Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 20
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 20
80 Двигатель - механическая часть
г) Убедитесь, что поршень свободно
поворачивается на поршневом
пальце.
(4A-GE)
a) (4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))
Установите новое стопорное кольцо
в канавку отверстия одной бобышки
поршня.
(4A-GE(AE101,AE111))
- Установите стопорное кольцо одним
краем в выточку "А" (см. рисунок).
- Установите край "В" в канавку под
стопорное кольцо.
- Надавливая в точке "С" установите
стопорное кольцо.
- Вставьте отвертку в выточку "D" и
окончательно установите стопорное
кольцо в канавку.
б) Постепенно нагрейте поршень в
водяной ванне до 70 - 80°С.
в) Нанесите слой моторного масла
на поршневой палец.
г) Совместите метки "ПЕРЕД": порш
ня (выемка или стрелка) и шатуна
(выступ). Затем усилием большого
пальца протолкните поршневой па
лец через другую бобышку и втулку
шатуна до упора в фиксатор первой
бобышки, соединив тем самым пор
шень и шатун поршневым пальцем.
д) Установите новое стопорное
кольцо в канавку отверстия другой
бобышки поршня.
2. Установите поршневые кольца.
а) Установите элементы масло
съемного кольца (расширитель и 2
скребка).
б) Экспандером для монтажа порш
невых колец наденьте 2 компресси
онных кольца. При этом:
(4A-GE)
• Кодовая метка первого (№1)
компрессионного кольца ("R" или
"Т") и кодовая метка второго (№2)
компрессионного кольца ("2R" или
" 2 Т ) должны быть сверху.
(4F-FE, 5A-FE и 7F-FE)
• Кодовая метка второго (№2)
компрессионного кольца ("2R" или
"Т") должна быть сверху.
в) Расположите замки колец, как по
казано на рисунке:
• 1 - Верхний скребок маслосъем
ного кольца.
• 2 - Метка "ПЕРЕД" (углубление
или стрелка).
• 3 - Направление "ВПЕРЕД".
• 4 - Компрессионное кольцо №1
и расширитель маслосъемного
кольца.
• 5 - Нижний скребок маслосъем-
ного кольца.
• 6 - Компрессионное кольцо №2.
Внимание: не совмещайте замки
поршневых колец.
3. Установите вкладыши.
а) Совместите усики вкладышей с
выточкой шатуна и крышки.
б) Установите вкладыши в шатун и
крышку шатуна.
Сборка блока цилиндров
Внимание:
• Тщательно очистите детали,
предназначенные для сборки.
• Перед сборной смажьте моторным
маслом все детали, образующие уз
лы вращения или скольжения.
• Замените все прокладки, уплот
нители и сальники новыми.
1. Установите коренные подшипники.
Внимание: верхние половинки вкла-
дышей (устанавливаемые в расточку
блока цилиндров) имеют масляные
канавки или отверстия, а нижние
(устанавливаемые в крышки корен
ных подшипников) - нет.
а) Совместите усики подшипников с
выточками постелей блока цилинд
ров и установите 5 верхних вкла
дышей.
б) Аналогично установите 5 нижних
вкладышей в крышки подшипников.
2. Установите 2 верхних упорных по
лукольца на среднюю коренную шей
ку, сориентировав масляные канавки
наружу.
3. Уложите коленчатый вал в постели
блока.
4. Установите крышки коренных под
шипников и нижние упорные полу
кольца.
а) На среднюю (№3) крышку под
шипника установите 2 нижних упор
ных полукольца масляными канав
ками, обращенными наружу.
б) Установите 5 крышек подшипни
ков (вместе с вкладышами) на ко
ренные шейки коленчатого вала.
Внимание: каждая крышка имеет
свой номер и стрелку ориентации
("перед"), как показано на рисунке.
в) Нанесите тонкий слой моторного
масла на резьбу и под головки бол
тов крепления крышек подшипников.
г). Заверните и затяните 10 болтов
крепления в несколько приемов и в
последовательности, указанной из
рисунке (МЗ = 60 Н м ) .
Двигатель - механическая часть 81
д) Убедитесь, что коленчатый вал
вращается свободно от руки.
е) Проверьте осевой зазор коленчато
го вала (см. параграф 5 подраздела
•Разборка блока цилиндров").
5 Установите поршень в сборе с ша
туном.
а) Наденьте на резьбовые части
шатунных болтов куски шлангов
для предотвращения повреждения
шеек коленчатого вала.
б) Используя устройство для сжатия
колец, установите в цилиндры
поршневые комплекты в соответст
вии с их номерами, сориентировав
метки (выемки) на поршнях по на
правлению к передней части двига
теля, как показано на рисунке.
6. Установите крышки шатунов
(вместе с вкладышами подшипников).
А. Установите крышки шатунов на
шатунные болты, совместив метки
крышек с соответствующими метка
ми на стержнях шатунов. При этом
метка "перед" (выступ) на крышке
шатуна должна быть направлена в
сторону передней части двигателя
(сторону, противоположную отбору
мощности), как показано на рисунке.
Б. Установите гайки на шатунные
болты (или заверните болты 7A-FE).
Внимание:
• Гайки (болты 7A-FE) следует за
тягивать в два этапа.
• Деформированные или поврежден
ные болты необходимо заменить.
Нанесите слой моторного масла
на резьбу болтов, под гайки кры
шек шатунов или под головки бол
тов (7A-FE).
б) Доверните гайки (болты 7A-FE) на
90°, как показано на рисунках.
(4A-F, 5A-F u 4A-FE(AE92, AE95, AT171
и AT180))
а) Равномерно заверните гайки каж
дой крышки шатуна в несколько
проходов.
Момент затяжки 49 Нм
б) Убедитесь, что коленчатый вал
вращается свободно.
в) Проверьте величину осевого за
зора шатунного подшипника (см. па
раграф 2 раздела "Разборка блока
цилиндров").
(4A-FE(AE101 и AT190), 4A-GE, 5A-FE
и 7A-FE)
а) Проведите первичную затяжку га
ек (болтов 7A-FE) крышек шатунов
равномерно в несколько проходов.
Момент затяжки:
гаек 4A-FE и 5A-FE. 29 Нм
гаек 4А-GЕ:
(АЕ92, AW11 и AT160) 39 Нм
(АЕ101,АЕ111) 30 Нм
болтов 7A-FE 25 Нм
Если какая-либо гайка (болт 7A-FE)
не затягивается указанным момен
том, замените болт и гайку.
б) Пометьте краской болты и гайки,
(или головку болта 7A-FE) как пока
зано на рисунках.
в) Убедитесь, что метки на гайках те
перь расположены под 90° по отно
шению к метке на шатунных болтах
(или метки на головках болтов по
вернуты на 90° от первоначального
положения 7A-FE).
г) Убедитесь, что коленчатый вал
вращается легко и плавно.
д) Проверьте величину осевого за
зора шатунного подшипника (см. па
раграф 2 подраздела "Разборка
блока цилиндров").
7. Установите держатель заднего
сальника коленчатого вала вместе с
новой прокладкой, закрепив узел 6-ю
болтами.
Момент затяжки болтов:
4A-GE(AE101,AE111) 7,5 Нм
Остальные 9,3 Нм
Окончательная сборка
двигателя
1. Установите масляный насос.
а) Положите новую прокладку на по
верхность блока цилиндров, стыкуе
мую с корпусом масляного насоса.
б) Совместите шпоночный паз веду
щего ротора (ведущей шестерни) на
соса с большой шпонкой коленчатого
вала и насадите насос на вал, как по
казано на рисунке.
в) Закрепите насос болтами.
Момент затяжки:
4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE... 21 Нм
5A-FE 17 Нм
Учитывайте, что используются бол¬
ты различной длины (см. рисунки):
длинные болты 35 мм
остальные болты 25 мм
82 Двигатель - механическая часть
2. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 4A-GE)
Установите масляный поддон и масло-
заборник с сетчатым фильтром.
а) (4A-GE)
Установите маслоуспокоитель:
• Удалите старый герметик с по
верхностей разъема, стараясь не
повредить поверхности маслоус
покоителя и блока цилиндров,
растворителем очистите кон
тактные поверхности.
Примечание: не используйте раство
ритель который может повредить
окрашенные поверхности.
• Нанесите свежий герметик на
поверхность маслоуспокоителя.
• Установите маслоуспокоитель.
Примечания:
• Отверстие в тюбике должно
обеспечить диаметр выдавливае
мого герметика 3-5 мм.
• Детали должны быть соединены
в течение 5 мин после нанесения
герметика, в противном случае
герметик доложен быть удален и
нанесен свежий.
• По окончании нанесения герме
тика насадка тюбика должна быть
снята и очищена от следов гер
метика, а тюбик плотно закрыт.
б) Установите маслозаборник,
предварительно установив новую
прокладку, а затем закрепите мас
лозаборник болтами и гайками (МЗ
= 9,3 Н м ) .
в) Удалите старый герметик с кон
тактных поверхностей и очистите
их растворитепем.
г) Наносите герметик (см. пункт "а") на
поверхность поддона, как показано на
рисунке.
д) Закрепите поддон болтами и гай
ками (МЗ = 4,9 Н м ) .
е) (Только для двигателей с масля
ным радиатором)
Установите штуцер (с 2-мя новыми
прокладками) шланга масляного
радиатора с перепускным болтом,
затянув его.
Момент затяжки:
4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171, АТ180)
и 4A-GE 25 Нм
4A-FE(AE101, AT190) 34 Нм
(7A-FE)
Установите нижнюю часть масляного
поддона, маслоуспокоитель, маслопри
емник с сетчатым фильтром и верх
нюю часть масляного поддона.
а) Удалите старый герметик с кон
тактных поверхностей и очистите
их растворителем.
б) Нанесите герметик (см. пункт "а"
параграфа "2"), на поверхность верх
ней части поддона, как показано на
рисунке.
в) Установите верхнюю часть мас
ляного поддона. Используя специн
струмент, закрепите ее 14 новыми
болтами "А" (МЗ = 16 Н м ) .
г) Установите и затяните 6 болтов
"В" (МЗ = 7,8 Н м ) .
д) Установите маслоприемник с но
вой прокладкой и закрепите его 3
гайками (МЗ = 9,3 Н-м).
е) Установите маслоуспокоитель,
закрепив его 2 болтами и 2 гайками
(МЗ = 7,8 Н м ) .
ж) Установите нижнюю часть масля
ного поддона.
• Удалите старый герметик с
контактных поверхностей и очи
стите их растворителем.
Примечание: не используйте раство
ритель который может повредить
окрашенные поверхности.
• Нанесите герметик (см. пункт "а"
параграфа "2"), на поверхность
поддона, как показан о на рисунке
• Установите нижнюю часть масля
ного поддона, закрепив ее 13 бол
тами и 2 гайками (МЗ = 4,9 Нм).
е) (Только для двигателей с масля
ным радиатором)
Установите штуцер шланга масля
ного радиатора с 2 новыми про
кладками и затяните перепускной
болт (МЗ = 34 Нм).
3. (4A-GE)
Установите пластину повышения же
сткости (ребро жесткости), затянув
болты крепления (МЗ = 39 Нм).
4. Установите датчик детонации, ис
пользуя подходящий инструмент (МЗ
= 37 Н м ) .
5. Установите датчик аварийного дав
ления масла или датчик давления
масла.
а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы
датчика клей.
Клей LOCTITE 242 или эквивалент
б) С помощью подходящего приспо
собления заверните датчик, как по
казано на рисунке.
6. Установите пробку для слива охла
ждающей жидкости.
а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы
пробки клей (см. параграф 5 на
стоящего раздела).
Двигатель - механическая часть 83
б) Заверните пробку.
Момент затяжки:
4A-F, 5A-F и 5A-FE 13 Нм
4A-FE, 7A-FE и 4A-GE 34 Нм
7. (Для двигателей с масляным ра
диатором)
Установите кронштейн масляного
фильтра.
а) Установите направляющий болт
кронштейна.
б) Установите новое уплотнитель
ное кольцо под кронштейн масляно
го фильтра.
в) Установите кронштейн масляного
фильтра с плоской шайбой и пере
пускным болтом (МЗ = 54 Н м ) .
8. Установите масляный фильтр.
а) Очистите контактную поверх
ность, на которую устанавливается
масляный фильтр.
б) Смажьте резиновую прокладку
фильтра свежим моторный маслом.
в) Заверните фильтр вручную до тех
пор, пока его прокладка не коснется
посадочной плоскости. Затем с по
мощью подходящего приспособле
ния заверните фильтр дополни
тельно на 3/4 оборота.
9. Установите насос охлаждающей
жидкости,
а) Установите новое уплотнитель
ное кольцо в блок цилиндров, как
показано на рисунке.
б) Закрепите насос охлаждающей
жидкости болтами (МЗ = 14 Н м ) .
10. Установите правую опору двигателя и
закрепите её 3-мя болтами (МЗ = 51 Нм).
11. (4A-GE)
Установите кронштейн генератора и
генератор, затяните болты кронштей
на (МЗ = 49 Н м ) .
12. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
Установите натяжную планку гене
ратора, закрепив ее 2-мя болтами
(МЗ = 39 Н м ) .
13. Установите головку блока цилинд
ров (см. подраздел "Установка головки
блока цилиндров").
14. Установите ремень ГРМ и зубча
тые шкивы (см. подраздел "Установка
ремня ГРМ").
15. Установите распределитель зажига
ния или объединенный блок зажигания.
16. (Для моделей с кондиционером)
Установите монтажную опору ком
прессора кондиционера.
17. Снимите двигатель с монтажного
стенда.
18. Установите заднюю пластину дви
гателя и закрепите ее 2-мя болтами
(МЗ = 5,6 Н м ) .
19. (Для моделей с МКПП)
Установите маховик и равномерно, за
несколько проходов, затяните болты
крепления маховика в последователь
ности, указанной на рисунке (оконча
тельный МЗ = 78 Н м ) .
20. (Для моделей с АКПП)
Установите ведущую пластину гидро
трансформатора,
а) Установите переднюю распорную
втулку на коленчатый вал. причем,
сторона втулки, на которой выпол
нена фаска, должна быть обращена
в сторону вала, как показано на ри
сунке.
б) Установите ведущую пластину и
заднюю распорную втулку на колен
чатый вал.
в) Заверните и равномерно, за не
сколько проходов, затяните кре
пежные болты в указанной после
довательности (окончательный МЗ
= 64 Н м ) .
2 1 . (Для моделей с МКПП)
Установите диск и кожух сцепления.
Примечание: при необходимости про
верьте узел сцепления перед уста
новкой.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст