Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 24

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 24

background image

96 Система смазки
Проверка давления

масла

1. Проверьте качество моторного мас­

ла, визуально оценив его состояние:

наличие воды, обесцвечивание, загряз­

нение, разжижение. При плохом качест­

ве замените масло.

2. Проверьте уровень масла, который

должен быть между метками "L" и "F".

3. Отверните датчик аварийного дав­

ления масла (4A-F, 4A-FE, 5A-F, 5A-FE

и 7A-FE) или датчик давления масла

(4A-GE некоторые 4A-F) и установите

на его место манометр.
(4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180))

Предварительно снимите генератор и

кронштейн генератора, а после уста­

новки манометра верните их на место.

4. Прогрейте двигатель до нормаль­

ной рабочей температуры.
5. Убедитесь, что давление масла на

холостом ходу составляет:

- при минимальной частоте

вращения не ниже 29 кПа

(0,3 кгс/см

2

)

- при 3000 мин

-1

245 - 490 кПа

(2,5 - 5,0 кгс/см

2

)

6. Снимите манометр и установите дат-

чик аварийного давления масла (4A-F,

4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или датчик дав­

ления масла (4A-GE, некоторые 4A-F).

Применяйте клей типа Loctite 242

или эквивалент, нанеся его на 2-3 по­

следних витка резьбы.

(4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180))

Предварительно снимите генератор

и кронштейн генератора, а после ус­

тановки датчика аварийного давления

масла установите их на место.

7. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии подтекания масла.

Замена масла и фильтра

Внимание:

• Продолжительный и часто по­

вторяющийся контакт масла с ко­

жей, вызывает ее сухость, раздра­

жение и дерматиты, а в отдель­

ных случаях отработанное масло

может вызвать рак кожи.

• При замене масла во избежание

контакта с ним рекомендуется

использовать маслостойкие пер­

чатки. При мытье рук используй­

те мыло и воду, не рекомендует­

ся использовать бензин, смывки и

растворители.

• Отработанное масло и использо­

ванные фильтры должны соби­

раться в специально подготовлен­

ные емкости.

1. Слейте масло, сняв пробку масло­

заливной горловины и вывернув слив­

ную пробку из масляного поддона.

2. Замените масляный фильтр.

• специальным ключом отверните

фильтр;

• очистите контактную поверхность

под фильтр и смажьте уплотнитель­

ное кольцо на фильтре свежим мо­

торным маслом;

• наверните фильтр рукой до мо­

мента контакта между уплотнитель­

ным кольцом фильтра и поверхно­

стью блока;

• подходящим ключом доверните

фильтр еще на 3/4 оборота,

3. Залейте в двигатель моторное мас­

ло, предварительно очистив и устано­

вив на место сливную пробку с новой

прокладкой.
Момент затяжки:

4A-F, 4A-FE, 4A-GE и 7A-FE. 34 Нм

5A-FE 44 Нм

Заправочная емкость:

При замене масла и фильтра:

4A-F, 4A-GE:

с масляным радиатором . 3,7 л

без масляного радиатора. 3,3 л

4A-FE. . 3,3 л

5A-FE 3,0 л

7A-FE 3,7 л

4A-GE 3,7 л

Сухой двигатель:

4A-F, 4A-GE:

с масляным радиатором . 4,1 л

без масляного радиатора. 3,7 л

4A-FE:

с масляным радиатором . 3,9 л

без масляного радиатора. 3,5 л

5A-FE 3,5 л

7A-FE:

с масляным радиатором . 4,7 л

без масляного радиатора. 4,3 л

4. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии утечек.

5. проверьте уровень масла.

Масляный насос

Снятие

Внимание: при снятии для ремонта

масляного насоса масляный поддон и

фильтр маслозаборника должны

быть также сняты и очищены.
1. Слейте масло из двигателя.

2. Снимите следующие детали ГРМ (см.

раздел "Газораспределительный меха­

низм"):

• Зубчатый ремень ГРМ.

• Натяжной ролик и натяжную пру­

жину.

• Зубчатый шкив коленчатого вала.

3. Снимите узел маслоизмерительного

щупа (в сборе с направляющей).

4. Снимите масляный поддон и мас­

ляный насос (см. подраздел

"Подготовка к разборке блока цилинд­

ров" раздела "Блок цилиндров").

Разборка

1. Снимите редукционный клапан,

удалив кольцо-защелку, сняв упор

пружины и пружину.

2. Снимите ведущий и ведомый рото­

ры, отвернув винты и сняв крышку

корпуса и уплотнительное кольцо.

Проверка

1. Проверьте редукционный клапан.

Смазав поверхность клапана свежим

моторным маслом, установите его в

посадочное отверстие и убедитесь,

что клапан опускается под собствен­

ным весом.

Торцевой зазор между роторами и

стенкой корпуса:

номинальный:

4A-F u 4A-GE (AE101,

АЕ111) 0,025 - 0,065 мм

4A-FE, 5A-FE и 4A-GE (АЕ92,

AW11 и AT160) 0,025 - 0,075 мм

7A-FE 0,025 - 0,085 мм

максимально допустимый... 0,10 мм

Радиальный зазор между выступа­

ми ведущего и ведомого роторов:

Примечание: для некоторых двига­

телей 4A-GE применяются масляные

насосы с шестернями вместо рото­

ров; в этом случае указанный зазор

измеряется между вершинами зубьев

ведущей или ведомой шестерен и

стенкой серповидного выступа в

корпусе масляного насоса,

номинальный:

4A-F. 0,116-0,156 мм
4A-GE (с роторами), 4A-FE

и 5A-FE 0,060 - 0,180 мм

4A-GE (с шестернями):

ведущей 0,107 -0,248 мм

ведомой 0,058 - 0,310 мм

7A-FE 0,025-0,085 мм

максимально допустимый:

4A-GE(AE101,AE111) 0,25 мм

остальные 0,35 мм

Если это не выполняется, замените

клапан или весь масляный насос.

2. Проверьте ведущий и ведомый ро­

торы.

Проверьте величину следующих зазо­

ров:

Радиальный зазор между ведомым

ротором и корпусом:

номинальный:

4A-F 0,080 - 0,135 мм

4A-FE и 7A-FE 0,080 - 0,180 мм

5A-FE 0,100 - 0,180 мм

4A-GE:

AE92.AW11

и АТ160 0,100 - 0,190 мм

АЕ101, АЕ111. 0,080 - 0,191 мм

максимально допустимый... 0,20 мм

background image

Система смазки 97

Если величина любого из зазоров

больше максимального значения, за­

мените оба ротора (обе шестерни). В

случае необходимости замените весь

насос.

Замена переднего сальника

коленчатого вала

(См. раздел "Блок цилиндров").

Сборка

Масляный насос 1 - передний саль­

ник коленчатого вала, 2 - ведомый

ротор, 3 - ведущий ротор, 4 - корпус

насоса, 5 - крышка насоса, 6 - редук­

ционный клапан, 7 - пружина редук­

ционного клапана, 8 - седло пружи­

ны, 9 - стопорное кольцо.

1. Установите ведущий и ведомый ро­

торы.
Расположите ведущий и ведомый ро­

торы метками в сторону крышки кор­

пуса, как показано на рисунке.

Установите крышку корпуса насоса и
закрепите ее винтами, затянув их.
Момент затяжки 10 Н-м
2. Установите редукционный клапан в
порядке, обратном его снятию.

Установка

1. Установите насос (см. подраздел

"Окончательная сборка двигателя"

раздела "Блок цилиндров").

2. Установите узел маслоизмеритель-

ного щупа в сборе с направляющей.

Установите новое уплотнительное

кольцо, предварительно смазав его

мыльным раствором. Затем установите

узел маслоизмерительного щупа и за­

крепите его болтом (МЗ = 9,3 Н-м).
3. Установите масляный поддон (см.

подраздел "Окончательная сборка дви­

гателя" раздела "Блок цилиндров").

4 Установите зубчатый шкив коленча­

того вала для привода ГРМ (см. раз­

дел "Блок цилиндров").

5. Установите (не затягивая) натяжной

ролик и натяжную пружину ремня при­

вода ГРМ.

6. Установите ремень привода ГРМ.

7. Заполните систему маслом.

8. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии подтекания масла.

9. проверьте уровень масла.

Масляный радиатор и

редукционный клапан

Снятие и установка масляно­

го радиатора

При снятии и установке масляного ра­

диатора руководствуйтесь сборочны­

ми рисунками.

Снятие редукционного

клапана

1. Снимите штуцерную (соединитель­

ную) трубку, отвернув штуцерный болт

и сняв обе прокладки.

2. Отверните масляный фильтр, ис­

пользуя походящее приспособление.

3. Снимите кронштейн масляного

фильтра с уплотнительным кольцом,

отвернув штуцерный болт, как пока­

зано на рисунке.

4. Отвернув заглушку на кронштейне

масляного фильтра, извлеките детали

редукционного клапана (прокладку,

пружину и сам клапан).

Проверка редукционного

клапана

Нанесите на клапан тонкий слой мо­

торного масла и плавно опустите его в

отверстие кронштейна. Клапан должен

легко опуститься под действием собст­

венного веса.

В противном случае замените клапан

или весь кронштейн.

Масляный радиатор 4A-GB (АТ160) и 4A-FE (АТ171). 1 - масляный радиа-

тор, 2, 3, 4 - масляные шланги, 5 - масляный трубопровод, 6 - соедини

тельный штуцер, 7 - болт соединительного штуцера (МЗ = 25 Нм)

8 - прокладка, 9 - масляный фильтр, 10 - болт-штуцер масляного фильтра

(МЗ = 54 Нм), 11 -соединительный штуцер, 12 - болт соединительного

штуцера (МЗ = 37 Н-м), 13 - кольцевая прокладка-уплотнение

14 - кронштейн масляного фильтра, 15 - редукционный клапан, 16 - пру­

жина редукционного клапана, 17 - заглушка редукционного клапана.

background image

98 Система смазки

1 - масляный радиатор, 2 - штуцер, 3 - болт штуцера (МЗ = 34 Нм), 4 - прокладки, 5 - масляный трубопровод,

6 - кольцевая прокладка, 7 - болт штуцера (МЗ = 29 Нм), 8 - масляный фильтр, 9 - болт-штуцер масляного фильтра

(МЗ = 54 Нм), 10 - плоская шайба, 11 - направляющий болт, 12 - кронштейн масляного фильтра, 13 - редукционный

клапан, 14 - пружина редукционного клапана, 15 -заглушка редукционного клапана (МЗ = 37 Нм).

Сборка редукционного

клапана

1. Установите редукционный клапан в

кронштейн масляного фильтра, завер­

нув заглушку (МЗ = 37 Н м ) .
2. Установите кронштейн масляного

фильтра, использовав новую кольце­

вую прокладку и затянув штуцерный

(перепускной) болт (МЗ = 44 Н м ) .

3. Установите масляный фильтр (см.

параграф 2 в разделе "Замена масла

и масляного фильтра").
4. Установите соединительный масло­

провод с новыми прокладками, развер­

нув его, как показано на рисунке, и за­

тянув штуцерный болт (МЗ = 29 Н м ) .
5. Заполните масляную систему мо­

торным маслом (см. параграф 3 в

разделе "Замена масла и масляного

фильтра").
6. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии подтеканий масла.

Возможные неисправности, их причины и методы их устранения

Н е и с п р а в н о с т ь
Утечки масла

Низкое давление
масла

Высокое давле-
ние масла

Возможная причина
• Повреждение поверхностей блока цилиндров,
головки блока цилиндров или масляного насоса.
• Износ сальников.
• Повреждение прокладок.
• Утечки масла.

• Неисправность редукционного клапана.
• Поломка масляного насоса.
• Износ коренных подшипников коленчатого вала.

• Износ шатунных подшипников коленчатого вала.

• Засорение масляного фильтра.
Неисправность редукционного клапана.

Метод устранения
• О т р е м о н т и р у й т е или замените соответ­
ствующие э л е м е н т ы .
• З а м е н и т е сальники.
• Замените прокладки.
• Устраните утечки.
• Отремонтируйте редукционный клапан.
• Отремонтируйте насос.
• Отремонтируйте или замените коренные
подшипники.
• Отремонтируйте или замените шатунные
подшипники.
• Замените масляный фильтр.
Отремонтируйте редукционный клапан.

background image

Система впрыска топлива

Общие положения

Системы впрыска топлива двигателей

4A-FE, 4A-GE. 5A-FE и 7A-FE относятся

к системам распределенного впрыска

топлива во впускной коллектор с элек¬

тронным управлением подачей топлива

в зависимости от основных управляю­

щих факторов. Они имеют много общих

или аналогичных элементов, что упро­

щает описание их устройства, а также

описание проверки, демонтажа и раз­

борки-сборки их элементов. Основным

их общим элементом является блок

электронного управления, который по

сигналам датчиков формирует управ­

ляющий сигнал на форсунки. Однако

конкретная реализация компоновки

схем систем впрыска различна для раз­

личных двигателей и даже для одних и

тех же двигателей, но предназначенных

для разных моделей.

Эти различия в первую очередь связа­

ны с выбором главного управляющего

параметра топливоподачи: расхода

воздуха или абсолютного давления во

впускном коллекторе; в 1-м случае ис­

пользуется расходомер воздуха, а во 2-

м - датчик абсолютного давления во

впускном коллекторе.

Кроме того, указанные о т л и ч и я вы­

зываются наличием или о т с у т с т в и е м :

• 3-х компонентного нейтрализатора

отработавших газов;

• форсунки холодного пуска двига­

теля;

• системы рециркуляции отрабо­
тавших газов;
• кондиционера (при его наличии
применяется система принудитель­
ного повышения частоты вращения
холостого хода при включении к о н ­
диционера);

• автоматической коробки передач
(при ее наличии имеется д о п о л н и ­
тельный канал управления);
• системы управления частотой
вращения холостого хода (автома­
тической стабилизации частоты

вращения холостого хода);
• системы управления подачей воз­
духа (перепуска воздуха за дрос­
сельную заслонку на режимах при­

нудительного холостого хода);
• датчика частоты вращения;

• системы изменяемой геометрии
впускного коллектора;
• системы улавливания паров т о п ­
лива из топливного бака и впускного

коллектора и т.д.

В связи с этим ниже п р и в о д я т с я
схемы всех вариантов с и с т е м в п р ы ­
ска топлива, предназначенных д л я
двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и

7A-FE. Вместе с тем само о п и с а н и е
систем и процедур проверок э л е м е н ­
тов этих систем проводится п а р а л ­

лельно с указанием конкретных осо­

бенностей той или иной с и с т е м ы д л я
конкретного двигателя или д л я к о н ­

кретной модели автомобиля.

Описание системы

впрыска топлива

Состоит из трех о с н о в н ы х п о д с и с ­

тем; подвода топлива, п о д в о д а в о з ­

духа и электронного у п р а в л е н и я .

Топливная система

Эта система аналогична во всех т и ­

пах рассматриваемых двигателей.

Топливная система - проточного типа

с непрерывной циркуляцией топлива

и возвращением части топлива в то­

пливный бак через магистраль об­

ратного слива. Она включает в себя

( с м . схемы):

• топливный бак, топливный насос

с электрическим приводом, уста­

новленный в топливном баке;

• топливный фильтр;

• регулятор давления топлива;

• магистраль обратного слива топ­

лива (по которой часть топлива

возвращается обратно в бак);

• рабочие форсунки, установлен­

ные в патрубках впускного коллек­

тора перед впускными клапанами

(серийный вариант двигателя) или

в патрубках головки блока цилинд­

ров (вариант с системой организа­

ции рабочего процесса в двигателе

и управления двигателем, обеспе­

чивающей работу двигателя на

бедных составах смеси, разрабо­

танная фирмой TOYOTA);

• форсунку холодного пуска двига­

теля, установленную в общем ка­

нале впускного коллектора.

Регулятор давления топлива под­

держивает постоянную разность ме­

ж д у давлением топлива перед рабо­

ч е й форсункой и давлением воздуха

во впускном коллекторе. В этом слу­

чае величина подачи топлива одно­

значно определяется временем от­

крытого состояния форсунки.
Величина перепада

давления 284 кПа (2,9 кг/см

2

)

Регулирование осуществляется пе­

репуском части топлива в бак через

клапан и магистраль обратного слива

топлива.
Топливный насос включается сразу

после включения замка зажигания.

Топливо при постоянном перепаде

давления подается к (рабочим) фор­

сункам, которые впрыскивают топли­

во в патрубки впускного коллектора

непосредственно перед впускными

клапанами. Количество подаваемого

топлива определяется длительно­

стью управляющего импульса, кото­

рый задается в соответствии с сиг­

налом электронного блока управле­

ния.
Форсунка холодного пуска двигателя

подает топливо непрерывно в общий

канал впускного коллектора только

при запуске холодного двигателя.

Длительность подачи топлива опре­

деляется длительностью работы

термовременного реле форсунки хо­

лодного пуска, которое включается

вместе в включением замка зажига­

ния. Длительность работы реле за­

висит от температуры охлаждающей

жидкости.

Система воздухоснабжения

Система воздухоснабжения обеспе­

чивает подачу необходимого количе­

ства воздуха к впускным клапанам.

Она включает в себя:

• воздушный фильтр,
• систему подогрева поступающего
воздуха,
• расходомер воздуха (на некото­

рых двигателях),
• корпус дроссельной заслонки,
• верхнюю часть впускного коллек­
тора (камера впуска воздуха или

резонатор),
• патрубки подвода воздуха к ци­
линдрам,

• датчик абсолютного давления во

впускном коллекторе (на двигате­

лях без расходомера воздуха),

• канал перепуска воздуха помимо

дроссельной заслонки в системе

управления частотой вращения хо­
лостого хода,

• канал перепуска воздуха помимо

дроссельной заслонки для повы­

шения частоты вращения холосто­

го хода при включении кондицио­

нера,
• канал перепуска воздуха помимо

дроссельной заслонки для управ­

ления частотой вращения холосто­

го хода при прогреве двигателя,
• в системах с изменяемой геомет­

рией впускного коллектора имеют­

ся дополнительные заслонки, уста­

навливаемые в патрубках перед

впускными клапанами и управляе­

мые с помощью диафрагменного

сервомеханизма, они прикрывают­

ся на режимах малых нагрузок,

обеспечивая лучшую турбулизацию

смеси непосредственно перед ц и ­

линдром и препятствуя перетека­

нию остаточных газов из одного

цилиндра в другой, улучшая тем

самым процесс сгорания.

Количество воздуха, поступающего в

двигатель, определяется углом откры­

тия дроссельной заслонки и частотой

вращения коленчатого вала двигате­

ля. Поток воздуха проходит воздуш­

ный фильтр, канал корпуса дроссель­

ных заслонок и поступает в верхнюю

часть впускного коллектора, откуда он

через отдельные патрубки распреде­

ляется по цилиндрам двигателя.

При низких температурах охлаждаю­

щей жидкости открывается клапан

системы управления частотой вра­

щения холостого хода, и некоторое

количество воздуха поступает в

верхнюю часть впускного коллектора

по перепускному каналу в дополне­

ние к воздуху, проходящему через

дроссельную заслонку. Таким обра­

з о м , по мере прогрева двигателя д а ­

же при полностью закрытой дрос­

сельной заслонке воздух поступает в

верхнюю часть впускного коллектора,

что приводит к возрастанию частоты

вращения вала двигателя (1-ая сту­

пень управления частотой вращения

холостого хода).

Верхняя часть впускного коллектора

снижает пульсации воздушного пото­

ка (выполняет функции ресивера или

резонатора), а также препятствует

наложению работы одних цилиндров

на другие.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности