Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 18
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 18
72 Двигатель - механическая часть
г) Отвернув 2 болта и 2 гайки, сни
мите маслоприемник с сетчатым
фильтром.
д) (4A-GE)
Снимите маслоуспокоитель (см. про
цедуру снятия масляного поддона).
(7A-FE)
Снимите нижнюю часть масляного под
дона, маслоуспокоитель, маслоприем
ник с сетчатым фильтром и верхнюю
часть масляного поддона.
а) (Только для двигателей с масля
ным радиатором)
Снимите штуцер маслопровода
масляного радиатора.
б) Снимите нижнюю часть масляного
поддона, отвернув 13 болтов и 2
гайки.
в) Введите острое лезвие между со
прягаемыми поверхностями, об
режьте уплотнитель и снимите ниж
нюю часть масляного поддона.
Примечания:
• Будьте осторожны, чтобы не по
вредить фланец поддона.
• Не используйте подобный способ
при снятии верхней части масля
ного поддона, масляного насоса и
держателя сальника хвостовика
коленчатого вала.
г) Отвернув 2 болта и 2 гайки, сни
мите маслоуспокоитель.
д) Отвернув 3 гайки, снимите мас
лоприемник с сетчатым фильтром и
прокладку.
е) Отверните 6 болтов. Используя
специнструмент, отверните 14 бол
тов и снимите верхнюю часть мас
ляного поддона.
Если верхняя часть масляного под
дона не снимается, используйте от
вертку в качестве рычага, как пока
зано на рисунке.
16. Отвернув 7 болтов, снимите кор
пус масляного насоса вместе с про
кладкой.
17. (4A-GE)
Снимите пластину повышения жестко
сти (ребро жесткости) блока цилиндров.
Разборка блока цилиндров
1. Снимите держатель сальника хво
стовика коленчатого вала, отвернув 6
болтов.
2. Проверьте величину осевого зазора
шатунного подшипника.
Часовым индикатором измерьте осе
вой зазор кривошипной головки шату
на, перемещая головку вперед-назад
по шатунной шейке коленчатого вала.
Осевой зазор:
номинальный 0,15 - 0,25 мм
максимальный 0,30 мм
Если осевой зазор превышает допус
тимый, замените шатун и/или колен
чатый вал.
3. Снимите крышку шатуна и проверь
те радиальный зазор шатунного под
шипника.
а) Убедитесь в наличии и совпаде
нии меток на шатуне и на крышке
шатуна, чтобы обеспечить в после
дующем правильную его сборку.
Если метки отсутствуют, то керном
нанесите их на крышки и на шатуны.
б) Отверните гайки (болты 7A-FE)
крепления крышки шатуна.
в) Молотком с пластиковой головкой
слегка постучите по болтам и ocвo-
бодите крышку шатуна.
Внимание: нижняя половине вклады¬
ша должна остаться в крышке ша¬
туна.
г) Наденьте на в ы с т у п а ю щ и е концы
болтов кусочки шланга для предот¬
врашения повреждения поверхности
шатунной шейки.
Двигатель - механическая часть 73
д) Очистите шатунную шейку и вкла
дыши.
е) Проверьте состояние рабочих по
верхностей шатунной шейки и вкла
дышей. При наличии рисок и задиров
замените вкладыши. При необходи
мости перешлифуйте шейки или за
мените коленчатый вал.
Внимание: не путайте верхний и
нижний вкладыши подшипников.
ж) Положите кусок пластикового ка
либра на шатунную шейку.
з) Установите крышку шатуна и затя
ните гайки (болты 7A-FE) в два
приема:
- сначала МЗ:
4A-F, 5A-F, 4A-FE
и 5A-FE 29 Нм
7A-FE. 25 Нм
4A-GE:
(АЕ92, AW11 и AT160)... 39 Нм
(АЕ101,АЕ111) З0 Нм
- затем доверните на 90°
Внимание:
• Не вращайте коленчатый вал.
• Нанесите немного масла на
резьбу болтов и под гайки (под го
ловки болтов 7A-FE) перед их ус
тановкой.
и) Снимите крышку шатуна, отвернув
гайки (болты 7A-FE).
Блок цилиндров 4A-GE. 1 - болт крышки коренного подшипника (МЗ = 60
Нм), 2 - крышки коренных подшипников коленчатого вала, 3 - упорные
полукольца коленчатого вала, 4 - вкладыши коренных подшипников,
5 - коленчатый вал, 6 - сальник носка коленчатого вала, 7 и 8 - корпус и
прокладка корпуса масляного насоса, 9 - форсунка для охлаждения
поршня, 10 - обратный клапан форсунки охлаждения поршня, 11 - блок
цилиндров, 12 - гайка крепления крышки шатуна (предварительный
МЗ = 39 Н-м, затем довернуть еще на 90°), 13 - вкладыши шатунных под
шипников, 14 - шатун, 15 - поршень, 16 - стопорное кольцо поршневого
пальца, 17 - поршневые кольца, 18 - поршневой палец, 19 - втулка
поршневого пальца, 20 - крышка шатуна, 21 - датчик детонации,
22 - штуцер, 23 - маховик (МКПП) или ведущая пластина гидротрансфор
матора (АКПП), 24 - болт крепления маховика (МКПП) или ведущей пла
стины гидротрансформатора (АКПП) МЗ = 74 Нм, 25 - задняя пластина
блока цилиндров; 26 - сальник хвостовика коленчатого вала, 27 - держа
тель сальника хвостовика коленчатого вала, 28 - прокладка держателя
сальника, 29 - пластина повышения жесткости (ребро жесткости),
30 - краник для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров,
31 - датчик давления масла, 32 - прокладка, 33 - маслоприемник,
34 - маслоуспокоитель, 35 - масляный поддон, 36 - прокладка, 37 - проб
ка для слива масла, 38 - редукционный клапан, 39 - пружина редукцион
ного клапана, 40 - упор пружины, 41 - стопорное кольцо, 42 - уплотни
тельное кольцо, 43 - направляющая указателя уровня масла (щупа),
44 - ведомая шестерня масляного насоса, 45 - крышка масляного насо
са, 46 - ведущая шестерня масляного насоса.
к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово
локи, определив по ней величину
радиального зазора шатунного под
шипника.
Зазор шатунного подшипника:
Номинальный 0,020 - 0,051 мм
Ремонтный (0,25 мм):
4A-GE 0,079 - 0,073 мм
остальные .0,079 - 0,065 мм
Максимальный 0,08 мм
Если зазор превышает допустимый,
замените вкладыши. При необходи
мости перешлифуйте шейки или за
мените коленчатый вал.
Внимание: при использовании вклады
шей номинального размера следует
иметь ввиду три размерных группы,
помеченные номерами "1", "2" и "3", как
показано на рисунке. При этом выступ
(метка «перед») на крышке шатуна
должен быть направлен к передней
части двигателя (в сторону, проти
воположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по
их толщине:
Метка "1" 1,486- 1,490 мм
Метка "2" 1,490- 1,494 мм
Метка "3" 1,494- 1,498 мм
Вкладыши ремонтного
(0,25 мм) 1,607- 1,613 мм
74 Двигатель - механическая часть
л) Удалите остатки калибра с рабо
чих поверхностей шейки и вкладыша.
4. Снимите поршень в сборе с шату
ном.
а) Разверткой удалите нагар в верх
ней части цилиндра как показано на
рисунке.
б) Наденьте на резьбовые части бол
тов шатуна куски шланга для предот
вращения повреждения шеек колен
чатого вала.
в) Извлеките поршень с шатуном че
рез верхнюю часть блока цилиндров.
Установите крышки шатунов с вкла
дышами и расположите шатунно-
поршневые группы, снятые с двига
теля, в определенном порядке.
5. Проверьте осевой зазор коленчатого
вала.
Стрелочным индикатором измерьте
осевой зазор коленчатого вала, пере
мещая его вперед-назад с помощью
отвертки.
Номинальный зазор. 0,020 - 0,220 мм
Максимальный зазор 0,30 мм
Если зазор превышает максимально
допустимый, замените упорные полу
кольца.
Толщина упорных
полуколец 2,440 - 2,490 мм
6. Снимите крышки коренных подшип
ников и измерьте радиальный зазор в
коренных подшипниках.
а) Равномерно ослабьте за не
сколько приемов и в последова
тельности, указанной на рисунке, и
снимите болты крепления крышек
коренных подшипников.
б) Покачивая вывернутые болты в
отверстиях крышек коренных под
шипников, отделите и снимите крыш
ки вместе с нижними вкладышами и
нижними упорными полукольцами,
установленными только в зоне сред
ней (третьей) коренной шейки. С о б е -
Таблица. Для справки.
Сопрягаемые детали
Диаметр постели коренного
подшипника блока цилиндров
Диаметр коренной шейки
коленчатого вала
Номинальная толщина стенки
вкладыша
Метка (№)
"1"
"2"
"3"
"0"
"1"
"2"
"1"
"2"
"3"
"4"
"5"
Размер, мм
52,025 - 52,031
52,031 - 52,037
52,037 - 52,043
47,994 - 48,000
47,988 - 47,994
47,982-47,988
2,002 - 2,005
2,005 - 2,008
2,008-2,011
2,011-2,014
2,014-2,017
Таблица. Размерные группы вкладышей.
Номер на блоке цилиндров
Номер на коленчатом валу
Номер необходимого вкладыша
Нанесенный номер
1
0
1
1
2
2
3
2
0
2
1
3
2
4
3
0
3
1
4
2
5
рите вместе крышки подшипников и
вкладыши. Разложите снятые крыш
ки и упорные полукольца в требуе
мом порядке.
в) Снимите коленчатый вал.
Внимание: верхние половины вкла
дышей и упорных полуколец оставь
те в постелях блока цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку
коленчатого вала и рабочую по
верхность вкладыша.
д) Проверьте состояние рабочих по
верхностей шеек и вкладышей.
При наличии царапин, выкрашива
ния, глубоких следов износа заме
ните вкладыши. При необходимости
перешлифуйте шейки или замените
коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в посте
ли блока.
ж) Положите на каждую шейку по ку
сочку пластикового калибра.
з) Установите крышки коренных под
шипников. Затяните болты крепления
в несколько приемов в последова
тельности, указанной на рисунке
(окончательный МЗ = 60 Н-м).
Внимание: не поворачивайте колен
чатый вал.
и) Снимите крышки коренных под
шипников (см. пункты "а" и "б").
к) Измерьте сплющенный калибр в
самой широкой его части.
Зазор коренного подшипника:
Номинальный:
4A-GE(AE101,
АЕ111) 0,015 - 0,045 мм
остальные 0,015 - 0,033 мм
Ремонтный (0,25 мм):
4A-GE (АЕ101,
АЕ111) 0,015 - 0,053 мм
остальные 0,016 - 0,056 мм
Максимальный:
4A-GE (АЕ101, АЕ111) 0,08 мм
остальные 0,10 мм
Внимание:
• При замене блока цилиндров но
минальный зазор в коренных под
шипниках может составить 0,015 -
0,045 мм.
• Если зазор больше допустимого,
замените вкладыши. При необхо
димости перешлифуйте шейки ко
ленчатого вала или замените ко
ленчатый вал.
• При замене вкладышей номиналь
ного размера необходимо исполь-
зовать вкладыши одной размерной
группы. Если номер размерной
группы вкладышей невозможно оп
ределить, подбор необходимого
вкладыша осуществляют путей
складывания числа размерной груп
пы блока цилиндров с числом раз
мерной группы коленчатого вала
(см. рисунок и таблицу). Сущест
вует 5 размерных групп вклады
шей, обозначенных: "1", "2", "3", "4 и
"5" (см. таблицы ниже).
Двигатель - механическая часть 75
Пример: Блок цилиндров имеет мет
ку "2" коленчатый вал имеет метку
"1" их сумма ="3", необходимо ис
пользовать вкладыш с меткой "3".
л) Окончательно снимите остатки ка
либра с рабочих поверхностей корен
ной шейки и вкладыша.
7. Снимите коленчатый вал, подняв
его с постелей подшипников. Затем
извлеките верхние вкладыши под
шипников и верхние упорные полу
кольца из блока.
Разложите крышки коренных подшипни
ков, вкладыши, упорные полукольца в
порядке последующей сборки.
8. (4A-GE)
Снимите обратные клапаны и форсун
ки для периодического опрыскивания
маслом нижней части днищ поршней.
Проверка блока цилиндров
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с при
валочных поверхностей блока.
б) Растворителем и мягкой щеткой
окончательно очистите блок цилин
дров.
2. Проверьте поверхность газового
стыка блока цилиндров на неплоско
стность с помощью прецизионной л и
нейки и плоского щупа.
Максимальная
неплоскостность 0,05 мм
Если неплоскостность превышает ука
занное значение, замените блок ци
линдров.
3. Проверьте зеркало цилиндров на
наличие вертикальных рисок. При
наличии глубоких рисок расточите
все гильзы цилиндров на ближайший
ремонтный размер. Л р и необходимо
сти замените блок цилиндров.
4. Проверьте диаметр цилиндра.
Внимание: существует 3 размерных
группы номинальных диаметров ци-
линдра, обозначенных цифрами "1",
"2" и "3" соответственно. Метка на
бивается на верхней части блока ци
линдров, как показано на рисунке.
Индикатором-нутромером измерьте
диаметр цилиндра на трех уровнях А,
В и С в поперечном (1) и продольном
(2) направлениях, как показано на ри
сунке.
Если диаметр цилиндра больше допус
тимого, расточите все 4 цилиндра на
ближайший ремонтный размер (см.
табл. ниже). При необходимости заме
ните блок цилиндров.
5. Снимите гребень в верхней части
блока цилиндров, при условии, что из
нос менее 0,2 мм.
Разборка узла "поршень-
шатун"
1. Проверьте посадку поршень-
поршневой палец, пытаясь переме
щать поршень "взад-вперед" на порш-
невом пальце в направлении, перпен
дикулярном оси поршневого пальца.
При наличии любого люфта замените
весь узел.
2. Снимите поршневые кольца.
а) Экспандером снимите оба ком
прессионных кольца.
б) Вручную снимите элементы масло
съемного кольца (скребки и экспан
дер кольца).
Внимание: разложите кольца в тре
буемом порядке.
3. Отделите шатун от поршня.
(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
Подходящим приспособлением Выпрес
суйте поршневой палец из бобышек
поршня и поршневой головки шатуна.
Снимите шатун.
(4A-GE)
a) (4A-GE'(AE92
t
AW11 иАТ160))
Снимите стопорные кольца поршне
вого пальца.
Таблица. Номинальные и максимальные значения диаметра цилиндров.
Метка
«1»
«2»
«3»
Максимальный диаметр номинальный
Максимальный диаметр ремонтный
(увеличенный на 0,5 мм)
Значение диаметра, мм
4A-F, 4A-FE,
7A-FE и 4A-GE
81,000-81,010
81,010-81,020
81,020-81,030
81,23
81,73
5A-FE и 5A-F
78,700-78,710
78,710-78,720
78,720-78,730
78,93
79,43
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст