Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 22

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 22

background image

88 Система охлаждения

3. Слейте охлаждающую жидкость.
4. Заверните сливные пробки.

a)(4A-FE u 7A-FE)

Нанесите клей герметик на две по­

следние нитки резьбы пробки блока

цилиндров.

Клей герметик THREE BOND 1344,

LOCTITE 242 или эквивалентный

б) Заверните пробки.

Момент затяжки пробки блока
цилиндров:

4A-F, 5A-F и 5A-FE 13 Нм

4A-FE (АЕ101 и АТ190)
и 7A-FE 29 Нм

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180)

и 4A-GE (АЕ92 и АТ160) 34 Нм

5. Медленно залейте охлаждающую

жидкость в систему охлаждения в ко­

личестве, соответствующем запра­

вочным емкостям.

Насос охлаждающей

жидкости

Снятие

1. Слейте охлаждающую жидкость.

2. (4A-FE, 5A-FE и 7A-FE)

Снимите ремень привода генерато­
ра и шкив насоса охлаждающей

жидкости (см. подраздел "Снятие

ремня ГРМ").

(4A-GE)

Снимите ремень привода гидроуси­

лителя рулевого управления и кон­

диционера. Затем снимите ремень

привода генератора и шкив насоса

охлаждающей жидкости (см. под­

раздел "Снятие ремня ГРМ").

(4A-F u 5A-F)

Снимите ремень привода гидроуси­

лителя рулевого управления. Затем

снимите шкив насоса охлаждающей

жидкости.

3. (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и

7A-FE)

Снимите крышку головки блока ци­

линдров (см. подраздел "Снятие рем­

ня ГРМ").

4. Снимите защитные кожухи №2 и

№3 ремня привода ГРМ.

5. Отсоедините защитный к о ж у х элек­

тропроводки.

6. Снимите узел маслоизмерительного
щупа.
7. (4A-F, 5A-F, 4A-GE и 4A-FE (АЕ92,

АЕ95, АТ171, АТ180)
Снимите трубку подвода о х л а ж д а ю ­

щей жидкости и насос, с о б л ю д а я по­
следовательность:

а) Отсоедините входной и перепуск­
ной шланги от трубки п о д в о д а охлаж­

дающей жидкости.

Снятие насоса охлаждающей жидкости 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE.

1 - приводной ремень, 2 - защитный кожух №2 ремня ГРМ, 3 - шкив насоса

охлаждающей жидкости, 4 - насос охлаждающей жидкости, 5 - болт насоса

охлаждающей жидкости (МЗ = 14 Нм), 6 - уплотнительное кольцо, 7 - защит­

ный кожух №3 ремня ГРМ, 8 - узел маслоизмерительного щупа в сборе с на­

правляющей, 9 - уплотнительное кольцо, 10 - болт крепления направляющей

маслоизмерительного щупа (МЗ = 9,3 Нм), 11 - подводящий патрубок охлаж­

дающей жидкости, 12 - подводящий патрубок №2 охлаждающей жидкости, 13

прокладка патрубка №2 подвода охлаждающей жидкости,

14 - гайка крепления подводящего патрубка №2 охлаждающей жидкости

(МЗ = 15 Нм), 15 - жгут электропроводки, 16 - защитный кожух жгута электро­

проводки, 17 - высоковольтные провода, 18 - свеча зажигания,

19 - крышка головки блока цилиндров, 20 - прокладка крышки головки блока

цилиндров, 21 - шланги системы принудительной вентиляции картера,

22 - электропроводка двигателя.

б) Отпустив две гайки и болт хомута

снимите трубку подвода охлаждаю¬

щей жидкости вместе с уплотни-

тельным кольцом.

background image

Система охлаждения 89

в) Отпустив три болта, снимите на­

сос охлаждающей жидкости, стара­

ясь не допускать попадания охлаж­

дающей жидкости на ремень приво­

да ГРМ.

(4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE u 7A-FE)

Снимите насос охлаждающей жидко­
сти и подводящий патрубок №2 охла­

ждающей жидкости, соблюдая после­
довательность:

а) Отсоедините разъем датчика тем­
пературы охлаждающей жидкости.
б) Отверните д в е гайки крепления

подводящего патрубка №2 к головке
блока цилиндров.

Насос охлаждающей жидкости. 1 - шкив привода насоса охлаждающей

жидкости, 2 - ступица шкива привода насоса, 3 - подшипник, 4 - корпус на­

соса, 5 - болт крепления корпуса насоса (МЗ = 9,1 Н-м), 6 - ротор насоса

(крыльчатка), 7 - сальник, 8 - крышка насоса, 9 - прокладка крышки насо­

са, 10 -уплотнительные кольца крышки насоса.

в) Отверните три болта крепления

насоса и снимите насос охлаждаю­

щей жидкости вместе с подводящим

патрубком №2.
г) Удалите уплотнительное кольцо-

прокладку.

д) Отделите насос от подводящего

патрубка № 2 , как показано на ри­

с у н к е .

3. Установите узел маслоизмеритель-
ного щупа, предварительно установив
новое уплотнительное кольцо на на­
правляющую.

Проверка

• Убедитесь визуально в отсутствии
утечек охлаждающей жидкости через
соединения и воздушное отверстие.
• Проверните шкив и убедитесь в лег­

ком и бесшумном вращении вала насоса.

В противном случае замените насос
охлаждающей жидкости.

Установка

(4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE u 7A-FE)
1. Соедините, насос с подводящим
патрубком №2.
2. Установите узел насоса вместе с
подводящим патрубком №2 на двига­
тель, установив новое уплотнительные

кольца на блок цилиндров и новую про­
кладку на головку блока цилиндров,
при этом маркировочный выступ этой
прокладки должен быть направлен в
верх, как показано на рисунке.

Установите и затяните болты и гайки

крепления узла насоса (вместе с под­
водящим патрубком №2).
Момент затяжки:

болтов 14 Нм
гаек 15 Нм

Затяните болт крепления (МЗ = 9,3 Н м ) .

4. Установите следующие детали (см.

параграфы 10, 12, 13, 14 и 15 подраз­

дела "Установка ремня ГРМ"):

а) защитный кожух электропроводки.
б) защитные кожухи №2 и №3 ремня

привода ГРМ.

в) крышку головки блока. цилиндров.

г) ремень привода генератора и шкив

насоса охлаждающей жидкости.

5. Заполните систему охлаждающей

жидкостью (см. раздел "Проверка и

замена охлаждающей жидкости").
6. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии утечек охлаждающей жид­

кости.

(4A-F, 5A-F, 4A-GE и 4A-FE (АЕ92,

АЕ95, АТ171, АТ180))

1. Установите на место насос охлаж­

дающей жидкости, предварительно

положив на соответствующее место
блока цилиндров новое уплотнитель­
ное кольцо. Затяните болты крепле­

ния насоса (МЗ = 15 Н м ) .
2. Установите узел маслоизмеритель-
ного щупа, предварительно установив
новое уплотнительное кольцо на на­

правляющую (смажьте уплотнитель­
ное кольцо моторным маслом).

background image

90 Система охлаждения

Затяните болт крепления (МЗ = 9,3 Нм).

3. Установите трубку подвода охлаж­

дающей жидкости, соблюдая последо­

вательность:

а) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо на соответствующее ме­

сто насоса охлаждающей жидкости.

б) Временно установите трубку под­

вода охлаждающей жидкости, закре­

пив ее двумя гайками и болтом.

Момент затяжки:

гаек 20 Нм
болта 13 Нм

в) Подсоедините входной шланг и

перепускной шланг к трубке подвода

охлаждающей жидкости.

4. Установите защитные кожухи №2 и

№3 ремня привода ГРМ (см. раздел

"Установка ремня привода ГРМ").

5. Временно установите шкив привода

жидкостного насоса, закрепив его бол­

тами.
6.(4A-F u 5A-F)

Установите ремень привода насо­

са гидроусилителя рулевого

управления. Затем установите ре­

мень привода генератора и насоса

охлаждающей жидкости и закрепи­

те окончательно болтами шкив

привода насоса.

(4A-GE)

Установите ремень привода гидро­

усилителя рулевого управления

и/или ремень привода кондицио­

нера.

(4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171, АТ180))

Установите ремень привода гене­

ратора и насоса охлаждающей

жидкости.

7. Отрегулируйте натяжение приводных

ремней (см. раздел "Проверка ремня

привода генератора" главы "Двигатель

- механическая часть").
8. Заполните систему охлаждающей

жидкостью (см. раздел "Замена охла­

ждающей жидкости").
9. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии утечек охлаждающей жид­

кости.

Термостат

Снятие

Внимание: снятие термостата

приводит к снижению эффективно­

сти системы охлаждения, поэтому

не следует снимать термостат,

если двигатель имеет тенденцию к

перегреву.

1. Слейте охлаждающую жидкость

(см. раздел "Замена охлаждающей

жидкости").

2. (4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE u

7A-FE) Отсоедините разъем датчика

температуры охлаждающей жидкости.
3. Снимите впускной патрубок и термо­

стат, отвернув две гайки или два болта,

снимите прокладку с термостата.

1 - термостат, 2 - прокладка, 3 - впу­

скной патрубок охлаждающей жид­

кости, 4 - разъем датчика температу­

ры охлаждающей жидкости (только

для 5A-FE и 4A-FE (АЕ101 и АТ190)),

5 - гайка (МЗ = 9,3 Нм).

Проверка

Внимание: как правило, на корпусе
термостата нанесены цифры, обо­
значающие температуру начала от­
крытия клапана.

1. Опустите термостат в емкость с во­

дой и постепенно нагрейте ее.

2. Убедитесь, что температура начала
открытия клапана термостата лежит в
пределах 80 - 84

0

С. В противном слу­

чае замените термостат.
3. проверьте величину подъема кла­
пана, значение которой должно быть
не менее 8 мм при 95°С. В противном
случае замените термостат.

Убедитесь, что при холодном термо­
стате клапан удерживается пружиной
в закрытом состоянии. В противном
случае замените термостат.

Установка

1. Установите термостат в полость впу­

скного патрубка на новую прокладку.
(4A-F и 4A-GE) Установите термостат
как показано на рисунке.

(4A-FE термостат тип А)

Отклоните перепускной клапан термо­

стата на заданный угол, как показано

на рисунке, и установите термостат в

полость впускного патрубка.

(4A-FE термостат тип В,

5A-FE и 7A-FE)
Установите перепускной клапан термо­

стата на одну линию с верхней сторо­

ной шпильки крепления, как показано на

рисунке.

2. Установите входной патрубок охла­
ждающей жидкости, закрепив его дву­

мя гайками и болтами (МЗ = 9,3 Нм).
3. (4A-FE, (АЕ101 и AT190). 5A-FE и

7A-FE)
Подключите разъем датчика темпера­

туры охлаждающей жидкости.
4. Заполните систему охлаждающей
жидкостью (см. раздел "Проверка и

замена охлаждающей жидкости").
5. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии утечек охлаждающей жид­

кости.

Радиатор

Очистка радиатора

Промойте радиатор струей воды из
шланга под давлением для удаления
грязи из его сердцевины.
Внимание: если давление воды на вы­
ходе из шланга выше 2942
- 3432 кПа
(30
- 35 кгс/см

2

), то необходимо дер-

жать сопло распылителя от радиа­
тора на расстояние 40 см, чтобы не

повредить радиатор.

Проверка радиатора

1. Снимите крышку (пробку) радиатора.

Внимание: на горячем двигателе эту
операцию необходимо выполнять с
осторожностью, чтобы избежать
ожогов от струи горячей воды или
пара.
2. Проверьте крышку (пробку) радиа­
тора, используя радиаторный тестер.
Внимание:

• Если на крышке сохранились сле­

ды жидкости и/или посторонние

налеты, промойте и проуйте

крышку.

background image

Система охлаждения 91

При выполнении испытаний, изло­

женных ниже, необходимо удержи­

вать радиаторный тестер, уста­

новленный на крышку радиатора,

под углом не менее 30°С от гори­

зонтали, как показано на рисунке.

Равномерно и медленно (1 ход порш­
ня тестера за 3 секунды или более)
перемещая поршень тестера, создай­
те давление на паровом клапане
пробки радиатора и убедитесь, что
клапан открывается под давлением
воздуха. В противном случае замени­
те пробку радиатора.

Давление открытия клапана:

номинальное 74 - 103 кПа

(0,75 - 1,05 кгс/см

2

)

минимально допустимое 59 кПа

(0,6 кгс/см

2

)

Если давление открытия клапана
меньше минимального, замените проб­
ку радиатора.

Убедитесь, что показания манометра
на тестере не снижаются слишком бы­
стро, когда давление становится ниже

59 кПа (0,6 кгс/см

2

), что указывает на

герметичность клапана.
3. Проверьте систему охлаждения на
наличие утечек:

а) Заполните систему охлаждающей
жидкостью и подсоедините тестер с
помощью шланга к горловине ра­
диатора, как показано на рисунке.

Примечание: на моделях AW тестер

устанавливается на горловину рас­

ширительного бачка.

а) Прогрейте двигатель,

в) С помощью тестера создайте в
системе давление 118 кПа
(1,2 кгс/см

2

) и убедитесь, что давле­

ние не снижается.

При падении давления проверьте
шланги, радиатор и насос охлаждаю­
щей жидкости на предмет наличия
утечек.

Если утечки не обнаружены, проверь­
те состояние сердцевины радиатора,
блок цилиндров и головку блока.

4. Поставьте на место крышку (пробку)

радиатора.

Вентилятор системы

охлаждения с

электроприводом

Проверка электровентилято­

ра системы охлаждения на

автомобиле

Температура охлаждающей жидко­

сти ниже 83°С

1. Включите зажигание и убедитесь,

что вентилятор не включается.

Если вентилятор включился, проверьте

реле вентилятора и термовыключатель

(термореле), управляющий включением

вентилятора в зависимости от темпера­

туры охлаждающей жидкости. Проверь­

те надежность соединения электриче­

ских разъемов и убедитесь в отсутствии

повреждения проводов между реле

вентилятора и термовыключателем.

2. Отсоедините разъем термовыключа­

теля и убедитесь, что вентилятор

включился.

Схема расположения на автомобиле элементов системы управления

электрическим вентилятором (модели АЕ). 1 - электрический вентилятор

системы охлаждения, 2 - термореле управления включением вентилято­

ра, 3 - главная плавкая вставка "MAIN" (3,0 W). 4 - блок реле и предохра­

нителей №1 (№1 JB), 5 - место размещения блока №1 на автомобиле с

правым рулем, 6 - место размещения блока №1 на автомобиле с левым

рулем, 7 - предохранитель блока электронного управления и системы за­

жигания (ECU-IG) (15 А), 8 - блок реле и предохранителей №2 (№2 JB),

9 - место размещения блока №2 на автомобиле, 10 - плавкая вставка

"FAN" 30 А, 11 - плавкая вставка "AM1" 40 А, 12 - плавкая вставка "ALT"

100 А, 13 - главное реле двигателя (ENGINE MAIN), 14 - реле вентилятора

системы охлаждения (FAN №1).

Схема расположения на автомобиле элементов системы управления элек­

трическим вентилятором (модели AT). 1 - электрический вентилятор систе­

мы охлаждения, 2 - термореле управления включением вентилятора,

3 - главная плавкая вставка "МАIN" (2,0 L), 4 - блок реле и предохранителей
№1 (№1 JB), 5 - место размещения блока №1 на автомобиле с правым ру­

лем 6 - место размещения блока №1 на автомобиле с левым рулем,
7 - контрольный предохранитель "GAUGE- (10 А), 8 - блок реле и предохра­

нителей №2 (№2 JB), 9 - место размещения блока №2 на автомобиле,
10 - предохранитель "АМ2" (30 А), 11 - главное реле двигателя (ENGINE
MAIN), 12 - плавкая вставка "RDI" (30 А), 13 - реле вентилятора системы ох­

лаждения (FAN №1).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности