Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 23
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 23
92 Система охлаждения
Если вентилятор не включился, про
верьте реле вентилятора, электромо
тор вентилятора, главное реле двига
теля и предохранитель, а также про
верьте нет ли короткого замыкания в
цепи между реле вентилятора и тер
мовыключателем.
3. Подключите разъем термовыключа
теля.
Температура охлаждающей жидко
сти выше 93
С
С.
4. Запустите двигатель и прогрейте
его, пока температура охлаждающей
жидкости не поднимется выше 93°С.
Убедитесь, что вентилятор включился. В
противном случае замените термовы
ключатель.
Проверка термовыключателя
(термореле)
Напоминание: термовыключатель
электровентилятора расположен:
• на моделях АЕ и AT - в патрубке
подвода охлаждающей жидкости к
насосу.
• на модели AW - с левой стороны
радиатора.
1. Слейте охлаждающую жидкость и
снимите термовыключатель.
2. Опустите термовыключатель в во
дяную ванну. С помощью омметра
Электрическая схема включения электровентилятора системы охлаждения
(4A-F и 4A-GE для всех моделей, кроме AW для Европы). 1 - аккумуляторная
батарея, 2 - плавкая вставка 1,25 В, 3 - плавкая вставка "АМ2" на 30 А (для АЕ,
AT), предохранитель "АМ2" на 5 А (для AW), 4 - плавкая вставка "ALT' на 80 А
(для АЕ и AT), главная плавкая вставка "HEAD" на 60 А (для AW), 5 - замок
зажигания, 6 - предохранитель системы зажигания "IGN" на 10 А (для АЕ) или
на 7,5 А (для AT), 7 - плавкая вставка на 30 А (цепи электровентилятора для
АЕ (FAN), цепи вентилятора радиатора для модели AT (RADIATOR FAN) и для
AW (RAD FAN), 8 - реле вентилятора системы охлаждения, 9 - термовыклю
чатель (термореле) электровентилятора, 10 - электродвигатель вентилятора
системы охлаждения, 11 - главное реле двигателя (для АЕ, AT), главное реле
вентилятора (для AW).
убедитесь в н а л и ч и и з а м к н у т о г о с о
стояния контактов т е р м о в ы к л ю ч а т е л я
при температуре о х л а ж д а ю щ е й ж и д
кости ниже 83°С и в н а л и ч и и р а з о м к
нутого состояния контактов п р и т е м
пературе в ы ш е 93°С.
При нарушении у к а з а н н ы х у с л о в и й
замените т е р м о в ы к л ю ч а т е л ь .
3. Поставьте на м е с т о т е р м о в ы к л ю ч а
тель и заполните с и с т е м у о х л а ж д а ю
щей жидкостью.
Проверка главного реле д в и
гателя (ENGINE MAIN) (для
моделей АЕ и AT) или главно
го реле электровентилятора
системы охлаждения (FAN
MAIN RELAY) (для модели AW)
Реле находится в блоке р е л е и п р е д о
хранителей № 2 ( в м о т о р н о м о т с е к е ) .
Внимание: схема расположения кон-
тактов разъема главного реле мо
жет быть различной на различных
моделях, при проверке обращайте
внимание на номера выводов.
1 . Снимите главное р е л е д в и г а т е л я .
2 . Проверьте э л е к т р и ч е с к и е ц е п и р е
ле, используя о м м е т р :
• убедитесь в н а л и ч и и п р о в о д и м о
сти между в ы в о д а м и "1" и "3", " 2 " и
"4" (4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4 A - G E ) и л и
выводами "3" и "5", " 2 " и " 4 " (5A-FE).
• убедитесь в отсутствии п р о в о д и м о
сти между выводами " 4 " и "5" (4A-F,
4A-FE, 7A-FE и 4A-GE) и л и в ы в о д а м и
" 1 " и "2" (5A-FE).
П р и н е в ы п о л н е н и и у к а з а н н ы х условий
з а м е н и т е р е л е .
3 . П р о в е р ь т е р а б о т у р е л е , используя
о м м е т р и а к к у м у л я т о р н у ю батарею:
• п о д в е д и т е н а п р я ж е н и е к выводам
" 1 " и "3" ( 4 A - F . 4 A - F E , 7 A - F E и 4А-
G E ) и л и к в ы в о д а м " З " и "5" (5A-FE).
• у б е д и т е с ь в н а л и ч и и проводимо
с т и м е ж д у в ы в о д а м и "4" и "5" (4А-
F, 4 A - F E , 7 A - F E и 4 A - G E ) и л и вы
в о д а м и " 1 " и " 2 " ( 5 A - F E ) .
• у б е д и т е с ь в о т с у т с т в и и проводи
м о с т и м е ж д у в ы в о д а м и " 2 " и " 4 " .
Система охлаждения 93
При невыполнении указанных условий
замените реле.
4. Поставьте реле на место.
Проверка реле вентилятора
системы охлаждения или ре
ле №1 вентилятора системы
охлаждения ("FAN №1")
(для АЕ110, АЕ101 и АТ190, а
также для модели AW)
Место расположения:
• На моделях АЕ и AT - в блоке реле
и предохранителей №2 (в моторном
отсеке).
• На модели AW - в блоке разъемов
№5 переднего багажника.
Внимание: схема расположения кон
тактов реле вентилятора системы
охлаждения на колодке разъема мо
жет быть различной на различных
моделях, при проверке обращайте
внимание на номера выводов.
1. Снимите реле вентилятора системы
охлаждения.
2. Проверьте электрические цепи реле:
используя омметр, убедитесь в нали
чии проводимости между выводами "1"
и "2, "3" и "4".
При невыполнении указанных условии
замените реле.
3. Проверьте работу реле: используя
омметр и аккумуляторную батарею,,
подведите напряжение к выводам "1"
и "2" разъема реле и убедитесь в от
сутствии проводимости между выво
дами "3" и "4".
При невыполнении данного условия
замените реле.
4. Установите реле на место.
Электрическая схема включения электровентилятора системы охлажде
ния (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE). 1 - аккумуляторная батарея,
2 - плавкая вставка "MAIN" 3,0W или 2,0 L (для AT), 3 - плавкая вставка
"ALT" 100A, 4 - плавкая вставка "AM1" 40A, 5 - замок зажигания, 6 - предо
хранитель блока электронного управления и системы зажигания "ECU-IG"
15А (для модели АЕ) или контрольный предохранитель на 10 А (для мо
дели AT), 7 - плавкая вставка вентилятора 30А ("FAN" для AE) или ("RDI"
для AT), 8 - реле вентилятора системы охлаждения ("FAN №1"), 9 - элек
тродвигатель вентилятора системы охлаждения, 10 -термовыключатель
электровентилятора, 11 - электропневматический выключатель конди
ционера, 12 - главное реле двигателя ("ENGINE MAIN").
Электрическая схема включения электровентилятора системы охлаждения
(4A-FE для АЕ92, АЕ95, АТ171, АЕ180). 1 - аккумуляторная батарея, 2 - главная
плавкая вставка 2,0 L, 3 - плавкая вставка "АМ2" на 30 А, 4 - плавкая вставка
"ALT" на 100 А (для АЕ и АТ180) или на 80 А (для АТ171), 5 - замок зажигания,
6 - предохранитель системы зажигания "IGN" на 10 А (для АЕ) или на 7,5 А
(для AT), 7 - плавкая вставка вентилятора "RDI FAN"- на 30 А, 8 - реле венти
лятора системы охлаждения, 9 - термовыключатель (термореле) электро
вентилятора, 10 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения,
11 - главное реле двигателя.
Проверка мотора электро
вентилятора
1. Отсоедините электрический разъем
вентилятора.
2. Подключите амперметр и аккумуля
торную батарею к разъему вентилято
ра как показано на рисунке.
Убедившись, что вентилятор враща
ется свободно, снимите показания ам
перметра.
Номинальный ток:
4A-F и 5A-FE (АЕ и АТ) 3,2 - 4,4 А
AW11:
модели для Европы 8,8 - 10,8 А
остальные модели 5,8 - 7,4 А
Дополнительный вентилятор
моторного отсека AW11
(для Европы) 3,1 - 4,3 А
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180) и
4A-GE(AE92,AT160):
2WD 3,2 - 4,4 А
4WD с МКПП 5,8 - 7,4 А
4WD c AKПП 8,8 - 10,8 А
4A-FE (АЕ101 и AT190):
2WD 3,1 - 4,3 А
4WD 5,7 - 7,7 А
7A-FE
АЕ93 5,7 - 7,7 А
АЕ102. 5,8 - 7,4 А
Если показания амперметра выходят
за указанные пределы, замените мо
тор вентилятора.
3. Подсоедините электрический разъ
ем вентилятора.
94 Система охлаждения
Проверка узлов электровен
тилятора и элементов систе
мы управления электровен
тилятором (AW)
1. Проверьте датчик температуры ох
лаждающей жидкости (расположен
ный на левой стороне радиатора), из
мерив сопротивление на его выводах.
Номинальное значение сопротивле
ния составляет:
Примерно 1.35 кОм при 85°С
Примерно 1,19 кОм при 90°С
Примерно 1,05 кОм при 95°С
При несоответствии сопротивлений
номинальным значениям замените
датчик.
2. Проверьте реле №1, расположенное:
в блоке разъемов №5 в переднем ба
гажном отделении (см. выше «Проверка
реле электровентилятора системы ох
лаждения).
3. Проверьте реле №2, расположен
ное в блоке разъемов №5 в переднем
багажном отделении (схема располо
жения выводов реле приведена на ри
сунке).
а) Проверьте электрические цепи ре
ле, используя омметр, и убедитесь:
• в наличии проводимости между
выводами "2" и "6", " 1 " и "3";
• в отсутствии проводимости меж
ду выводами " 1 " и "4".
При невыполнении указанных усло
вий замените реле.
б) Проверьте работу реле: исполь
зуя омметр и аккумуляторную бата
рею, подведите напряжение к выво
дам "2" и "6" реле и убедитесь:.
• в отсутствии проводимости меж
ду выводами "1" и "З";
• в наличии проводимости между
выводами "1" и "4".
При невыполнении данных условий
замените реле.
4. Проверьте реле №3, расположен
ное в блоке разъемов №5 в переднем
багажном отделении (схема располо
жения выводов реле приведена на ри
сунке).
а) Проверьте электрические цепи
реле, используя омметр, и убеди
тесь:
• В наличии проводимости между
выводами "1" и "3".
• В отсутствии проводимости ме
жду выводами "2" и "4".
При невыполнении указанных усло
вий замените реле,
б) Проверьте работу реле:
Используя омметр и аккумулятор
ную батарею, подведите напряже
ние к выводам "1" и "3" разъем
реле и убедитесь в наличии прово
димости между выводами "2" и "4".
При невыполнении данного условия
замените реле.
5. Проверьте главное реле вентилято
ра (FAN MAIN RELAY), расположенное
в блоке разъемов №5 в переднем ба
гажном отделении. (См. выше
"Проверка главного реле двигателя
("ENGINE MAIN") (для АЕ и AT) или
главного реле электровентилятора
системы охлаждения (FAN MAIN RE
LAY) (для AW)", а также главу
"Система зарядки аккумуляторной ба
тареи").
6. Проверьте электродвигатели вен
тиляторов. Подключите амперметр и
аккумуляторную батарею к разъему
вентилятора, как показано на рисунке.
Убедившись, что вентилятор враща
ется свободно, снимите показания ам
перметра.
Номинальный ток 8,8-10,8 А
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Неисправность
Двигатель
перегревается
Возможная причина
• Проверьте уровень охлаждающей жидкости.
• Ослабление или обрыв ремня привода насоса охлаж
дающей жидкости.
• Загрязнение радиатора.
• Утечки охлаждающей жидкости через неплотности в
шлангах, насосе, радиаторе, корпусе термостата, про
кладке головки блока цилиндров.
• Неисправность термостата.
• Позднее зажигание.
• Неисправна электрическая часть системы охлаждения.
• Закупорка или разъедание шлангов радиатора.
• Неисправность насоса охлаждающей жидкости.
• Закупорка трубок радиатора или неисправность пробки
заливной горловины радиатора.
• Закупорка каналов в блоке и в головке блока цилиндров.
Метод устранения
• Долейте, если это необходимо.
• Отрегулируйте натяжение ремня или
замените его.
• Очистите радиатор.
• Отремонтируйте, если это необходима
• Проверьте термостат.
• Установите зажигание.
• Проверьте электрические цепи.
• Замените ш л а н г и .
• Замените насос.
• Проверьте радиатор или пробку его
заливной горловины.
• Отремонтируйте, если это необходимо
Система смазки
Описание системы
смазки
В этих двигателях используется сис
тема смазки с полнопоточной очист
кой масла и с подачей масла под дав
лением к основным д в и ж у щ и м с я д е
талям и узлам двигателя. Система
смазки включает в себя: масляный
поддон, масляный насос, масляный
фильтр и различные элементы, кото
рые обеспечивают подачу масла к
различным движущимся деталям д в и
гателя. Масло из поддона через мас-
лоприемник масляным насосом нагне
тается в масляный фильтр. Часть
масла сразу после масляного насоса
направляется в масляный радиатор.
После прохождения масляного фильт
ра часть масла по различным каналам
в блоке цилиндров и через отверстия
подается к коренным подшипникам ко
ленчатого вала. По сверлениям в ко
ленчатом валу масло поступает к ша
тунным подшипникам коленчатого ва
ла. Смазывание стенок цилиндров и
нижней части днища поршней (кроме
двигателя 4A-GE) осуществляется в
основном разбрызгиванием. Д л я сма
зывания поршневого пальца в поршне
вой головке шатуна и во втулке порш
невого пальца предусмотрено специ
альное отверстие.
Часть масла после прохождения мас
ляного фильтра по сверлениям в бло
ке цилиндров направляется в головку
блока цилиндров для смазывания:
• ведомой шестерни распредели
тельного вала впускных клапанов
(кроме 4A-GE);
• опорных шеек распределительных
валов;
• кулачков;
• толкателей клапанов и стержней
клапанов;
• ведущей шестерни распредели
тельного вала выпускных клапанов
(кроме 4A-GE).
После выполнения своих функций
масло под действием с и л ы тяжести
(самотеком) возвращается в поддон.
Д л я контроля уровня масла в картере
на одной стороне корпуса масляного
насоса устанавливается измеритель
ный щуп.
Система смазки двигателя 4A-GE в ос
новном аналогична системе смазки
двигателей 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и
7A-FE. Ее отличия от системы смазки
этих двигателей связаны:
• с отсутствием в двигателе 4A-GE
синхронизирующих шестерен рас
пределительных валов впускных и
выпускных клапанов, в связи с чем
отпадает необходимость в подаче
масла к этим узлам трения;
• с принудительной периодической
(пульсирующей) подачей масла на
нижнюю часть днища поршней и на
стенки цилиндров через соответст
вующие клапаны и форсунки
М а с л я н ы й н а с о с
Масляный насос через маслоприем
ник забирает масло из поддона двига
теля и подает его под давлением к
различным узлам трения. Маслопри
емник с сетчатым фильтром распола
гается перед входным патрубком мас
ляного насоса. Сам масляный насос
относится к насосам трохоидного ти
па. Внутри его расположены ведущий
и ведомый роторы (шестерни) с внут
ренним зацеплением, которые вра
щаются в одном направлении. По
скольку оси ведущего и ведомого ро
торов (шестерен) смещены друг отно
сительно друга, пространство между
обоими роторами изменяется по мере
их поворота. Масло засасывается в
насос, когда пространство между ро
торами расширяется, и нагнетается,
когда пространство между роторами
сужается.
Регулятор давления масла
(редукционный клапан)
На высоких частотах вращения ко
личество масла, подаваемого мас-
л о н а с о с о м , избыточно по сравнению
с его количеством, необходимым для
смазывания трущихся пар. Регуля
тор давления масла (редукционный
клапан) предотвращает избыточную
подачу масла. На низких частотах
вращения клапан регулятора под
действием пружины перекрывает пе
репускной (байпасный) канал. Но на
высоких частотах вращения давле
ние масла резко возрастает, сила
давления масла преодолевает уси
лие пружины, и клапан регулятора
открывается. Избыточное масло че
рез клапан возвращается в поддон.
Масляный фильтр
Масляный фильтр - полнопоточного
типа со сменным бумажным фильт
рующим элементом. Частицы метал
ла (продукты износа), частицы грязи,
находящиеся в воздухе, частицы на
гара и другие виды загрязнения могут
попадать в масло в процессе его ис
пользования, что приводит к увели
чению износа двигателя или к засо
рению (сужению каналов) маслопро
водов, препятствуя циркуляции мас
ла. Масляный фильтр, установлен
ный в масляной магистрали, позво
ляет задерживать эти частицы при
прохождении масла через него.
Фильтр установлен на внешней сто
роне двигателя, что позволяет срав
нительно просто заменять фильт
рующий элемент. Перед фильтрую
щим элементом установлен перепу
скной клапан, который открывается
при увеличении давления перед
фильтром, возникающим в случае
засорения фильтрующего элемента
загрязняющими частицами. Перепу
скной клапан открывается, когда с и
ла давления масла превысит усилие
пружины клапана. В этом случае
масло проходит через обводной
(байпасный) канал, минуя масляный
фильтр, и направляется прямо в
главную масляную магистраль двига
теля.
Схема расположения элементов системы смазки дви
гателей 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE. 1 - масляный насос,
2 • маслоприемник, 3 - редукционный клапан, 4 - мас
ляный фильтр, 5 - масляный радиатор.
Схема расположения элементов системы смазки дви
гателя 4A-GE. 1 - масляный насос, 2 - маслоприемник,
3 - масляный фильтр, 4 - форсунка для подачи масла
на днище поршня и стенки цилиндров, 5 - масляный
радиатор.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст