Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 18

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 18

background image

72 Двигатель - механическая часть

г) Отвернув 2 болта и 2 гайки, сни­

мите маслоприемник с сетчатым

фильтром.

д) (4A-GE)
Снимите маслоуспокоитель (см. про­

цедуру снятия масляного поддона).

(7A-FE)

Снимите нижнюю часть масляного под­

дона, маслоуспокоитель, маслоприем­

ник с сетчатым фильтром и верхнюю

часть масляного поддона.

а) (Только для двигателей с масля­

ным радиатором)

Снимите штуцер маслопровода

масляного радиатора.

б) Снимите нижнюю часть масляного

поддона, отвернув 13 болтов и 2

гайки.

в) Введите острое лезвие между со­

прягаемыми поверхностями, об­

режьте уплотнитель и снимите ниж­

нюю часть масляного поддона.

Примечания:

Будьте осторожны, чтобы не по­

вредить фланец поддона.

Не используйте подобный способ

при снятии верхней части масля­

ного поддона, масляного насоса и

держателя сальника хвостовика

коленчатого вала.

г) Отвернув 2 болта и 2 гайки, сни­

мите маслоуспокоитель.

д) Отвернув 3 гайки, снимите мас­

лоприемник с сетчатым фильтром и

прокладку.

е) Отверните 6 болтов. Используя

специнструмент, отверните 14 бол­

тов и снимите верхнюю часть мас­

ляного поддона.

Если верхняя часть масляного под­

дона не снимается, используйте от­

вертку в качестве рычага, как пока­

зано на рисунке.

16. Отвернув 7 болтов, снимите кор­

пус масляного насоса вместе с про­

кладкой.

17. (4A-GE)

Снимите пластину повышения жестко­

сти (ребро жесткости) блока цилиндров.

Разборка блока цилиндров

1. Снимите держатель сальника хво­

стовика коленчатого вала, отвернув 6

болтов.

2. Проверьте величину осевого зазора

шатунного подшипника.

Часовым индикатором измерьте осе­

вой зазор кривошипной головки шату­

на, перемещая головку вперед-назад

по шатунной шейке коленчатого вала.

Осевой зазор:

номинальный 0,15 - 0,25 мм

максимальный 0,30 мм

Если осевой зазор превышает допус­

тимый, замените шатун и/или колен­

чатый вал.
3. Снимите крышку шатуна и проверь­

те радиальный зазор шатунного под­

шипника.

а) Убедитесь в наличии и совпаде­

нии меток на шатуне и на крышке

шатуна, чтобы обеспечить в после­

дующем правильную его сборку.

Если метки отсутствуют, то керном

нанесите их на крышки и на шатуны.

б) Отверните гайки (болты 7A-FE)

крепления крышки шатуна.

в) Молотком с пластиковой головкой

слегка постучите по болтам и ocвo-

бодите крышку шатуна.

Внимание: нижняя половине вклады¬

ша должна остаться в крышке ша¬

туна.

г) Наденьте на в ы с т у п а ю щ и е концы

болтов кусочки шланга для предот¬

врашения повреждения поверхности

шатунной шейки.

background image

Двигатель - механическая часть 73

д) Очистите шатунную шейку и вкла­

дыши.

е) Проверьте состояние рабочих по­

верхностей шатунной шейки и вкла­

дышей. При наличии рисок и задиров

замените вкладыши. При необходи­

мости перешлифуйте шейки или за­

мените коленчатый вал.

Внимание: не путайте верхний и

нижний вкладыши подшипников.

ж) Положите кусок пластикового ка­
либра на шатунную шейку.
з) Установите крышку шатуна и затя­
ните гайки (болты 7A-FE) в два

приема:

- сначала МЗ:

4A-F, 5A-F, 4A-FE
и 5A-FE 29 Нм

7A-FE. 25 Нм

4A-GE:

(АЕ92, AW11 и AT160)... 39 Нм
(АЕ101,АЕ111) З0 Нм

- затем доверните на 90°

Внимание:

• Не вращайте коленчатый вал.
• Нанесите немного масла на

резьбу болтов и под гайки (под го­
ловки болтов 7A-FE) перед их ус­

тановкой.
и) Снимите крышку шатуна, отвернув
гайки (болты 7A-FE).

Блок цилиндров 4A-GE. 1 - болт крышки коренного подшипника (МЗ = 60

Нм), 2 - крышки коренных подшипников коленчатого вала, 3 - упорные

полукольца коленчатого вала, 4 - вкладыши коренных подшипников,

5 - коленчатый вал, 6 - сальник носка коленчатого вала, 7 и 8 - корпус и

прокладка корпуса масляного насоса, 9 - форсунка для охлаждения

поршня, 10 - обратный клапан форсунки охлаждения поршня, 11 - блок

цилиндров, 12 - гайка крепления крышки шатуна (предварительный

МЗ = 39 Н-м, затем довернуть еще на 90°), 13 - вкладыши шатунных под­

шипников, 14 - шатун, 15 - поршень, 16 - стопорное кольцо поршневого

пальца, 17 - поршневые кольца, 18 - поршневой палец, 19 - втулка

поршневого пальца, 20 - крышка шатуна, 21 - датчик детонации,

22 - штуцер, 23 - маховик (МКПП) или ведущая пластина гидротрансфор­

матора (АКПП), 24 - болт крепления маховика (МКПП) или ведущей пла­

стины гидротрансформатора (АКПП) МЗ = 74 Нм, 25 - задняя пластина

блока цилиндров; 26 - сальник хвостовика коленчатого вала, 27 - держа­

тель сальника хвостовика коленчатого вала, 28 - прокладка держателя

сальника, 29 - пластина повышения жесткости (ребро жесткости),

30 - краник для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров,

31 - датчик давления масла, 32 - прокладка, 33 - маслоприемник,

34 - маслоуспокоитель, 35 - масляный поддон, 36 - прокладка, 37 - проб­

ка для слива масла, 38 - редукционный клапан, 39 - пружина редукцион­

ного клапана, 40 - упор пружины, 41 - стопорное кольцо, 42 - уплотни­

тельное кольцо, 43 - направляющая указателя уровня масла (щупа),

44 - ведомая шестерня масляного насоса, 45 - крышка масляного насо­

са, 46 - ведущая шестерня масляного насоса.

к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово­

локи, определив по ней величину

радиального зазора шатунного под­
шипника.

Зазор шатунного подшипника:

Номинальный 0,020 - 0,051 мм
Ремонтный (0,25 мм):

4A-GE 0,079 - 0,073 мм
остальные .0,079 - 0,065 мм

Максимальный 0,08 мм

Если зазор превышает допустимый,

замените вкладыши. При необходи­
мости перешлифуйте шейки или за­
мените коленчатый вал.

Внимание: при использовании вклады­
шей номинального размера следует
иметь ввиду три размерных группы,
помеченные номерами "1", "2" и "3", как

показано на рисунке. При этом выступ

(метка «перед») на крышке шатуна
должен быть направлен к передней
части двигателя (в сторону, проти­
воположную отбору мощности).

Номинальные размеры вкладышей по

их толщине:

Метка "1" 1,486- 1,490 мм
Метка "2" 1,490- 1,494 мм
Метка "3" 1,494- 1,498 мм

Вкладыши ремонтного

(0,25 мм) 1,607- 1,613 мм

background image

74 Двигатель - механическая часть

л) Удалите остатки калибра с рабо­

чих поверхностей шейки и вкладыша.

4. Снимите поршень в сборе с шату­

ном.

а) Разверткой удалите нагар в верх­

ней части цилиндра как показано на

рисунке.

б) Наденьте на резьбовые части бол­

тов шатуна куски шланга для предот­

вращения повреждения шеек колен­

чатого вала.

в) Извлеките поршень с шатуном че­

рез верхнюю часть блока цилиндров.

Установите крышки шатунов с вкла­

дышами и расположите шатунно-

поршневые группы, снятые с двига­

теля, в определенном порядке.

5. Проверьте осевой зазор коленчатого

вала.
Стрелочным индикатором измерьте

осевой зазор коленчатого вала, пере­

мещая его вперед-назад с помощью

отвертки.

Номинальный зазор. 0,020 - 0,220 мм
Максимальный зазор 0,30 мм
Если зазор превышает максимально

допустимый, замените упорные полу­

кольца.

Толщина упорных

полуколец 2,440 - 2,490 мм
6. Снимите крышки коренных подшип­

ников и измерьте радиальный зазор в

коренных подшипниках.

а) Равномерно ослабьте за не­

сколько приемов и в последова­

тельности, указанной на рисунке, и

снимите болты крепления крышек

коренных подшипников.

б) Покачивая вывернутые болты в

отверстиях крышек коренных под­

шипников, отделите и снимите крыш­

ки вместе с нижними вкладышами и

нижними упорными полукольцами,

установленными только в зоне сред­

ней (третьей) коренной шейки. С о б е -

Таблица. Для справки.

Сопрягаемые детали

Диаметр постели коренного

подшипника блока цилиндров

Диаметр коренной шейки

коленчатого вала

Номинальная толщина стенки
вкладыша

Метка (№)

"1"
"2"
"3"
"0"

"1"
"2"
"1"

"2"
"3"
"4"

"5"

Размер, мм

52,025 - 52,031
52,031 - 52,037
52,037 - 52,043

47,994 - 48,000
47,988 - 47,994
47,982-47,988

2,002 - 2,005
2,005 - 2,008

2,008-2,011
2,011-2,014

2,014-2,017

Таблица. Размерные группы вкладышей.

Номер на блоке цилиндров
Номер на коленчатом валу
Номер необходимого вкладыша

Нанесенный номер

1

0

1

1

2

2
3

2

0
2

1

3

2
4

3

0
3

1

4

2

5

рите вместе крышки подшипников и
вкладыши. Разложите снятые крыш­
ки и упорные полукольца в требуе­
мом порядке.
в) Снимите коленчатый вал.

Внимание: верхние половины вкла­
дышей и упорных полуколец оставь­
те в постелях блока цилиндров.

г) Очистите каждую коренную шейку
коленчатого вала и рабочую по­
верхность вкладыша.

д) Проверьте состояние рабочих по­

верхностей шеек и вкладышей.
При наличии царапин, выкрашива­
ния, глубоких следов износа заме­
ните вкладыши. При необходимости
перешлифуйте шейки или замените
коленчатый вал.

е) Уложите коленчатый вал в посте­

ли блока.
ж) Положите на каждую шейку по ку­

сочку пластикового калибра.

з) Установите крышки коренных под­
шипников. Затяните болты крепления
в несколько приемов в последова­
тельности, указанной на рисунке
(окончательный МЗ = 60 Н-м).

Внимание: не поворачивайте колен­

чатый вал.

и) Снимите крышки коренных под­

шипников (см. пункты "а" и "б").

к) Измерьте сплющенный калибр в

самой широкой его части.

Зазор коренного подшипника:

Номинальный:

4A-GE(AE101,

АЕ111) 0,015 - 0,045 мм

остальные 0,015 - 0,033 мм

Ремонтный (0,25 мм):

4A-GE (АЕ101,

АЕ111) 0,015 - 0,053 мм

остальные 0,016 - 0,056 мм

Максимальный:

4A-GE (АЕ101, АЕ111) 0,08 мм

остальные 0,10 мм

Внимание:

• При замене блока цилиндров но­

минальный зазор в коренных под­

шипниках может составить 0,015 -

0,045 мм.

• Если зазор больше допустимого,

замените вкладыши. При необхо­

димости перешлифуйте шейки ко­

ленчатого вала или замените ко­

ленчатый вал.

При замене вкладышей номиналь­

ного размера необходимо исполь-

зовать вкладыши одной размерной

группы. Если номер размерной

группы вкладышей невозможно оп­

ределить, подбор необходимого

вкладыша осуществляют путей

складывания числа размерной груп­

пы блока цилиндров с числом раз­

мерной группы коленчатого вала

(см. рисунок и таблицу). Сущест­

вует 5 размерных групп вклады­

шей, обозначенных: "1", "2", "3", "4 и

"5" (см. таблицы ниже).

background image

Двигатель - механическая часть 75

Пример: Блок цилиндров имеет мет­

ку "2" коленчатый вал имеет метку

"1" их сумма ="3", необходимо ис­

пользовать вкладыш с меткой "3".

л) Окончательно снимите остатки ка­

либра с рабочих поверхностей корен­

ной шейки и вкладыша.

7. Снимите коленчатый вал, подняв

его с постелей подшипников. Затем

извлеките верхние вкладыши под­

шипников и верхние упорные полу­

кольца из блока.

Разложите крышки коренных подшипни­

ков, вкладыши, упорные полукольца в

порядке последующей сборки.

8. (4A-GE)

Снимите обратные клапаны и форсун­

ки для периодического опрыскивания

маслом нижней части днищ поршней.

Проверка блока цилиндров

1. Очистите блок цилиндров.

а) Удалите остатки прокладок с при­

валочных поверхностей блока.

б) Растворителем и мягкой щеткой

окончательно очистите блок цилин­

дров.

2. Проверьте поверхность газового

стыка блока цилиндров на неплоско­

стность с помощью прецизионной л и ­

нейки и плоского щупа.

Максимальная
неплоскостность 0,05 мм
Если неплоскостность превышает ука­
занное значение, замените блок ци­
линдров.
3. Проверьте зеркало цилиндров на

наличие вертикальных рисок. При
наличии глубоких рисок расточите
все гильзы цилиндров на ближайший
ремонтный размер. Л р и необходимо­
сти замените блок цилиндров.
4. Проверьте диаметр цилиндра.
Внимание: существует 3 размерных
группы номинальных диаметров ци-

линдра, обозначенных цифрами "1",

"2" и "3" соответственно. Метка на­

бивается на верхней части блока ци­

линдров, как показано на рисунке.

Индикатором-нутромером измерьте

диаметр цилиндра на трех уровнях А,

В и С в поперечном (1) и продольном

(2) направлениях, как показано на ри­

сунке.

Если диаметр цилиндра больше допус­

тимого, расточите все 4 цилиндра на

ближайший ремонтный размер (см.

табл. ниже). При необходимости заме­

ните блок цилиндров.

5. Снимите гребень в верхней части

блока цилиндров, при условии, что из­

нос менее 0,2 мм.

Разборка узла "поршень-

шатун"

1. Проверьте посадку поршень-

поршневой палец, пытаясь переме­
щать поршень "взад-вперед" на порш-

невом пальце в направлении, перпен­

дикулярном оси поршневого пальца.

При наличии любого люфта замените
весь узел.

2. Снимите поршневые кольца.

а) Экспандером снимите оба ком­

прессионных кольца.

б) Вручную снимите элементы масло­
съемного кольца (скребки и экспан­

дер кольца).

Внимание: разложите кольца в тре­
буемом порядке.
3. Отделите шатун от поршня.

(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Подходящим приспособлением Выпрес­

суйте поршневой палец из бобышек

поршня и поршневой головки шатуна.

Снимите шатун.

(4A-GE)

a) (4A-GE'(AE92

t

AW11 иАТ160))

Снимите стопорные кольца поршне­
вого пальца.

Таблица. Номинальные и максимальные значения диаметра цилиндров.

Метка

«1»
«2»
«3»
Максимальный диаметр номинальный
Максимальный диаметр ремонтный
(увеличенный на 0,5 мм)

Значение диаметра, мм

4A-F, 4A-FE,

7A-FE и 4A-GE
81,000-81,010
81,010-81,020

81,020-81,030

81,23
81,73

5A-FE и 5A-F

78,700-78,710
78,710-78,720
78,720-78,730

78,93
79,43

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности