Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 23

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 23

background image

92 Система охлаждения

Если вентилятор не включился, про­
верьте реле вентилятора, электромо­
тор вентилятора, главное реле двига­

теля и предохранитель, а также про­
верьте нет ли короткого замыкания в
цепи между реле вентилятора и тер­
мовыключателем.
3. Подключите разъем термовыключа­

теля.

Температура охлаждающей жидко­

сти выше 93

С

С.

4. Запустите двигатель и прогрейте
его, пока температура охлаждающей
жидкости не поднимется выше 93°С.
Убедитесь, что вентилятор включился. В
противном случае замените термовы­
ключатель.

Проверка термовыключателя

(термореле)

Напоминание: термовыключатель

электровентилятора расположен:

• на моделях АЕ и AT - в патрубке

подвода охлаждающей жидкости к

насосу.

• на модели AW - с левой стороны

радиатора.

1. Слейте охлаждающую жидкость и

снимите термовыключатель.

2. Опустите термовыключатель в во­

дяную ванну. С помощью омметра

Электрическая схема включения электровентилятора системы охлаждения
(4A-F и 4A-GE для всех моделей, кроме AW для Европы). 1 - аккумуляторная
батарея, 2 - плавкая вставка 1,25 В, 3 - плавкая вставка "АМ2" на 30 А (для АЕ,

AT), предохранитель "АМ2" на 5 А (для AW), 4 - плавкая вставка "ALT' на 80 А

(для АЕ и AT), главная плавкая вставка "HEAD" на 60 А (для AW), 5 - замок
зажигания, 6 - предохранитель системы зажигания "IGN" на 10 А (для АЕ) или
на 7,5 А (для AT), 7 - плавкая вставка на 30 А (цепи электровентилятора для
АЕ (FAN), цепи вентилятора радиатора для модели AT (RADIATOR FAN) и для
AW (RAD FAN), 8 - реле вентилятора системы охлаждения, 9 - термовыклю­
чатель (термореле) электровентилятора, 10 - электродвигатель вентилятора
системы охлаждения, 11 - главное реле двигателя (для АЕ, AT), главное реле
вентилятора (для AW).

убедитесь в н а л и ч и и з а м к н у т о г о с о ­
стояния контактов т е р м о в ы к л ю ч а т е л я
при температуре о х л а ж д а ю щ е й ж и д ­
кости ниже 83°С и в н а л и ч и и р а з о м к ­
нутого состояния контактов п р и т е м ­
пературе в ы ш е 93°С.
При нарушении у к а з а н н ы х у с л о в и й
замените т е р м о в ы к л ю ч а т е л ь .
3. Поставьте на м е с т о т е р м о в ы к л ю ч а ­

тель и заполните с и с т е м у о х л а ж д а ю ­

щей жидкостью.

Проверка главного реле д в и ­

гателя (ENGINE MAIN) (для

моделей АЕ и AT) или главно­

го реле электровентилятора

системы охлаждения (FAN

MAIN RELAY) (для модели AW)

Реле находится в блоке р е л е и п р е д о ­
хранителей № 2 ( в м о т о р н о м о т с е к е ) .
Внимание: схема расположения кон-

тактов разъема главного реле мо­

жет быть различной на различных

моделях, при проверке обращайте
внимание на номера выводов.
1 . Снимите главное р е л е д в и г а т е л я .

2 . Проверьте э л е к т р и ч е с к и е ц е п и р е ­

ле, используя о м м е т р :

• убедитесь в н а л и ч и и п р о в о д и м о ­

сти между в ы в о д а м и "1" и "3", " 2 " и

"4" (4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4 A - G E ) и л и

выводами "3" и "5", " 2 " и " 4 " (5A-FE).
• убедитесь в отсутствии п р о в о д и м о ­

сти между выводами " 4 " и "5" (4A-F,

4A-FE, 7A-FE и 4A-GE) и л и в ы в о д а м и

" 1 " и "2" (5A-FE).

П р и н е в ы п о л н е н и и у к а з а н н ы х условий
з а м е н и т е р е л е .

3 . П р о в е р ь т е р а б о т у р е л е , используя
о м м е т р и а к к у м у л я т о р н у ю батарею:

• п о д в е д и т е н а п р я ж е н и е к выводам
" 1 " и "3" ( 4 A - F . 4 A - F E , 7 A - F E и 4А-
G E ) и л и к в ы в о д а м " З " и "5" (5A-FE).

• у б е д и т е с ь в н а л и ч и и проводимо­
с т и м е ж д у в ы в о д а м и "4" и "5" (4А-
F, 4 A - F E , 7 A - F E и 4 A - G E ) и л и вы­
в о д а м и " 1 " и " 2 " ( 5 A - F E ) .

• у б е д и т е с ь в о т с у т с т в и и проводи­
м о с т и м е ж д у в ы в о д а м и " 2 " и " 4 " .

background image

Система охлаждения 93

При невыполнении указанных условий

замените реле.

4. Поставьте реле на место.

Проверка реле вентилятора

системы охлаждения или ре­

ле №1 вентилятора системы

охлаждения ("FAN №1")

(для АЕ110, АЕ101 и АТ190, а

также для модели AW)

Место расположения:

• На моделях АЕ и AT - в блоке реле

и предохранителей №2 (в моторном

отсеке).

• На модели AW - в блоке разъемов

№5 переднего багажника.

Внимание: схема расположения кон­

тактов реле вентилятора системы

охлаждения на колодке разъема мо­

жет быть различной на различных

моделях, при проверке обращайте

внимание на номера выводов.
1. Снимите реле вентилятора системы

охлаждения.

2. Проверьте электрические цепи реле:

используя омметр, убедитесь в нали­

чии проводимости между выводами "1"

и "2, "3" и "4".

При невыполнении указанных условии
замените реле.
3. Проверьте работу реле: используя
омметр и аккумуляторную батарею,,
подведите напряжение к выводам "1"
и "2" разъема реле и убедитесь в от­
сутствии проводимости между выво­

дами "3" и "4".

При невыполнении данного условия
замените реле.

4. Установите реле на место.

Электрическая схема включения электровентилятора системы охлажде­

ния (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE). 1 - аккумуляторная батарея,

2 - плавкая вставка "MAIN" 3,0W или 2,0 L (для AT), 3 - плавкая вставка

"ALT" 100A, 4 - плавкая вставка "AM1" 40A, 5 - замок зажигания, 6 - предо­

хранитель блока электронного управления и системы зажигания "ECU-IG"

15А (для модели АЕ) или контрольный предохранитель на 10 А (для мо­

дели AT), 7 - плавкая вставка вентилятора 30А ("FAN" для AE) или ("RDI"

для AT), 8 - реле вентилятора системы охлаждения ("FAN №1"), 9 - элек­

тродвигатель вентилятора системы охлаждения, 10 -термовыключатель

электровентилятора, 11 - электропневматический выключатель конди­

ционера, 12 - главное реле двигателя ("ENGINE MAIN").

Электрическая схема включения электровентилятора системы охлаждения

(4A-FE для АЕ92, АЕ95, АТ171, АЕ180). 1 - аккумуляторная батарея, 2 - главная

плавкая вставка 2,0 L, 3 - плавкая вставка "АМ2" на 30 А, 4 - плавкая вставка

"ALT" на 100 А (для АЕ и АТ180) или на 80 А (для АТ171), 5 - замок зажигания,

6 - предохранитель системы зажигания "IGN" на 10 А (для АЕ) или на 7,5 А

(для AT), 7 - плавкая вставка вентилятора "RDI FAN"- на 30 А, 8 - реле венти­

лятора системы охлаждения, 9 - термовыключатель (термореле) электро­

вентилятора, 10 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения,

11 - главное реле двигателя.

Проверка мотора электро­

вентилятора

1. Отсоедините электрический разъем

вентилятора.

2. Подключите амперметр и аккумуля­

торную батарею к разъему вентилято­

ра как показано на рисунке.

Убедившись, что вентилятор враща­

ется свободно, снимите показания ам­

перметра.

Номинальный ток:

4A-F и 5A-FE (АЕ и АТ) 3,2 - 4,4 А

AW11:

модели для Европы 8,8 - 10,8 А

остальные модели 5,8 - 7,4 А

Дополнительный вентилятор

моторного отсека AW11

(для Европы) 3,1 - 4,3 А

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180) и

4A-GE(AE92,AT160):

2WD 3,2 - 4,4 А

4WD с МКПП 5,8 - 7,4 А

4WD c AKПП 8,8 - 10,8 А

4A-FE (АЕ101 и AT190):

2WD 3,1 - 4,3 А

4WD 5,7 - 7,7 А

7A-FE

АЕ93 5,7 - 7,7 А

АЕ102. 5,8 - 7,4 А

Если показания амперметра выходят

за указанные пределы, замените мо­

тор вентилятора.
3. Подсоедините электрический разъ­

ем вентилятора.

background image

94 Система охлаждения

Проверка узлов электровен­

тилятора и элементов систе­

мы управления электровен­

тилятором (AW)

1. Проверьте датчик температуры ох­

лаждающей жидкости (расположен­

ный на левой стороне радиатора), из­

мерив сопротивление на его выводах.

Номинальное значение сопротивле­

ния составляет:

Примерно 1.35 кОм при 85°С

Примерно 1,19 кОм при 90°С

Примерно 1,05 кОм при 95°С

При несоответствии сопротивлений

номинальным значениям замените

датчик.

2. Проверьте реле №1, расположенное:

в блоке разъемов №5 в переднем ба­

гажном отделении (см. выше «Проверка

реле электровентилятора системы ох­

лаждения).

3. Проверьте реле №2, расположен­

ное в блоке разъемов №5 в переднем

багажном отделении (схема располо­

жения выводов реле приведена на ри­

сунке).

а) Проверьте электрические цепи ре­

ле, используя омметр, и убедитесь:

• в наличии проводимости между

выводами "2" и "6", " 1 " и "3";

• в отсутствии проводимости меж­

ду выводами " 1 " и "4".

При невыполнении указанных усло­

вий замените реле.

б) Проверьте работу реле: исполь­

зуя омметр и аккумуляторную бата­

рею, подведите напряжение к выво­

дам "2" и "6" реле и убедитесь:.

• в отсутствии проводимости меж­

ду выводами "1" и "З";

• в наличии проводимости между

выводами "1" и "4".

При невыполнении данных условий

замените реле.

4. Проверьте реле №3, расположен­

ное в блоке разъемов №5 в переднем

багажном отделении (схема располо­

жения выводов реле приведена на ри­

сунке).

а) Проверьте электрические цепи

реле, используя омметр, и убеди­

тесь:

• В наличии проводимости между

выводами "1" и "3".

• В отсутствии проводимости ме­

жду выводами "2" и "4".

При невыполнении указанных усло­

вий замените реле,

б) Проверьте работу реле:

Используя омметр и аккумулятор­

ную батарею, подведите напряже­

ние к выводам "1" и "3" разъем

реле и убедитесь в наличии прово­

димости между выводами "2" и "4".

При невыполнении данного условия

замените реле.

5. Проверьте главное реле вентилято­

ра (FAN MAIN RELAY), расположенное

в блоке разъемов №5 в переднем ба­

гажном отделении. (См. выше

"Проверка главного реле двигателя

("ENGINE MAIN") (для АЕ и AT) или

главного реле электровентилятора

системы охлаждения (FAN MAIN RE­

LAY) (для AW)", а также главу

"Система зарядки аккумуляторной ба­

тареи").

6. Проверьте электродвигатели вен­

тиляторов. Подключите амперметр и

аккумуляторную батарею к разъему

вентилятора, как показано на рисунке.

Убедившись, что вентилятор враща­
ется свободно, снимите показания ам­

перметра.
Номинальный ток 8,8-10,8 А

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Неисправность

Двигатель

перегревается

Возможная причина
• Проверьте уровень охлаждающей жидкости.
• Ослабление или обрыв ремня привода насоса охлаж­

дающей жидкости.

• Загрязнение радиатора.
• Утечки охлаждающей жидкости через неплотности в
шлангах, насосе, радиаторе, корпусе термостата, про­
кладке головки блока цилиндров.
• Неисправность термостата.
• Позднее зажигание.
• Неисправна электрическая часть системы охлаждения.
• Закупорка или разъедание шлангов радиатора.
• Неисправность насоса охлаждающей жидкости.
• Закупорка трубок радиатора или неисправность пробки
заливной горловины радиатора.
• Закупорка каналов в блоке и в головке блока цилиндров.

Метод устранения
• Долейте, если это необходимо.
• Отрегулируйте натяжение ремня или
замените его.
• Очистите радиатор.
• Отремонтируйте, если это необходима

• Проверьте термостат.
• Установите зажигание.
• Проверьте электрические цепи.
• Замените ш л а н г и .
• Замените насос.

• Проверьте радиатор или пробку его

заливной горловины.
• Отремонтируйте, если это необходимо

background image

Система смазки

Описание системы

смазки

В этих двигателях используется сис­

тема смазки с полнопоточной очист­

кой масла и с подачей масла под дав­

лением к основным д в и ж у щ и м с я д е ­

талям и узлам двигателя. Система

смазки включает в себя: масляный

поддон, масляный насос, масляный

фильтр и различные элементы, кото­

рые обеспечивают подачу масла к

различным движущимся деталям д в и ­

гателя. Масло из поддона через мас-

лоприемник масляным насосом нагне­

тается в масляный фильтр. Часть

масла сразу после масляного насоса

направляется в масляный радиатор.

После прохождения масляного фильт­

ра часть масла по различным каналам

в блоке цилиндров и через отверстия

подается к коренным подшипникам ко­

ленчатого вала. По сверлениям в ко­

ленчатом валу масло поступает к ша­

тунным подшипникам коленчатого ва­

ла. Смазывание стенок цилиндров и

нижней части днища поршней (кроме

двигателя 4A-GE) осуществляется в

основном разбрызгиванием. Д л я сма­

зывания поршневого пальца в поршне­

вой головке шатуна и во втулке порш­

невого пальца предусмотрено специ­

альное отверстие.
Часть масла после прохождения мас­

ляного фильтра по сверлениям в бло­

ке цилиндров направляется в головку

блока цилиндров для смазывания:

• ведомой шестерни распредели­

тельного вала впускных клапанов

(кроме 4A-GE);
• опорных шеек распределительных

валов;

• кулачков;
• толкателей клапанов и стержней

клапанов;
• ведущей шестерни распредели­

тельного вала выпускных клапанов

(кроме 4A-GE).

После выполнения своих функций
масло под действием с и л ы тяжести

(самотеком) возвращается в поддон.

Д л я контроля уровня масла в картере

на одной стороне корпуса масляного

насоса устанавливается измеритель­

ный щуп.

Система смазки двигателя 4A-GE в ос­

новном аналогична системе смазки

двигателей 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и

7A-FE. Ее отличия от системы смазки

этих двигателей связаны:

• с отсутствием в двигателе 4A-GE

синхронизирующих шестерен рас­

пределительных валов впускных и

выпускных клапанов, в связи с чем

отпадает необходимость в подаче

масла к этим узлам трения;
• с принудительной периодической

(пульсирующей) подачей масла на

нижнюю часть днища поршней и на

стенки цилиндров через соответст­

вующие клапаны и форсунки

М а с л я н ы й н а с о с
Масляный насос через маслоприем­

ник забирает масло из поддона двига­

теля и подает его под давлением к

различным узлам трения. Маслопри­

емник с сетчатым фильтром распола­

гается перед входным патрубком мас­

ляного насоса. Сам масляный насос

относится к насосам трохоидного ти­

па. Внутри его расположены ведущий

и ведомый роторы (шестерни) с внут­

ренним зацеплением, которые вра­

щаются в одном направлении. По­

скольку оси ведущего и ведомого ро­

торов (шестерен) смещены друг отно­

сительно друга, пространство между

обоими роторами изменяется по мере

их поворота. Масло засасывается в

насос, когда пространство между ро­

торами расширяется, и нагнетается,

когда пространство между роторами

сужается.

Регулятор давления масла

(редукционный клапан)

На высоких частотах вращения ко­

личество масла, подаваемого мас-
л о н а с о с о м , избыточно по сравнению

с его количеством, необходимым для

смазывания трущихся пар. Регуля­

тор давления масла (редукционный

клапан) предотвращает избыточную

подачу масла. На низких частотах

вращения клапан регулятора под

действием пружины перекрывает пе­

репускной (байпасный) канал. Но на

высоких частотах вращения давле­

ние масла резко возрастает, сила

давления масла преодолевает уси­

лие пружины, и клапан регулятора

открывается. Избыточное масло че­

рез клапан возвращается в поддон.

Масляный фильтр

Масляный фильтр - полнопоточного

типа со сменным бумажным фильт­

рующим элементом. Частицы метал­

ла (продукты износа), частицы грязи,

находящиеся в воздухе, частицы на­

гара и другие виды загрязнения могут

попадать в масло в процессе его ис­

пользования, что приводит к увели­

чению износа двигателя или к засо­

рению (сужению каналов) маслопро­

водов, препятствуя циркуляции мас­

ла. Масляный фильтр, установлен­

ный в масляной магистрали, позво­

ляет задерживать эти частицы при

прохождении масла через него.

Фильтр установлен на внешней сто­

роне двигателя, что позволяет срав­

нительно просто заменять фильт­

рующий элемент. Перед фильтрую­

щим элементом установлен перепу­

скной клапан, который открывается

при увеличении давления перед

фильтром, возникающим в случае

засорения фильтрующего элемента

загрязняющими частицами. Перепу­

скной клапан открывается, когда с и ­

ла давления масла превысит усилие

пружины клапана. В этом случае

масло проходит через обводной

(байпасный) канал, минуя масляный

фильтр, и направляется прямо в

главную масляную магистраль двига­

теля.

Схема расположения элементов системы смазки дви­

гателей 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE. 1 - масляный насос,

2 • маслоприемник, 3 - редукционный клапан, 4 - мас­

ляный фильтр, 5 - масляный радиатор.

Схема расположения элементов системы смазки дви­

гателя 4A-GE. 1 - масляный насос, 2 - маслоприемник,

3 - масляный фильтр, 4 - форсунка для подачи масла

на днище поршня и стенки цилиндров, 5 - масляный

радиатор.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности