления имеет
встроенную систему текущей
(обычной) самодиагностики, которая
по сигналам датчиков непрерывно от
слеживает состояние двигателя. В
случае обнаружения неисправности
эта система идентифицирует ее и ин
формирует об этом водителя преду
предительным сигналом "CHECK*, ко
торый высвечивается сигнальной
(контрольной) лампой, расположенной
на приборной панели.
Анализируя различные сигналы {см..
ниже таблицу диагностических кодов),
электронный блок управления опре
деляет отказавшую систему по вели
чине эксплуатационных параметров,
зафиксированных соответствующим
датчиком или исполнительным меха
низмом.
Система самодиагностики имеет два
режима - текущей самодиагностики и
режим тестирования.
При обнаружении неисправности в
режиме текущей самодиагностики,
световой предупредительный сигнал
на приборной панели информирует
водителя о наличии неисправности
(однако, не все коды высвечиваются
на приборной панели). Сигнал выклю
чается автоматически сразу после
устранения неисправности. Однако
электронный блок хранит в своей па
мяти коды неисправностей (кроме ко
да №16), связанных с соответствую
щими отказами, до тех пор, пока диаг
ностическая система не очистится (не
"сбросит" информацию) путем отклю
чения предохранителя электронной
системы впрыска (EF!) при выключен
ном зажигании.
Диагностический код может быть оп
ределен по числу миганий сигнальной
лампы "CHECK" при замкнутых клем
мах ТЕ1 и Е1 диагностического разъ
ема. При наличии 2-х и более неис
правностей их индикация начинается
с наименьшего кода (имеющего наи
меньший номер) и далее продолжает
ся по возрастающей.
При обнаружении неисправностей в
режиме тестирования, блок электрон
ного управления также зажигает сиг
нальную лампу на приборной панели
высвечивая коды этих неисправностей
(кроме кодов №42, 43 и 51). При этом
клеммы ТЕ2 и Е1 диагностического
разъема должны быть замкнуты, как
показано ниже.
В режиме тестирования даже после
устранения неисправности ее код со
храняется в памяти блока электронно
го управления после выключения за
жигания (кроме кодов № 42, 43 и 51)
аналогично тому, что имеет место при
текущей самодиагностике. Выбор ви
да самодиагностики ("текущая" или
"тестирование") осуществляется соот
ветствующим замыканием клемм ТЕ1,
ТЕ2 и Е1 диагностического разъема,
как будет показано ниже.
Режим тестирования используется при
поиске неисправностей, которые труд
но определить в режиме текущей са
модиагностики (например, нарушение
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст