Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 22
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 22
88 Система охлаждения
3. Слейте охлаждающую жидкость.
4. Заверните сливные пробки.
a)(4A-FE u 7A-FE)
Нанесите клей герметик на две по
следние нитки резьбы пробки блока
цилиндров.
Клей герметик THREE BOND 1344,
LOCTITE 242 или эквивалентный
б) Заверните пробки.
Момент затяжки пробки блока
цилиндров:
4A-F, 5A-F и 5A-FE 13 Нм
4A-FE (АЕ101 и АТ190)
и 7A-FE 29 Нм
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180)
и 4A-GE (АЕ92 и АТ160) 34 Нм
5. Медленно залейте охлаждающую
жидкость в систему охлаждения в ко
личестве, соответствующем запра
вочным емкостям.
Насос охлаждающей
жидкости
Снятие
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. (4A-FE, 5A-FE и 7A-FE)
Снимите ремень привода генерато
ра и шкив насоса охлаждающей
жидкости (см. подраздел "Снятие
ремня ГРМ").
(4A-GE)
Снимите ремень привода гидроуси
лителя рулевого управления и кон
диционера. Затем снимите ремень
привода генератора и шкив насоса
охлаждающей жидкости (см. под
раздел "Снятие ремня ГРМ").
(4A-F u 5A-F)
Снимите ремень привода гидроуси
лителя рулевого управления. Затем
снимите шкив насоса охлаждающей
жидкости.
3. (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и
7A-FE)
Снимите крышку головки блока ци
линдров (см. подраздел "Снятие рем
ня ГРМ").
4. Снимите защитные кожухи №2 и
№3 ремня привода ГРМ.
5. Отсоедините защитный к о ж у х элек
тропроводки.
6. Снимите узел маслоизмерительного
щупа.
7. (4A-F, 5A-F, 4A-GE и 4A-FE (АЕ92,
АЕ95, АТ171, АТ180)
Снимите трубку подвода о х л а ж д а ю
щей жидкости и насос, с о б л ю д а я по
следовательность:
а) Отсоедините входной и перепуск
ной шланги от трубки п о д в о д а охлаж
дающей жидкости.
Снятие насоса охлаждающей жидкости 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE.
1 - приводной ремень, 2 - защитный кожух №2 ремня ГРМ, 3 - шкив насоса
охлаждающей жидкости, 4 - насос охлаждающей жидкости, 5 - болт насоса
охлаждающей жидкости (МЗ = 14 Нм), 6 - уплотнительное кольцо, 7 - защит
ный кожух №3 ремня ГРМ, 8 - узел маслоизмерительного щупа в сборе с на
правляющей, 9 - уплотнительное кольцо, 10 - болт крепления направляющей
маслоизмерительного щупа (МЗ = 9,3 Нм), 11 - подводящий патрубок охлаж
дающей жидкости, 12 - подводящий патрубок №2 охлаждающей жидкости, 13
прокладка патрубка №2 подвода охлаждающей жидкости,
14 - гайка крепления подводящего патрубка №2 охлаждающей жидкости
(МЗ = 15 Нм), 15 - жгут электропроводки, 16 - защитный кожух жгута электро
проводки, 17 - высоковольтные провода, 18 - свеча зажигания,
19 - крышка головки блока цилиндров, 20 - прокладка крышки головки блока
цилиндров, 21 - шланги системы принудительной вентиляции картера,
22 - электропроводка двигателя.
б) Отпустив две гайки и болт хомута
снимите трубку подвода охлаждаю¬
щей жидкости вместе с уплотни-
тельным кольцом.
Система охлаждения 89
в) Отпустив три болта, снимите на
сос охлаждающей жидкости, стара
ясь не допускать попадания охлаж
дающей жидкости на ремень приво
да ГРМ.
(4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE u 7A-FE)
Снимите насос охлаждающей жидко
сти и подводящий патрубок №2 охла
ждающей жидкости, соблюдая после
довательность:
а) Отсоедините разъем датчика тем
пературы охлаждающей жидкости.
б) Отверните д в е гайки крепления
подводящего патрубка №2 к головке
блока цилиндров.
Насос охлаждающей жидкости. 1 - шкив привода насоса охлаждающей
жидкости, 2 - ступица шкива привода насоса, 3 - подшипник, 4 - корпус на
соса, 5 - болт крепления корпуса насоса (МЗ = 9,1 Н-м), 6 - ротор насоса
(крыльчатка), 7 - сальник, 8 - крышка насоса, 9 - прокладка крышки насо
са, 10 -уплотнительные кольца крышки насоса.
в) Отверните три болта крепления
насоса и снимите насос охлаждаю
щей жидкости вместе с подводящим
патрубком №2.
г) Удалите уплотнительное кольцо-
прокладку.
д) Отделите насос от подводящего
патрубка № 2 , как показано на ри
с у н к е .
3. Установите узел маслоизмеритель-
ного щупа, предварительно установив
новое уплотнительное кольцо на на
правляющую.
Проверка
• Убедитесь визуально в отсутствии
утечек охлаждающей жидкости через
соединения и воздушное отверстие.
• Проверните шкив и убедитесь в лег
ком и бесшумном вращении вала насоса.
В противном случае замените насос
охлаждающей жидкости.
Установка
(4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE u 7A-FE)
1. Соедините, насос с подводящим
патрубком №2.
2. Установите узел насоса вместе с
подводящим патрубком №2 на двига
тель, установив новое уплотнительные
кольца на блок цилиндров и новую про
кладку на головку блока цилиндров,
при этом маркировочный выступ этой
прокладки должен быть направлен в
верх, как показано на рисунке.
Установите и затяните болты и гайки
крепления узла насоса (вместе с под
водящим патрубком №2).
Момент затяжки:
болтов 14 Нм
гаек 15 Нм
Затяните болт крепления (МЗ = 9,3 Н м ) .
4. Установите следующие детали (см.
параграфы 10, 12, 13, 14 и 15 подраз
дела "Установка ремня ГРМ"):
а) защитный кожух электропроводки.
б) защитные кожухи №2 и №3 ремня
привода ГРМ.
в) крышку головки блока. цилиндров.
г) ремень привода генератора и шкив
насоса охлаждающей жидкости.
5. Заполните систему охлаждающей
жидкостью (см. раздел "Проверка и
замена охлаждающей жидкости").
6. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии утечек охлаждающей жид
кости.
(4A-F, 5A-F, 4A-GE и 4A-FE (АЕ92,
АЕ95, АТ171, АТ180))
1. Установите на место насос охлаж
дающей жидкости, предварительно
положив на соответствующее место
блока цилиндров новое уплотнитель
ное кольцо. Затяните болты крепле
ния насоса (МЗ = 15 Н м ) .
2. Установите узел маслоизмеритель-
ного щупа, предварительно установив
новое уплотнительное кольцо на на
правляющую (смажьте уплотнитель
ное кольцо моторным маслом).
90 Система охлаждения
Затяните болт крепления (МЗ = 9,3 Нм).
3. Установите трубку подвода охлаж
дающей жидкости, соблюдая последо
вательность:
а) Установите новое уплотнитель
ное кольцо на соответствующее ме
сто насоса охлаждающей жидкости.
б) Временно установите трубку под
вода охлаждающей жидкости, закре
пив ее двумя гайками и болтом.
Момент затяжки:
гаек 20 Нм
болта 13 Нм
в) Подсоедините входной шланг и
перепускной шланг к трубке подвода
охлаждающей жидкости.
4. Установите защитные кожухи №2 и
№3 ремня привода ГРМ (см. раздел
"Установка ремня привода ГРМ").
5. Временно установите шкив привода
жидкостного насоса, закрепив его бол
тами.
6.(4A-F u 5A-F)
Установите ремень привода насо
са гидроусилителя рулевого
управления. Затем установите ре
мень привода генератора и насоса
охлаждающей жидкости и закрепи
те окончательно болтами шкив
привода насоса.
(4A-GE)
Установите ремень привода гидро
усилителя рулевого управления
и/или ремень привода кондицио
нера.
(4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171, АТ180))
Установите ремень привода гене
ратора и насоса охлаждающей
жидкости.
7. Отрегулируйте натяжение приводных
ремней (см. раздел "Проверка ремня
привода генератора" главы "Двигатель
- механическая часть").
8. Заполните систему охлаждающей
жидкостью (см. раздел "Замена охла
ждающей жидкости").
9. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии утечек охлаждающей жид
кости.
Термостат
Снятие
Внимание: снятие термостата
приводит к снижению эффективно
сти системы охлаждения, поэтому
не следует снимать термостат,
если двигатель имеет тенденцию к
перегреву.
1. Слейте охлаждающую жидкость
(см. раздел "Замена охлаждающей
жидкости").
2. (4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE u
7A-FE) Отсоедините разъем датчика
температуры охлаждающей жидкости.
3. Снимите впускной патрубок и термо
стат, отвернув две гайки или два болта,
снимите прокладку с термостата.
1 - термостат, 2 - прокладка, 3 - впу
скной патрубок охлаждающей жид
кости, 4 - разъем датчика температу
ры охлаждающей жидкости (только
для 5A-FE и 4A-FE (АЕ101 и АТ190)),
5 - гайка (МЗ = 9,3 Нм).
Проверка
Внимание: как правило, на корпусе
термостата нанесены цифры, обо
значающие температуру начала от
крытия клапана.
1. Опустите термостат в емкость с во
дой и постепенно нагрейте ее.
2. Убедитесь, что температура начала
открытия клапана термостата лежит в
пределах 80 - 84
0
С. В противном слу
чае замените термостат.
3. проверьте величину подъема кла
пана, значение которой должно быть
не менее 8 мм при 95°С. В противном
случае замените термостат.
Убедитесь, что при холодном термо
стате клапан удерживается пружиной
в закрытом состоянии. В противном
случае замените термостат.
Установка
1. Установите термостат в полость впу
скного патрубка на новую прокладку.
(4A-F и 4A-GE) Установите термостат
как показано на рисунке.
(4A-FE термостат тип А)
Отклоните перепускной клапан термо
стата на заданный угол, как показано
на рисунке, и установите термостат в
полость впускного патрубка.
(4A-FE термостат тип В,
5A-FE и 7A-FE)
Установите перепускной клапан термо
стата на одну линию с верхней сторо
ной шпильки крепления, как показано на
рисунке.
2. Установите входной патрубок охла
ждающей жидкости, закрепив его дву
мя гайками и болтами (МЗ = 9,3 Нм).
3. (4A-FE, (АЕ101 и AT190). 5A-FE и
7A-FE)
Подключите разъем датчика темпера
туры охлаждающей жидкости.
4. Заполните систему охлаждающей
жидкостью (см. раздел "Проверка и
замена охлаждающей жидкости").
5. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии утечек охлаждающей жид
кости.
Радиатор
Очистка радиатора
Промойте радиатор струей воды из
шланга под давлением для удаления
грязи из его сердцевины.
Внимание: если давление воды на вы
ходе из шланга выше 2942 - 3432 кПа
(30 - 35 кгс/см
2
), то необходимо дер-
жать сопло распылителя от радиа
тора на расстояние 40 см, чтобы не
повредить радиатор.
Проверка радиатора
1. Снимите крышку (пробку) радиатора.
Внимание: на горячем двигателе эту
операцию необходимо выполнять с
осторожностью, чтобы избежать
ожогов от струи горячей воды или
пара.
2. Проверьте крышку (пробку) радиа
тора, используя радиаторный тестер.
Внимание:
• Если на крышке сохранились сле
ды жидкости и/или посторонние
налеты, промойте и проуйте
крышку.
Система охлаждения 91
• При выполнении испытаний, изло
женных ниже, необходимо удержи
вать радиаторный тестер, уста
новленный на крышку радиатора,
под углом не менее 30°С от гори
зонтали, как показано на рисунке.
Равномерно и медленно (1 ход порш
ня тестера за 3 секунды или более)
перемещая поршень тестера, создай
те давление на паровом клапане
пробки радиатора и убедитесь, что
клапан открывается под давлением
воздуха. В противном случае замени
те пробку радиатора.
Давление открытия клапана:
номинальное 74 - 103 кПа
(0,75 - 1,05 кгс/см
2
)
минимально допустимое 59 кПа
(0,6 кгс/см
2
)
Если давление открытия клапана
меньше минимального, замените проб
ку радиатора.
Убедитесь, что показания манометра
на тестере не снижаются слишком бы
стро, когда давление становится ниже
59 кПа (0,6 кгс/см
2
), что указывает на
герметичность клапана.
3. Проверьте систему охлаждения на
наличие утечек:
а) Заполните систему охлаждающей
жидкостью и подсоедините тестер с
помощью шланга к горловине ра
диатора, как показано на рисунке.
Примечание: на моделях AW тестер
устанавливается на горловину рас
ширительного бачка.
а) Прогрейте двигатель,
в) С помощью тестера создайте в
системе давление 118 кПа
(1,2 кгс/см
2
) и убедитесь, что давле
ние не снижается.
При падении давления проверьте
шланги, радиатор и насос охлаждаю
щей жидкости на предмет наличия
утечек.
Если утечки не обнаружены, проверь
те состояние сердцевины радиатора,
блок цилиндров и головку блока.
4. Поставьте на место крышку (пробку)
радиатора.
Вентилятор системы
охлаждения с
электроприводом
Проверка электровентилято
ра системы охлаждения на
автомобиле
Температура охлаждающей жидко
сти ниже 83°С
1. Включите зажигание и убедитесь,
что вентилятор не включается.
Если вентилятор включился, проверьте
реле вентилятора и термовыключатель
(термореле), управляющий включением
вентилятора в зависимости от темпера
туры охлаждающей жидкости. Проверь
те надежность соединения электриче
ских разъемов и убедитесь в отсутствии
повреждения проводов между реле
вентилятора и термовыключателем.
2. Отсоедините разъем термовыключа
теля и убедитесь, что вентилятор
включился.
Схема расположения на автомобиле элементов системы управления
электрическим вентилятором (модели АЕ). 1 - электрический вентилятор
системы охлаждения, 2 - термореле управления включением вентилято
ра, 3 - главная плавкая вставка "MAIN" (3,0 W). 4 - блок реле и предохра
нителей №1 (№1 JB), 5 - место размещения блока №1 на автомобиле с
правым рулем, 6 - место размещения блока №1 на автомобиле с левым
рулем, 7 - предохранитель блока электронного управления и системы за
жигания (ECU-IG) (15 А), 8 - блок реле и предохранителей №2 (№2 JB),
9 - место размещения блока №2 на автомобиле, 10 - плавкая вставка
"FAN" 30 А, 11 - плавкая вставка "AM1" 40 А, 12 - плавкая вставка "ALT"
100 А, 13 - главное реле двигателя (ENGINE MAIN), 14 - реле вентилятора
системы охлаждения (FAN №1).
Схема расположения на автомобиле элементов системы управления элек
трическим вентилятором (модели AT). 1 - электрический вентилятор систе
мы охлаждения, 2 - термореле управления включением вентилятора,
3 - главная плавкая вставка "МАIN" (2,0 L), 4 - блок реле и предохранителей
№1 (№1 JB), 5 - место размещения блока №1 на автомобиле с правым ру
лем 6 - место размещения блока №1 на автомобиле с левым рулем,
7 - контрольный предохранитель "GAUGE- (10 А), 8 - блок реле и предохра
нителей №2 (№2 JB), 9 - место размещения блока №2 на автомобиле,
10 - предохранитель "АМ2" (30 А), 11 - главное реле двигателя (ENGINE
MAIN), 12 - плавкая вставка "RDI" (30 А), 13 - реле вентилятора системы ох
лаждения (FAN №1).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст