Toyota Rav4 (1994+). Руководство — часть 16

Toyota Rav4 (1994+). Руководство - часть 16

66

Система смазки

б) Установите новое кольцевое уп­

лотнение и прокладку на маслоох­

ладитель.

Новое кольцевое

уплотнение

Новая

прокладка

в) Временно затяните гайку масло­

охладителя.

г) Нанесите моторное масло на

резьбу и под головку обратного кла­

пана.

д) Установите шайбу и затяните об­

ратный клапан.

Момент затяжки 78 Н-м

е) Затяните гайку.

Момент затяжки.

.8 Н-м

ж) Подсоедините два перепускных

шланга к маслоохладителю.

2. Установите масляный фильтр.

3. Установите кронштейн выпускного

коллектора и затяните болт и гайку.

Момент затяжки 42 Н-м

4. Залейте охлаждающую жидкость.

5. Запустите двигатель и проверьте

отсутствие утечек.

6. Проверьте уровень моторного масла.

67

Система впрыска топлива

Описание

Система впрыска состоит из трех ос­

новных подсистем: подвода топлива,

подвода воздуха и электронного

управления.

Топливная система

Топливо при постоянном перепаде

давления подается к форсункам сис­

темы впрыска электрическим топлив­

ным насосом. Форсунки впрыскивают

определенное количество топлива во

впускной коллектор в соответствии с

сигналами от электронного блока

управления.

Система воздухоснабжения

Система впуска воздуха обеспечивает

подачу необходимого количества воз­

духа для работы двигателя. Количест­

во воздуха, поступающего в двигатель,

определяется углом открытия дрос­

сельной заслонки и частотой вращения

коленчатого вала двигателя. Поток

воздуха проходит воздушный фильтр,

канал корпуса дроссельных заслонок и

поступает в верхнюю часть впускного

коллектора, откуда он распределяется

по цилиндрам двигателя.

При низкой температуре охлаждаю­

щей жидкости открывается клапан

системы управления частотой враще­

ния холостого хода и воздух поступает

в верхнюю часть впускного коллектора

по перепускному каналу в дополнение

к воздуху, проходящему через дрос­

сельную заслонку. При прогреве дви­

гателя, даже если дроссельная за­

слонка полностью закрыта, воздух по­

ступает в верхнюю часть впускного

коллектора, следовательно, увеличи­

вается частота вращения холостого

хода (1-ая ступень управления часто­

той вращения холостого хода). Верх­

няя часть впускного коллектора сни­

жает пульсации воздушного потока.

Система электронного

управления

Двигатель 3S-FE оборудован систе­

мой электронного управления фирмы

"TOYOTA", которая управляет впры­

ском топлива, опережением зажига­

ния, диагностической системой и т.д.

при помощи электронного блока

управления с использованием микро­

компьютера.
Посредством электронного блока

управления осуществляются следую­

щие функции:

1. Управление впрыском топлива.

Электронный блок управления полу­

чает сигналы от различных датчиков,

которые регистрируют изменения со­

стояния работы двигателя. В частно­

сти, датчики регистрируют:

•абсолютное давление во впускном

коллекторе,

•температуру воздуха на впуске,

•температуру охлаждающей жидкости,

•частота вращения коленчатого ва­

ла двигателя,

• угол открытия дроссельной за­

слонки

•содержание кислорода в отрабо­

тавших газах и т.д.

Схема впрыска топлива: 1 - кислородный датчик, 2 - датчик температуры

охлаждающей жидкости, 3 - датчик детонации, 4 - форсунка, 5 - регулятор

давления топлива, 6 - распределитель, 7 - коммутатор, 8 - топливный

фильтр, 9 - аккумуляторная батарея, 10 - Топливный насос, 11 - топлив­

ный бак, 12 - реле-выключатель топливного насоса, 13 -диагностический

разъем, 14 - главное реле системы впрыска топлива, 15 - замок зажига­

ния, 16 - датчик скорости, 17 - выключатель запрещения пуска (модели с

АКПП), 18 - усилитель кондиционера, 19 - клапан системы увеличения

частоты вращения при включении кондиционера, 20 - стартер, 21 - реле

задних фонарей, 22 - реле обогревателя заднего стекла, 23 - резистор с

переменным сопротивлением, 24 - датчик абсолютного давления во впу­

скном коллекторе, 25 - воздушный фильтр, 26 - датчик температуры воз­

духа на впуске, 27 - клапан системы управления частотой вращения холо­

стого хода, 28 - датчик положения дроссельной заслонки, 29 - трехкомпо-

нентный каталитический нейтрализатор, 30 - клапан системы рециркуля­

ции отработавших газов, 31 - электропневмоклапан системы рециркуля­

ции отработавших газов, 32 - электронный блок управления впрыском

топлива.
* - модели с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором,

** - модели без трехкомпонентного каталитического нейтрализатора.

Эти сигналы обрабатываются в элек­

тронном блоке управления, который

вырабатывает выходной сигнал про­

должительности впрыска топлива,

обеспечивающий оптимальный коэф­

фициент избытка воздуха для текущих

условий работы двигателя.

2. Управление углом опережения за­

жигания;

В память электронного блока управ­

ления заложены значения оптималь­

ного угла опережения зажигания при

всех возможных режимах работы дви­

гателя. Используя сигналы различных

68

Система впрыска топлива

датчиков, контролирующих условия

работы двигателя (частота вращения

коленчатого вала, температура охла­

ждающей жидкости и др.), электрон­

ный блок управления вырабатывает

импульсы, управляющие искрообра-

зованием, в строго определенные мо­

менты времени.

3. Система управления частотой вра­

щения холостого хода.

В память блока электронного управле­

ния заложены данные оптимальной

частоты вращения холостого хода, от­

вечающие различным условиям

(например, температуре охлаждающей

жидкости, включению/выключению

кондиционера т. д.). Датчики передают

сигналы в электронный блок управле­

ния, который управляет потоком возду­

ха через перепускной канал (минуя

дроссельную заслонку) и регулирует

частоту вращения холостого хода в со­

ответствии с заданной величиной.
4. Диагностика.

Блок электронного управления преду­

преждает о неисправности или не­

нормальной работе посредством ука­

зателя "CHECK", выведенного на па­

нель приборов. Неисправность иден­

тифицируется в виде диагностическо­

го кода, который запоминается элек­

тронным блоком управления. Диагно­

стический код может быть расшифро­

ван по числу миганий световой инди­

кации при закорачивании контактов

ТЕ1 и Е1. Диагностические коды рас­

смотрены ниже.
5. Функция "Fail-Safe" ("Добраться до

дома").

В случае выхода из строя какого-либо

датчика, предусмотрен аварийный

режим работы с ограниченными экс­

плуатационными показателями (чтобы

доехать до ближайшей станции тех­

обслуживания). При этом на прибор­

ной панели высвечивается предупре­

дительный световой сигнал "CHECK".

В случае, если существует опасность,

двигатель останавливается и загора­

ется контрольная лампа "CHECK".

Меры предосторожности

1. До начала работ с топливной сис­

темой отсоедините отрицательный

провод от аккумуляторной батареи.

Меры предосторожности при

обслуживании

1. Проверьте правильность регулиро­

вок двигателя (см. "Регулировки дви­

гателя на автомобиле").

2. Меры предосторожности при под­

соединении приборов.

а) Используйте аккумуляторную ба­

тарею в качестве источника энергии

для стробоскопа, тахометра и др.

б) Подсоедините провод-пробник

тахометра к контакту IG (-) диагно­

стического разъема.

Примечание: любой диагностический

код в запоминающем устройстве

электронного блока управления, сти­

рается при снятии (-) отрицательной

клеммы с аккумуляторной батареи.

Поэтому необходимо прочесть диаг­

ностические коды перед отключением

аккумуляторной батареи.
2. Не курите и не пользуйтесь откры­

тым огнем при работе с топливной

системой.

3. Не допускайте контакта бензина с ре­

зиновыми или кожаными предметами.

Тахометр

Диагностический

разьем

3. В случае пропусков зажигания в

двигателе примите следующие меры

предосторожности.

а) Аккумуляторные клеммы должны

быть надежно соединены с вывод­

ными штырями аккумуляторной ба­

тареи.

б) Работайте аккуратно с высоко­

вольтными проводами.

в) По окончании ремонтных работ

убедитесь, что все провода системы

зажигания правильно и надежно со­

единены.

г) При очистке моторного отсека не

допускайте попадания воды на эле­

менты электронной системы.

4. Предосторожности при работе с ки­

слородным датчиком.

а) Не допускайте падения кислород­

ного датчика или ударного воздей­

ствия на него.

б) Не допускайте попадания воды в

кислородный датчик.

Меры предосторожности

при наличии на автомобиле

мобильной системы

радиосвязи

Если автомобиль оборудован радио­

станцией, обратитесь к мерам предос­

торожности, описанным ниже

("Система зажигания").

Система

воздухоснабжения

1. Снятие с двигателя маслоизмери-

тельного щупа, крышки маслозалив-

ной горловины, шланга системы вен­

тиляции картера и т.д. может вызвать

нарушение регулировок двигателя.

2. Отсоединение, ослабление крепеж­

ных элементов или растрескивание

элементов системы воздухоснабжения

(между корпусом дроссельной заслон­

ки и головкой блока цилиндров) вызо­

вет подсос воздуха, что приведет к

нарушению работы двигателя.

Система электронного

управления

1. Перед отсоединением электриче­

ских разъемов электронного блока

управления необходимо отключить

электрическое питание посредством

либо ключа зажигания, либо снятием

клемм с аккумуляторной батареи.

Примечание: обязательно прочи­

тайте диагностический код перед

снятием клемм с аккумуляторной

батареи.
2. При установке аккумуляторной ба­

тареи не перепутайте полярность.

3. Не подвергайте ударам элементы

системы впрыска топлива и особенно

электронный блок управления.

4. Будьте внимательны при поиске не­

исправностей, при большом количест­

ве транзисторных цепей даже легкое

неосторожное касание выводных кон­

тактов может привести к серьезным

повреждениям.

5. Не открывайте крышку корпуса

электронного блока управления.

6. При работе в дождливую погоду

оберегайте электронные узлы управ­

ления от попадания воды. Так же сле­

дует поступать и при мойке двигателя.

7. Замена запчастей должна прово­

дится только на аналогичные.

8. Будьте осторожны при расстыковке

и соединении разъёмов электропро­

водки.

а) При расстыковке, ослабьте фик­

сатор, надавив на его пружину, и

вытащите разъём, удерживая его за

корпус.

Фиксатор

Нажать

б) При соединении, полностью

вставьте разъем и убедитесь, что он

заперт (зафиксирован).

Вставить

Фиксатор

9. При проверке форсунок и их разъе­

мов используйте спецприспособления

(сервисные провода).

Система впрыска топлива

69

Топливная система

1. При отсоединении топливопровода

высокого давления большое количе­

ство топлива выливается. Поэтому

необходимо предпринять следующее.

а) Отсоедините разъем топливного

насоса.

б) Запустите двигатель. После того,

как двигатель остановиться само­

произвольно, выключите зажигание.

в) Подставьте емкость под соедине­

ние.

г) Медленно ослабьте соединение.

д) Расстыкуйте соединение.

е) Заглушите соединение резиновой

пробкой.

3. Меры предосторожности при снятии

и установке форсунок.

а) Никогда не используйте повторно

кольцевое уплотнение.

б) При установке кольцевого уплот­

нения на форсунку соблюдайте ос­

торожность, чтобы ни в коем случае

не повредить его.

в) Перед установкой смажьте коль­

цевое уплотнение веретенным мас­

лом или топливом. Никогда не ис­

пользуйте моторное и трансмисси­

онное масло или тормозную жид­

кость.

ж) Подсоедините разъем топливного

насоса обратно.

2. При затяжке ниппельного соедине­

ния или соединения перепускным бол­

том на топливопроводе высокого дав­

ления, предпримите следующее:

Соединение перепускным болтом

а) Всегда используйте новую про­

кладку.

б) Заверните болт вручную.

в) Затяните необходимым моментом

затяжки.

Момент затяжки: 29 Нм

4. Соедините форсунку с топливным

коллектором и впускным коллектором,

как показано на рисунке.

Перед установкой форсунки смажьте

веретенным маслом или топливом

места топливного или впускного кол­

лектора, соприкасающиеся с кольце­

вым уплотнением форсунки.

5. После обслуживания топливной

системы проверьте отсутствие подте­

кания топлива.

а) Сервисным проводом замкните на­

коротко контакты +В и FP диагности­

ческого разъема.

б) Включите зажигание (двигатель

не запускать!).

Ниппельное соединение

а) Нанесите тонкий слой моторного

масла на гайку и заверните гайку

вручную.

б) Динамометрическим ключом за­

тяните соединение необходимым

моментом затяжки.

Момент затяжки:

со стороны топливного насоса

24Н-м

с других сторон 30 Н-м

Примечание: используйте динамомет­

рический ключ с длиной рычага 30 см.

в) Если пережать шланг возврата

топлива, давление в топливопрово­

де высокого давления поднимется

приблизительно до 392 кПа

(4 кгс/см ). Убедитесь в отсутствии

подтекания топлива на всей линии.

Примечание: шланг должен быть

пережат. Никогда не перегибайте

шланг во избежание его разрушения.

г) Выключите зажигание и снимите

сервисный провод с клемм диагно­

стического разъема.

Системы

диагностики

Описание

Электронный блок управления имеет

встроенную систему текущей

(обычной) самодиагностики, которая

по сигналам датчиков непрерывно от­

слеживает состояние двигателя. В

случае обнаружения неисправности

эта система идентифицирует ее и ин­

формирует об этом водителя преду­

предительным сигналом "CHECK*, ко­

торый высвечивается сигнальной

(контрольной) лампой, расположенной

на приборной панели.

Анализируя различные сигналы {см..

ниже таблицу диагностических кодов),

электронный блок управления опре­

деляет отказавшую систему по вели­

чине эксплуатационных параметров,

зафиксированных соответствующим

датчиком или исполнительным меха­

низмом.
Система самодиагностики имеет два

режима - текущей самодиагностики и

режим тестирования.

При обнаружении неисправности в

режиме текущей самодиагностики,

световой предупредительный сигнал

на приборной панели информирует

водителя о наличии неисправности

(однако, не все коды высвечиваются

на приборной панели). Сигнал выклю­

чается автоматически сразу после

устранения неисправности. Однако

электронный блок хранит в своей па­

мяти коды неисправностей (кроме ко­

да №16), связанных с соответствую­

щими отказами, до тех пор, пока диаг­

ностическая система не очистится (не

"сбросит" информацию) путем отклю­

чения предохранителя электронной

системы впрыска (EF!) при выключен­

ном зажигании.

Диагностический код может быть оп­

ределен по числу миганий сигнальной

лампы "CHECK" при замкнутых клем­

мах ТЕ1 и Е1 диагностического разъ­

ема. При наличии 2-х и более неис­

правностей их индикация начинается

с наименьшего кода (имеющего наи­

меньший номер) и далее продолжает­

ся по возрастающей.

При обнаружении неисправностей в

режиме тестирования, блок электрон­

ного управления также зажигает сиг­

нальную лампу на приборной панели

высвечивая коды этих неисправностей

(кроме кодов №42, 43 и 51). При этом

клеммы ТЕ2 и Е1 диагностического

разъема должны быть замкнуты, как

показано ниже.

В режиме тестирования даже после

устранения неисправности ее код со­

храняется в памяти блока электронно­

го управления после выключения за­

жигания (кроме кодов № 42, 43 и 51)

аналогично тому, что имеет место при

текущей самодиагностике. Выбор ви­

да самодиагностики ("текущая" или

"тестирование") осуществляется соот­

ветствующим замыканием клемм ТЕ1,

ТЕ2 и Е1 диагностического разъема,

как будет показано ниже.
Режим тестирования используется при

поиске неисправностей, которые труд­

но определить в режиме текущей са­

модиагностики (например, нарушение

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности