Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 20

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 20

background image

80 Двигатель - механическая часть

г) Убедитесь, что поршень свободно
поворачивается на поршневом
пальце.

(4A-GE)

a) (4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))

Установите новое стопорное кольцо

в канавку отверстия одной бобышки

поршня.

(4A-GE(AE101,AE111))

- Установите стопорное кольцо одним

краем в выточку "А" (см. рисунок).

- Установите край "В" в канавку под

стопорное кольцо.

- Надавливая в точке "С" установите

стопорное кольцо.

- Вставьте отвертку в выточку "D" и

окончательно установите стопорное

кольцо в канавку.

б) Постепенно нагрейте поршень в

водяной ванне до 70 - 80°С.

в) Нанесите слой моторного масла

на поршневой палец.

г) Совместите метки "ПЕРЕД": порш­

ня (выемка или стрелка) и шатуна

(выступ). Затем усилием большого

пальца протолкните поршневой па­

лец через другую бобышку и втулку

шатуна до упора в фиксатор первой

бобышки, соединив тем самым пор­

шень и шатун поршневым пальцем.

д) Установите новое стопорное

кольцо в канавку отверстия другой

бобышки поршня.

2. Установите поршневые кольца.

а) Установите элементы масло­

съемного кольца (расширитель и 2

скребка).
б) Экспандером для монтажа порш­

невых колец наденьте 2 компресси­

онных кольца. При этом:

(4A-GE)

• Кодовая метка первого (№1)

компрессионного кольца ("R" или

"Т") и кодовая метка второго (№2)

компрессионного кольца ("2R" или

" 2 Т ) должны быть сверху.

(4F-FE, 5A-FE и 7F-FE)

• Кодовая метка второго (№2)
компрессионного кольца ("2R" или
"Т") должна быть сверху.

в) Расположите замки колец, как по­

казано на рисунке:

• 1 - Верхний скребок маслосъем­

ного кольца.
• 2 - Метка "ПЕРЕД" (углубление

или стрелка).
• 3 - Направление "ВПЕРЕД".

• 4 - Компрессионное кольцо №1

и расширитель маслосъемного

кольца.

• 5 - Нижний скребок маслосъем-

ного кольца.

• 6 - Компрессионное кольцо №2.

Внимание: не совмещайте замки

поршневых колец.

3. Установите вкладыши.

а) Совместите усики вкладышей с

выточкой шатуна и крышки.

б) Установите вкладыши в шатун и

крышку шатуна.

Сборка блока цилиндров

Внимание:

Тщательно очистите детали,

предназначенные для сборки.

• Перед сборной смажьте моторным

маслом все детали, образующие уз­

лы вращения или скольжения.

• Замените все прокладки, уплот­

нители и сальники новыми.

1. Установите коренные подшипники.

Внимание: верхние половинки вкла-
дышей (устанавливаемые в расточку
блока цилиндров) имеют масляные
канавки или отверстия, а нижние
(устанавливаемые в крышки корен­
ных подшипников)
- нет.

а) Совместите усики подшипников с

выточками постелей блока цилинд­

ров и установите 5 верхних вкла­

дышей.
б) Аналогично установите 5 нижних

вкладышей в крышки подшипников.

2. Установите 2 верхних упорных по­

лукольца на среднюю коренную шей­

ку, сориентировав масляные канавки

наружу.
3. Уложите коленчатый вал в постели

блока.

4. Установите крышки коренных под­

шипников и нижние упорные полу­

кольца.

а) На среднюю (№3) крышку под­

шипника установите 2 нижних упор­

ных полукольца масляными канав­

ками, обращенными наружу.

б) Установите 5 крышек подшипни­

ков (вместе с вкладышами) на ко­

ренные шейки коленчатого вала.

Внимание: каждая крышка имеет

свой номер и стрелку ориентации

("перед"), как показано на рисунке.

в) Нанесите тонкий слой моторного

масла на резьбу и под головки бол­

тов крепления крышек подшипников.

г). Заверните и затяните 10 болтов

крепления в несколько приемов и в

последовательности, указанной из

рисунке (МЗ = 60 Н м ) .

background image

Двигатель - механическая часть 81

д) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается свободно от руки.

е) Проверьте осевой зазор коленчато­

го вала (см. параграф 5 подраздела

•Разборка блока цилиндров").

5 Установите поршень в сборе с ша­

туном.

а) Наденьте на резьбовые части

шатунных болтов куски шлангов

для предотвращения повреждения

шеек коленчатого вала.

б) Используя устройство для сжатия

колец, установите в цилиндры

поршневые комплекты в соответст­

вии с их номерами, сориентировав

метки (выемки) на поршнях по на­

правлению к передней части двига­

теля, как показано на рисунке.

6. Установите крышки шатунов

(вместе с вкладышами подшипников).

А. Установите крышки шатунов на

шатунные болты, совместив метки

крышек с соответствующими метка­

ми на стержнях шатунов. При этом

метка "перед" (выступ) на крышке

шатуна должна быть направлена в

сторону передней части двигателя

(сторону, противоположную отбору

мощности), как показано на рисунке.

Б. Установите гайки на шатунные
болты (или заверните болты 7A-FE).

Внимание:

• Гайки (болты 7A-FE) следует за­

тягивать в два этапа.

• Деформированные или поврежден­

ные болты необходимо заменить.

Нанесите слой моторного масла
на резьбу болтов, под гайки кры­

шек шатунов или под головки бол­

тов (7A-FE).

б) Доверните гайки (болты 7A-FE) на

90°, как показано на рисунках.

(4A-F, 5A-F u 4A-FE(AE92, AE95, AT171

и AT180))

а) Равномерно заверните гайки каж­

дой крышки шатуна в несколько

проходов.

Момент затяжки 49 Нм

б) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается свободно.

в) Проверьте величину осевого за­

зора шатунного подшипника (см. па­

раграф 2 раздела "Разборка блока

цилиндров").

(4A-FE(AE101 и AT190), 4A-GE, 5A-FE

и 7A-FE)

а) Проведите первичную затяжку га­

ек (болтов 7A-FE) крышек шатунов

равномерно в несколько проходов.

Момент затяжки:

гаек 4A-FE и 5A-FE. 29 Нм

гаек 4А-GЕ:

(АЕ92, AW11 и AT160) 39 Нм

(АЕ101,АЕ111) 30 Нм

болтов 7A-FE 25 Нм

Если какая-либо гайка (болт 7A-FE)

не затягивается указанным момен­

том, замените болт и гайку.

б) Пометьте краской болты и гайки,

(или головку болта 7A-FE) как пока­

зано на рисунках.

в) Убедитесь, что метки на гайках те­

перь расположены под 90° по отно­

шению к метке на шатунных болтах

(или метки на головках болтов по­

вернуты на 90° от первоначального

положения 7A-FE).

г) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается легко и плавно.

д) Проверьте величину осевого за­

зора шатунного подшипника (см. па­

раграф 2 подраздела "Разборка

блока цилиндров").

7. Установите держатель заднего

сальника коленчатого вала вместе с

новой прокладкой, закрепив узел 6-ю

болтами.
Момент затяжки болтов:

4A-GE(AE101,AE111) 7,5 Нм

Остальные 9,3 Нм

Окончательная сборка

двигателя

1. Установите масляный насос.

а) Положите новую прокладку на по­

верхность блока цилиндров, стыкуе­

мую с корпусом масляного насоса.

б) Совместите шпоночный паз веду­

щего ротора (ведущей шестерни) на­

соса с большой шпонкой коленчатого

вала и насадите насос на вал, как по­

казано на рисунке.

в) Закрепите насос болтами.

Момент затяжки:

4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE... 21 Нм

5A-FE 17 Нм

Учитывайте, что используются бол¬

ты различной длины (см. рисунки):

длинные болты 35 мм

остальные болты 25 мм

background image

82 Двигатель - механическая часть

2. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 4A-GE)
Установите масляный поддон и масло-
заборник с сетчатым фильтром.

а) (4A-GE)

Установите маслоуспокоитель:

• Удалите старый герметик с по­
верхностей разъема, стараясь не
повредить поверхности маслоус­
покоителя и блока цилиндров,
растворителем очистите кон­

тактные поверхности.

Примечание: не используйте раство­

ритель который может повредить

окрашенные поверхности.

Нанесите свежий герметик на
поверхность маслоуспокоителя.

• Установите маслоуспокоитель.

Примечания:

• Отверстие в тюбике должно

обеспечить диаметр выдавливае­

мого герметика 3-5 мм.

• Детали должны быть соединены

в течение 5 мин после нанесения

герметика, в противном случае

герметик доложен быть удален и

нанесен свежий.

• По окончании нанесения герме­

тика насадка тюбика должна быть

снята и очищена от следов гер­

метика, а тюбик плотно закрыт.
б) Установите маслозаборник,

предварительно установив новую

прокладку, а затем закрепите мас­

лозаборник болтами и гайками (МЗ

= 9,3 Н м ) .

в) Удалите старый герметик с кон­

тактных поверхностей и очистите

их растворитепем.

г) Наносите герметик (см. пункт "а") на

поверхность поддона, как показано на

рисунке.

д) Закрепите поддон болтами и гай­

ками (МЗ = 4,9 Н м ) .
е) (Только для двигателей с масля­
ным радиатором)

Установите штуцер (с 2-мя новыми
прокладками) шланга масляного
радиатора с перепускным болтом,
затянув его.

Момент затяжки:

4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171, АТ180)
и 4A-GE 25 Нм
4A-FE(AE101, AT190) 34 Нм

(7A-FE)

Установите нижнюю часть масляного
поддона, маслоуспокоитель, маслопри­
емник с сетчатым фильтром и верх­
нюю часть масляного поддона.

а) Удалите старый герметик с кон­
тактных поверхностей и очистите
их растворителем.
б) Нанесите герметик (см. пункт "а"
параграфа "2"), на поверхность верх­
ней части поддона, как показано на
рисунке.

в) Установите верхнюю часть мас­

ляного поддона. Используя специн­
струмент, закрепите ее 14 новыми

болтами "А" (МЗ = 16 Н м ) .

г) Установите и затяните 6 болтов

"В" (МЗ = 7,8 Н м ) .

д) Установите маслоприемник с но­

вой прокладкой и закрепите его 3

гайками (МЗ = 9,3 Н-м).
е) Установите маслоуспокоитель,

закрепив его 2 болтами и 2 гайками

(МЗ = 7,8 Н м ) .

ж) Установите нижнюю часть масля­

ного поддона.

• Удалите старый герметик с

контактных поверхностей и очи­

стите их растворителем.

Примечание: не используйте раство­

ритель который может повредить

окрашенные поверхности.

• Нанесите герметик (см. пункт "а"

параграфа "2"), на поверхность

поддона, как показан о на рисунке

• Установите нижнюю часть масля­
ного поддона, закрепив ее 13 бол­

тами и 2 гайками (МЗ = 4,9 Нм).

е) (Только для двигателей с масля­
ным радиатором)
Установите штуцер шланга масля­
ного радиатора с 2 новыми про­
кладками и затяните перепускной
болт (МЗ = 34 Нм).

3. (4A-GE)

Установите пластину повышения же­
сткости (ребро жесткости), затянув
болты крепления (МЗ = 39 Нм).
4. Установите датчик детонации, ис­
пользуя подходящий инструмент (МЗ
= 37 Н м ) .

5. Установите датчик аварийного дав­

ления масла или датчик давления

масла.

а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы

датчика клей.

Клей LOCTITE 242 или эквивалент

б) С помощью подходящего приспо­

собления заверните датчик, как по­

казано на рисунке.

6. Установите пробку для слива охла­

ждающей жидкости.

а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы

пробки клей (см. параграф 5 на­

стоящего раздела).

background image

Двигатель - механическая часть 83

б) Заверните пробку.

Момент затяжки:

4A-F, 5A-F и 5A-FE 13 Нм

4A-FE, 7A-FE и 4A-GE 34 Нм

7. (Для двигателей с масляным ра­

диатором)

Установите кронштейн масляного

фильтра.

а) Установите направляющий болт

кронштейна.

б) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо под кронштейн масляно­

го фильтра.

в) Установите кронштейн масляного

фильтра с плоской шайбой и пере­

пускным болтом (МЗ = 54 Н м ) .

8. Установите масляный фильтр.

а) Очистите контактную поверх­
ность, на которую устанавливается
масляный фильтр.
б) Смажьте резиновую прокладку
фильтра свежим моторный маслом.
в) Заверните фильтр вручную до тех
пор, пока его прокладка не коснется
посадочной плоскости. Затем с по­
мощью подходящего приспособле­
ния заверните фильтр дополни­

тельно на 3/4 оборота.

9. Установите насос охлаждающей

жидкости,

а) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо в блок цилиндров, как

показано на рисунке.

б) Закрепите насос охлаждающей

жидкости болтами (МЗ = 14 Н м ) .

10. Установите правую опору двигателя и

закрепите её 3-мя болтами (МЗ = 51 Нм).

11. (4A-GE)

Установите кронштейн генератора и

генератор, затяните болты кронштей­

на (МЗ = 49 Н м ) .

12. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Установите натяжную планку гене­

ратора, закрепив ее 2-мя болтами

(МЗ = 39 Н м ) .

13. Установите головку блока цилинд­

ров (см. подраздел "Установка головки

блока цилиндров").

14. Установите ремень ГРМ и зубча­

тые шкивы (см. подраздел "Установка

ремня ГРМ").

15. Установите распределитель зажига­

ния или объединенный блок зажигания.

16. (Для моделей с кондиционером)

Установите монтажную опору ком­

прессора кондиционера.

17. Снимите двигатель с монтажного

стенда.
18. Установите заднюю пластину дви­

гателя и закрепите ее 2-мя болтами

(МЗ = 5,6 Н м ) .

19. (Для моделей с МКПП)

Установите маховик и равномерно, за

несколько проходов, затяните болты

крепления маховика в последователь­

ности, указанной на рисунке (оконча­

тельный МЗ = 78 Н м ) .

20. (Для моделей с АКПП)

Установите ведущую пластину гидро­

трансформатора,

а) Установите переднюю распорную

втулку на коленчатый вал. причем,

сторона втулки, на которой выпол­

нена фаска, должна быть обращена

в сторону вала, как показано на ри­

сунке.

б) Установите ведущую пластину и

заднюю распорную втулку на колен­

чатый вал.
в) Заверните и равномерно, за не­

сколько проходов, затяните кре­

пежные болты в указанной после­

довательности (окончательный МЗ

= 64 Н м ) .

2 1 . (Для моделей с МКПП)
Установите диск и кожух сцепления.
Примечание: при необходимости про­
верьте узел сцепления перед уста­
новкой.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности