Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 24
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 24
96 Система смазки
Проверка давления
масла
1. Проверьте качество моторного мас
ла, визуально оценив его состояние:
наличие воды, обесцвечивание, загряз
нение, разжижение. При плохом качест
ве замените масло.
2. Проверьте уровень масла, который
должен быть между метками "L" и "F".
3. Отверните датчик аварийного дав
ления масла (4A-F, 4A-FE, 5A-F, 5A-FE
и 7A-FE) или датчик давления масла
(4A-GE некоторые 4A-F) и установите
на его место манометр.
(4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180))
Предварительно снимите генератор и
кронштейн генератора, а после уста
новки манометра верните их на место.
4. Прогрейте двигатель до нормаль
ной рабочей температуры.
5. Убедитесь, что давление масла на
холостом ходу составляет:
- при минимальной частоте
вращения не ниже 29 кПа
(0,3 кгс/см
2
)
- при 3000 мин
-1
245 - 490 кПа
(2,5 - 5,0 кгс/см
2
)
6. Снимите манометр и установите дат-
чик аварийного давления масла (4A-F,
4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или датчик дав
ления масла (4A-GE, некоторые 4A-F).
Применяйте клей типа Loctite 242
или эквивалент, нанеся его на 2-3 по
следних витка резьбы.
(4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180))
Предварительно снимите генератор
и кронштейн генератора, а после ус
тановки датчика аварийного давления
масла установите их на место.
7. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии подтекания масла.
Замена масла и фильтра
Внимание:
• Продолжительный и часто по
вторяющийся контакт масла с ко
жей, вызывает ее сухость, раздра
жение и дерматиты, а в отдель
ных случаях отработанное масло
может вызвать рак кожи.
• При замене масла во избежание
контакта с ним рекомендуется
использовать маслостойкие пер
чатки. При мытье рук используй
те мыло и воду, не рекомендует
ся использовать бензин, смывки и
растворители.
• Отработанное масло и использо
ванные фильтры должны соби
раться в специально подготовлен
ные емкости.
1. Слейте масло, сняв пробку масло
заливной горловины и вывернув слив
ную пробку из масляного поддона.
2. Замените масляный фильтр.
• специальным ключом отверните
фильтр;
• очистите контактную поверхность
под фильтр и смажьте уплотнитель
ное кольцо на фильтре свежим мо
торным маслом;
• наверните фильтр рукой до мо
мента контакта между уплотнитель
ным кольцом фильтра и поверхно
стью блока;
• подходящим ключом доверните
фильтр еще на 3/4 оборота,
3. Залейте в двигатель моторное мас
ло, предварительно очистив и устано
вив на место сливную пробку с новой
прокладкой.
Момент затяжки:
4A-F, 4A-FE, 4A-GE и 7A-FE. 34 Нм
5A-FE 44 Нм
Заправочная емкость:
При замене масла и фильтра:
4A-F, 4A-GE:
с масляным радиатором . 3,7 л
без масляного радиатора. 3,3 л
4A-FE. . 3,3 л
5A-FE 3,0 л
7A-FE 3,7 л
4A-GE 3,7 л
Сухой двигатель:
4A-F, 4A-GE:
с масляным радиатором . 4,1 л
без масляного радиатора. 3,7 л
4A-FE:
с масляным радиатором . 3,9 л
без масляного радиатора. 3,5 л
5A-FE 3,5 л
7A-FE:
с масляным радиатором . 4,7 л
без масляного радиатора. 4,3 л
4. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии утечек.
5. проверьте уровень масла.
Масляный насос
Снятие
Внимание: при снятии для ремонта
масляного насоса масляный поддон и
фильтр маслозаборника должны
быть также сняты и очищены.
1. Слейте масло из двигателя.
2. Снимите следующие детали ГРМ (см.
раздел "Газораспределительный меха
низм"):
• Зубчатый ремень ГРМ.
• Натяжной ролик и натяжную пру
жину.
• Зубчатый шкив коленчатого вала.
3. Снимите узел маслоизмерительного
щупа (в сборе с направляющей).
4. Снимите масляный поддон и мас
ляный насос (см. подраздел
"Подготовка к разборке блока цилинд
ров" раздела "Блок цилиндров").
Разборка
1. Снимите редукционный клапан,
удалив кольцо-защелку, сняв упор
пружины и пружину.
2. Снимите ведущий и ведомый рото
ры, отвернув винты и сняв крышку
корпуса и уплотнительное кольцо.
Проверка
1. Проверьте редукционный клапан.
Смазав поверхность клапана свежим
моторным маслом, установите его в
посадочное отверстие и убедитесь,
что клапан опускается под собствен
ным весом.
• Торцевой зазор между роторами и
стенкой корпуса:
номинальный:
4A-F u 4A-GE (AE101,
АЕ111) 0,025 - 0,065 мм
4A-FE, 5A-FE и 4A-GE (АЕ92,
AW11 и AT160) 0,025 - 0,075 мм
7A-FE 0,025 - 0,085 мм
максимально допустимый... 0,10 мм
• Радиальный зазор между выступа
ми ведущего и ведомого роторов:
Примечание: для некоторых двига
телей 4A-GE применяются масляные
насосы с шестернями вместо рото
ров; в этом случае указанный зазор
измеряется между вершинами зубьев
ведущей или ведомой шестерен и
стенкой серповидного выступа в
корпусе масляного насоса,
номинальный:
4A-F. 0,116-0,156 мм
4A-GE (с роторами), 4A-FE
и 5A-FE 0,060 - 0,180 мм
4A-GE (с шестернями):
ведущей 0,107 -0,248 мм
ведомой 0,058 - 0,310 мм
7A-FE 0,025-0,085 мм
максимально допустимый:
4A-GE(AE101,AE111) 0,25 мм
остальные 0,35 мм
Если это не выполняется, замените
клапан или весь масляный насос.
2. Проверьте ведущий и ведомый ро
торы.
Проверьте величину следующих зазо
ров:
• Радиальный зазор между ведомым
ротором и корпусом:
номинальный:
4A-F 0,080 - 0,135 мм
4A-FE и 7A-FE 0,080 - 0,180 мм
5A-FE 0,100 - 0,180 мм
4A-GE:
AE92.AW11
и АТ160 0,100 - 0,190 мм
АЕ101, АЕ111. 0,080 - 0,191 мм
максимально допустимый... 0,20 мм
Система смазки 97
Если величина любого из зазоров
больше максимального значения, за
мените оба ротора (обе шестерни). В
случае необходимости замените весь
насос.
Замена переднего сальника
коленчатого вала
(См. раздел "Блок цилиндров").
Сборка
Масляный насос 1 - передний саль
ник коленчатого вала, 2 - ведомый
ротор, 3 - ведущий ротор, 4 - корпус
насоса, 5 - крышка насоса, 6 - редук
ционный клапан, 7 - пружина редук
ционного клапана, 8 - седло пружи
ны, 9 - стопорное кольцо.
1. Установите ведущий и ведомый ро
торы.
Расположите ведущий и ведомый ро
торы метками в сторону крышки кор
пуса, как показано на рисунке.
Установите крышку корпуса насоса и
закрепите ее винтами, затянув их.
Момент затяжки 10 Н-м
2. Установите редукционный клапан в
порядке, обратном его снятию.
Установка
1. Установите насос (см. подраздел
"Окончательная сборка двигателя"
раздела "Блок цилиндров").
2. Установите узел маслоизмеритель-
ного щупа в сборе с направляющей.
Установите новое уплотнительное
кольцо, предварительно смазав его
мыльным раствором. Затем установите
узел маслоизмерительного щупа и за
крепите его болтом (МЗ = 9,3 Н-м).
3. Установите масляный поддон (см.
подраздел "Окончательная сборка дви
гателя" раздела "Блок цилиндров").
4 Установите зубчатый шкив коленча
того вала для привода ГРМ (см. раз
дел "Блок цилиндров").
5. Установите (не затягивая) натяжной
ролик и натяжную пружину ремня при
вода ГРМ.
6. Установите ремень привода ГРМ.
7. Заполните систему маслом.
8. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии подтекания масла.
9. проверьте уровень масла.
Масляный радиатор и
редукционный клапан
Снятие и установка масляно
го радиатора
При снятии и установке масляного ра
диатора руководствуйтесь сборочны
ми рисунками.
Снятие редукционного
клапана
1. Снимите штуцерную (соединитель
ную) трубку, отвернув штуцерный болт
и сняв обе прокладки.
2. Отверните масляный фильтр, ис
пользуя походящее приспособление.
3. Снимите кронштейн масляного
фильтра с уплотнительным кольцом,
отвернув штуцерный болт, как пока
зано на рисунке.
4. Отвернув заглушку на кронштейне
масляного фильтра, извлеките детали
редукционного клапана (прокладку,
пружину и сам клапан).
Проверка редукционного
клапана
Нанесите на клапан тонкий слой мо
торного масла и плавно опустите его в
отверстие кронштейна. Клапан должен
легко опуститься под действием собст
венного веса.
В противном случае замените клапан
или весь кронштейн.
Масляный радиатор 4A-GB (АТ160) и 4A-FE (АТ171). 1 - масляный радиа-
тор, 2, 3, 4 - масляные шланги, 5 - масляный трубопровод, 6 - соедини
тельный штуцер, 7 - болт соединительного штуцера (МЗ = 25 Нм)
8 - прокладка, 9 - масляный фильтр, 10 - болт-штуцер масляного фильтра
(МЗ = 54 Нм), 11 -соединительный штуцер, 12 - болт соединительного
штуцера (МЗ = 37 Н-м), 13 - кольцевая прокладка-уплотнение
14 - кронштейн масляного фильтра, 15 - редукционный клапан, 16 - пру
жина редукционного клапана, 17 - заглушка редукционного клапана.
98 Система смазки
1 - масляный радиатор, 2 - штуцер, 3 - болт штуцера (МЗ = 34 Нм), 4 - прокладки, 5 - масляный трубопровод,
6 - кольцевая прокладка, 7 - болт штуцера (МЗ = 29 Нм), 8 - масляный фильтр, 9 - болт-штуцер масляного фильтра
(МЗ = 54 Нм), 10 - плоская шайба, 11 - направляющий болт, 12 - кронштейн масляного фильтра, 13 - редукционный
клапан, 14 - пружина редукционного клапана, 15 -заглушка редукционного клапана (МЗ = 37 Нм).
Сборка редукционного
клапана
1. Установите редукционный клапан в
кронштейн масляного фильтра, завер
нув заглушку (МЗ = 37 Н м ) .
2. Установите кронштейн масляного
фильтра, использовав новую кольце
вую прокладку и затянув штуцерный
(перепускной) болт (МЗ = 44 Н м ) .
3. Установите масляный фильтр (см.
параграф 2 в разделе "Замена масла
и масляного фильтра").
4. Установите соединительный масло
провод с новыми прокладками, развер
нув его, как показано на рисунке, и за
тянув штуцерный болт (МЗ = 29 Н м ) .
5. Заполните масляную систему мо
торным маслом (см. параграф 3 в
разделе "Замена масла и масляного
фильтра").
6. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии подтеканий масла.
Возможные неисправности, их причины и методы их устранения
Н е и с п р а в н о с т ь
Утечки масла
Низкое давление
масла
Высокое давле-
ние масла
Возможная причина
• Повреждение поверхностей блока цилиндров,
головки блока цилиндров или масляного насоса.
• Износ сальников.
• Повреждение прокладок.
• Утечки масла.
• Неисправность редукционного клапана.
• Поломка масляного насоса.
• Износ коренных подшипников коленчатого вала.
• Износ шатунных подшипников коленчатого вала.
• Засорение масляного фильтра.
Неисправность редукционного клапана.
Метод устранения
• О т р е м о н т и р у й т е или замените соответ
ствующие э л е м е н т ы .
• З а м е н и т е сальники.
• Замените прокладки.
• Устраните утечки.
• Отремонтируйте редукционный клапан.
• Отремонтируйте насос.
• Отремонтируйте или замените коренные
подшипники.
• Отремонтируйте или замените шатунные
подшипники.
• Замените масляный фильтр.
Отремонтируйте редукционный клапан.
Система впрыска топлива
Общие положения
Системы впрыска топлива двигателей
4A-FE, 4A-GE. 5A-FE и 7A-FE относятся
к системам распределенного впрыска
топлива во впускной коллектор с элек¬
тронным управлением подачей топлива
в зависимости от основных управляю
щих факторов. Они имеют много общих
или аналогичных элементов, что упро
щает описание их устройства, а также
описание проверки, демонтажа и раз
борки-сборки их элементов. Основным
их общим элементом является блок
электронного управления, который по
сигналам датчиков формирует управ
ляющий сигнал на форсунки. Однако
конкретная реализация компоновки
схем систем впрыска различна для раз
личных двигателей и даже для одних и
тех же двигателей, но предназначенных
для разных моделей.
Эти различия в первую очередь связа
ны с выбором главного управляющего
параметра топливоподачи: расхода
воздуха или абсолютного давления во
впускном коллекторе; в 1-м случае ис
пользуется расходомер воздуха, а во 2-
м - датчик абсолютного давления во
впускном коллекторе.
Кроме того, указанные о т л и ч и я вы
зываются наличием или о т с у т с т в и е м :
• 3-х компонентного нейтрализатора
отработавших газов;
• форсунки холодного пуска двига
теля;
• системы рециркуляции отрабо
тавших газов;
• кондиционера (при его наличии
применяется система принудитель
ного повышения частоты вращения
холостого хода при включении к о н
диционера);
• автоматической коробки передач
(при ее наличии имеется д о п о л н и
тельный канал управления);
• системы управления частотой
вращения холостого хода (автома
тической стабилизации частоты
вращения холостого хода);
• системы управления подачей воз
духа (перепуска воздуха за дрос
сельную заслонку на режимах при
нудительного холостого хода);
• датчика частоты вращения;
• системы изменяемой геометрии
впускного коллектора;
• системы улавливания паров т о п
лива из топливного бака и впускного
коллектора и т.д.
В связи с этим ниже п р и в о д я т с я
схемы всех вариантов с и с т е м в п р ы
ска топлива, предназначенных д л я
двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и
7A-FE. Вместе с тем само о п и с а н и е
систем и процедур проверок э л е м е н
тов этих систем проводится п а р а л
лельно с указанием конкретных осо
бенностей той или иной с и с т е м ы д л я
конкретного двигателя или д л я к о н
кретной модели автомобиля.
Описание системы
впрыска топлива
Состоит из трех о с н о в н ы х п о д с и с
тем; подвода топлива, п о д в о д а в о з
духа и электронного у п р а в л е н и я .
Топливная система
Эта система аналогична во всех т и
пах рассматриваемых двигателей.
Топливная система - проточного типа
с непрерывной циркуляцией топлива
и возвращением части топлива в то
пливный бак через магистраль об
ратного слива. Она включает в себя
( с м . схемы):
• топливный бак, топливный насос
с электрическим приводом, уста
новленный в топливном баке;
• топливный фильтр;
• регулятор давления топлива;
• магистраль обратного слива топ
лива (по которой часть топлива
возвращается обратно в бак);
• рабочие форсунки, установлен
ные в патрубках впускного коллек
тора перед впускными клапанами
(серийный вариант двигателя) или
в патрубках головки блока цилинд
ров (вариант с системой организа
ции рабочего процесса в двигателе
и управления двигателем, обеспе
чивающей работу двигателя на
бедных составах смеси, разрабо
танная фирмой TOYOTA);
• форсунку холодного пуска двига
теля, установленную в общем ка
нале впускного коллектора.
Регулятор давления топлива под
держивает постоянную разность ме
ж д у давлением топлива перед рабо
ч е й форсункой и давлением воздуха
во впускном коллекторе. В этом слу
чае величина подачи топлива одно
значно определяется временем от
крытого состояния форсунки.
Величина перепада
давления 284 кПа (2,9 кг/см
2
)
Регулирование осуществляется пе
репуском части топлива в бак через
клапан и магистраль обратного слива
топлива.
Топливный насос включается сразу
после включения замка зажигания.
Топливо при постоянном перепаде
давления подается к (рабочим) фор
сункам, которые впрыскивают топли
во в патрубки впускного коллектора
непосредственно перед впускными
клапанами. Количество подаваемого
топлива определяется длительно
стью управляющего импульса, кото
рый задается в соответствии с сиг
налом электронного блока управле
ния.
Форсунка холодного пуска двигателя
подает топливо непрерывно в общий
канал впускного коллектора только
при запуске холодного двигателя.
Длительность подачи топлива опре
деляется длительностью работы
термовременного реле форсунки хо
лодного пуска, которое включается
вместе в включением замка зажига
ния. Длительность работы реле за
висит от температуры охлаждающей
жидкости.
Система воздухоснабжения
Система воздухоснабжения обеспе
чивает подачу необходимого количе
ства воздуха к впускным клапанам.
Она включает в себя:
• воздушный фильтр,
• систему подогрева поступающего
воздуха,
• расходомер воздуха (на некото
рых двигателях),
• корпус дроссельной заслонки,
• верхнюю часть впускного коллек
тора (камера впуска воздуха или
резонатор),
• патрубки подвода воздуха к ци
линдрам,
• датчик абсолютного давления во
впускном коллекторе (на двигате
лях без расходомера воздуха),
• канал перепуска воздуха помимо
дроссельной заслонки в системе
управления частотой вращения хо
лостого хода,
• канал перепуска воздуха помимо
дроссельной заслонки для повы
шения частоты вращения холосто
го хода при включении кондицио
нера,
• канал перепуска воздуха помимо
дроссельной заслонки для управ
ления частотой вращения холосто
го хода при прогреве двигателя,
• в системах с изменяемой геомет
рией впускного коллектора имеют
ся дополнительные заслонки, уста
навливаемые в патрубках перед
впускными клапанами и управляе
мые с помощью диафрагменного
сервомеханизма, они прикрывают
ся на режимах малых нагрузок,
обеспечивая лучшую турбулизацию
смеси непосредственно перед ц и
линдром и препятствуя перетека
нию остаточных газов из одного
цилиндра в другой, улучшая тем
самым процесс сгорания.
Количество воздуха, поступающего в
двигатель, определяется углом откры
тия дроссельной заслонки и частотой
вращения коленчатого вала двигате
ля. Поток воздуха проходит воздуш
ный фильтр, канал корпуса дроссель
ных заслонок и поступает в верхнюю
часть впускного коллектора, откуда он
через отдельные патрубки распреде
ляется по цилиндрам двигателя.
При низких температурах охлаждаю
щей жидкости открывается клапан
системы управления частотой вра
щения холостого хода, и некоторое
количество воздуха поступает в
верхнюю часть впускного коллектора
по перепускному каналу в дополне
ние к воздуху, проходящему через
дроссельную заслонку. Таким обра
з о м , по мере прогрева двигателя д а
же при полностью закрытой дрос
сельной заслонке воздух поступает в
верхнюю часть впускного коллектора,
что приводит к возрастанию частоты
вращения вала двигателя (1-ая сту
пень управления частотой вращения
холостого хода).
Верхняя часть впускного коллектора
снижает пульсации воздушного пото
ка (выполняет функции ресивера или
резонатора), а также препятствует
наложению работы одних цилиндров
на другие.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст