Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 21

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 21

background image

84 Двигатель - механическая часть

Неисправность

Двигатель пе­

регревается

Возможная причина
• Неисправна система охлаждения (см. "Неисправности системы охлаждения").

• Не отрегулирован угол опережения зажигания.

Поиск неисправностей

Двигатель перегревается

Затрудненный запуск двигателя

Неисправ-

ность
Коленча­

тый вал не

вращается

или вра­

щается

медленно

Двигатель

не запус­
кается или

запуска­
ется с

трудом

(колен­

чатый вал
вращается
нормаль­
но)

Возможная причина

Неисправна система пуска (см. "Неисправности системы пуска").

1. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))

Нет подачи топлива в карбюратор.
Неисправности в карбюраторе (см. также "Неисправности системы питания": • Неправильная работа

воздушной заслонки, • Повышенный уровень топлива в поплавковой камере ("переливание" карбюра­

тора), • Зависание или заедание игольчатого клапана,. • Отсоединение или повреждение вакуумного
шланга, • Клапан отсечки подачи топлива не открывается.

2. (Система впрыска топлива (двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE u 7A-FE))
Нет подачи топлива к топливной форсунке: • Нет топлива в баке, • Не работает топливный насос, • За­

сорен топливный фильтр, • Засорен или подтекает топпивопровод.

Неисправности в системе электронного впрыска топлива (см. соответствующую главу).

3. Неисправности в системе зажигания: • Катушка зажигания, • Коммутатор, • Датчик-распределитель

или объединенный блок зажигания (блок бесконтактной системы зажигания), • Свечи зажигания,
• Провода высокого напряжения.

4. Подсос воздуха в пневматических линиях: • Шланг принудительной вентиляции картера, • Клапан

системы рециркуляции отработавших газов, • Магистраль корректора состава смеси прогретого дви­
гателя, • Впускной коллектор, • Камера впуска воздуха (резонатор) (для двигателей с системой впры­
ска топлива), • Корпус карбюратора, • Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с системой

впрыска топлива), • Линия вакуумного усилителя тормозов, • Стык между расходомером воздуха и
корпусом дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива).

5. Низкая "компрессия".

[Шеисправ-
Рность

Неустойчи
вый холо­

стой ход,

двигатель

глохнет,
пропуски
зажигания

Возможные причины

1. Неисправности в системе зажигания: • Свечи зажигания, • Провода высокого напряжения, • Электро­

проводка системы зажигания, • Катушка зажигания, • Коммутатор, • Датчик-распределитель или объ­
единенный блок зажигания (блок бесконтактной системы зажигания), • Неправильный угол опереже­
ния зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях: • Шланг принудительной вентиляции картера, • Клапан

системы рециркуляции отработавших газов, • Магистраль корректора состава смеси прогретого дви­
гателя, • Впускной коллектор, • Камера впуска воздуха (резонатор) (для двигателей с системой впры­

ска топлива), • Корпус карбюратора, • Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с системой

впрыска топлива), • Линия вакуумного усилителя тормозов, • Стык между расходомером воздуха и
корпусом дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива).

3. Частота вращения холостого хода не соответствует норме (техническим условиям).
4. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))

Неисправности карбюратора: • Засорены топливные жиклеры системы холостого хода, • Состав смеси
на холостом ходу не соответствует норме (техническим условиям), • Электромагнитный клапан отключе­
ния подачи топлива не открывается, • Неправильная установка увеличенной частоты вращения холосто­
го хода (на холодном двигателе), • Неправильная работа системы управления воздушной заслонкой.

5. (Система впрыска топлива (двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE))

Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

6. Неисправности в системах: • Подогрева воздуха на входе в воздушный тракт, • Рециркуляции отра­

ботавших газов, • Охлаждения (перегрев двигателя).

7. Низкая "компрессия".

Неустойчивый холостой ход

"Провалы" в работе двигателя/вялый разгон

| Неисправность

"Провалы" в

работе двига­

теля, вялый

разгон

Возможные причины

1. Неисправности в системе зажигания: • Свечи зажигания, • Провода высокого напряжения, • Не-1

правильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях: • Шланг принудительной вентиляции картера, • Клапан

системы рециркуляции отработавших газов, • Магистраль корректора состава смеси прогретого

двигателя, • Впускной коллектор, • Камера впуска воздуха (резонатор) (для двигателей с системой

впрыска топлива), • Корпус карбюратора, • Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с систе­

мой впрыска топлива), • Линия вакуумного усилителя тормозов, • Стык между расходомером воз­

духа и корпусом дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива).

3. Засорение системы топливоподачи от топливного бака к органам дозирования.

4. Засорение воздушного фильтра.

5. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))

Неисправности карбюратора: • Низкий уровень топлива в поплавковой камере, • Неисправность

клапана экономайзера, • Неисправность ускорительного насоса, • Неправильная работа системы

управления воздушной заслонкой.

background image

Двигатель - механическая часть 85

"Провалы" в работе двигателя/вялый разгон (продолжение)

Неисправность

"Провалы" в

работе двига­

теля, вялый

разгон

Возможные причины

5. (Система впрыска топлива (Двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE u 7A-FE))

Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

6. Неисправности в системе управления снижением токсичности отработавших газов: • Постоянно

включена (на прогретом двигателе) система подогрева воздуха на входе в воздушный тракт,

• Постоянно включена (на холодном двигателе) система рециркуляции отработавших газов,

• Неисправен дополнительный ускорительный насос (холодный двигатель).

7. Д в и г а т е л ь перегревается.

8. Низкая "компрессия".

9. Неправильный зазор в клапанах.

Калильное зажигание двигателя

Неисправность
Калильное

зажигание

(двигатель

продолжает

работать после

выключения

зажигания)

Возможные причины
1. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))

Неисправности карбюратора: • Заедание в приводе дроссельной заслонки, • Не отрегулированы сис­

тема нормального холостого хода или управления повышенной частотой вращения холостого хода

(при прогреве двигателя), • Неисправен электромагнитный клапан отключения подачи топлива.

2. (Система впрыска топлива (двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE u 7A-FE))

Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

3. Неправильный угол опережения зажигания.

4. Неисправна система рециркуляции отработавших газов.

Догорание в глушителе, вспышки в карбюраторе

Неисправность
Хлопки в глуши-

теле (только во

время замедле­
ния двигателя)
Постоянные

хлопки в глу­
шителе

Вспышки или

хлопки в кар­
бюраторе или
во впускном

трубопроводе

Возможные причины
Неисправности в системах: • Постоянно выключена система отсечки топливоподачи на режиме прину¬

дительного холостого хода, • Постоянно отключен демпфер дроссельной заслонки, • Неправильная

работа (постоянное выключенное состояние) манипулятора ("позиционера") дроссельной заслонки,

• Неисправности в системе подсоса воздуха в выпускной коллектор.
1. Засорение воздушного фильтра.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))

Неправильная работа системы управления воздушной заслонкой.

4. (Система впрыска топлива (двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE u 7A-FE))

Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

5. Неправильный зазор в клапанах.

1. Бедный состав смеси (недостаточный расход топлива).

2. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))
Постоянно открыта воздушная заслонка на холодном двигателе.
3. (Система впрыска топлива (двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE u 7A-FE))
Неисправности в системе электронного впрыска топлива (см. соответствующий раздел).

4. Подсос воздуха в пневматических линиях: • Шланг принудительной вентиляции картера, • Клапан

системы рециркуляции отработавших газов, • Магистраль корректора состава смеси прогретого дви­
гателя, • Впускной коллектор, • Камера впуска воздуха (резонатор) (для двигателей с системой
впрыска топлива), • Корпус карбюратора, • Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с систе­
мой впрыска топлива), • Линия вакуумного усилителя тормозов, • Стык между расходомером возду­

ха и корпусом дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива).

5. Неправильный угол опережения зажигания.
6. Неправильный зазор в клапанах.
7. Отложения нагара на стенках камеры сгорания.

Увеличенный расход масла

Неисправность

Увеличенный

расход масла

Возможные причины
1. Утечки масла.

2. Засорена линия системы принудительной вентиляции картера.
3. Износ или повреждение поршневых колец.
4. Износ стержней и/или направляющих втулок клапанов.
5. Износ маслосъемных колпачков.

Увеличенный расход топлива

Неисправность
Увеличенный

расход топлива

Возможные причины
1. Утечки топлива.

2. Засорение воздушного фильтра.
3. Неправильный угол опережения зажигания.
4. (Карбюраторная система питания (двигатель 4A-F, 5A-F))
Неисправности карбюратора: • Неисправна система управления воздушной заслонкой (заслонка

открыта на холодном двигателе или прикрыта на прогретом двигателе), • Высокая частота враще­
ния на режиме нормального холостого хода, • Постоянно открыт клапан экономайзера.

5. (Система впрыска топлива (двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE u 7A-FE)
Неисправности в системе впрыска топлива (см. также соответствующую главу): • Неисправность

топливных форсунок, • Неисправность клапана отсечки подачи топлива на режимах принуди­
тельного холостого хода, • Высокая частота вращения на режиме нормального холостого хода.

6. Неисправность свечей зажигания.
7. Неисправность системы рециркуляции отработавших газов (система постоянно включена).

8. Низкая "компрессия".

9. Давление в шинах не соответствует норме (техническим условиям).

10. Пробуксовка сцепления.

1 1 . Плохое оастормаживание автомобиля.

background image

86

Система охлаждения

Описание системы

охлаждения

В данных двигателях используется

жидкостная система охлаждения за­

крытого типа с принудительной цирку­

ляцией охлаждающей жидкости и

термостатом, имеющим перепускной

клапан во входном патрубке охлаж­

дающей жидкости.

Система охлаждения включает в себя:

рубашку охлаждения (в блоке цилинд­

ров и в головке блока цилиндров), ра­

диатор, насос охлаждающей жидко­

сти, термостат, электрический венти­

лятор системы охлаждения, соедини­

тельные шланги и другие элементы.

Охлаждающая жидкость, нагревае­

мая в рубашке охлаждения, нагнета­

ется жидкостным насосом в радиа­

тор, где она охлаждается с помощью

вентилятора и встречного потока

воздуха, возникающего при движе­

нии автомобиля. Затем охлаждаю­

щая жидкость возвращается в ру­

башку охлаждения с помощью насо­

са и охлаждает двигатель.

Рубашка охлаждения представляет

собой сеть каналов для прохождения

жидкости. Эти каналы образованы

промежутками между гильзами ци­

линдров в блоке цилиндров и сооб­

щаются с каналами в головке блока.

Движение жидкости организуется та­

ким образом, чтобы обеспечить наи­

более эффективное охлаждение тех

элементов двигателя, которые более

всего нагреваются при его работе ( в

частности, верхнего пояса цилиндров

двигателя и камер сгорания).

Радиатор (кроме AW11 (MR2))

Радиатор размещается в передней

части автомобиля и предназначен для

охлаждения охлаждающей жидкости,

поступающей из рубашки охлаждения.

Радиатор состоит из правого и левого

бачков и сердцевины радиатора, ко­

торая соединяет два бачка. В верхнем

бачке расположен входной патрубок,

по которому поступает охлаждающая

жидкость из рубашки охлаждения, а

также шланг для перепуска излишней

охлаждающей жидкости или пара. В

нижнем бачке радиатора расположен

выходной патрубок охлаждающей

жидкости, через который она поступа­

ет в насос охлаждающей жидкости, а

также сливной краник, через который

удаляется охлаждающая жидкость.

Сердцевина радиатора имеет множе­

ство оребренных трубок, по которым

поток охлаждающей жидкости прохо­

дит из верхнего бачка в нижний, а

также охлаждающие ребра для более

эффективного рассеивания теплоты в

окружающую среду. Охлаждающая

жидкость, нагретая при прохождении

через рубашку охлаждения, охлажда­

ется в радиаторе потоком воздуха,

просасываемым электрическим вен­

тилятором, а также встречным пото­

ком воздуха, возникающем при дви­

жении автомобиля. Модели с автома­

тической трансмиссией имеют специ­

альный охладитель рабочей жидкости

автоматической коробки передач, ко­

торый расположен в нижнем бачке

радиатора. Вентилятор с электриче­

ским приводом располагается позади

радиатора, что облегчает прохожде­

ние потока воздуха через радиатор.

Вентилятор включается только в том

случае, если температура охлаждаю­

щей жидкости достигнет рабочего зна­

чения. Это снижает затраты мощности

на привод вентилятора и предотвра­

щает переохлаждение двигателя.

Схема системы охлаждения двигателей 4A-F, 5A-F, 4А-

FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180). 1 - термостат, 2 - вход­

ной патрубок охлаждающей жидкости, 3 - (от радиато­

ра), 4 - выходной патрубок охлаждающей жидкости,

5 - (к радиатору), 6 - насос охлаждающей жидкости,

7 • (от подогревателя), 8 - (к подогревателю), 9 - трубка

подвода охлаждающей жидкости к насосу, 10 - клапан

добавочного воздуха, 11 - перепускная трубка охлаж­

дающей жидкости (для подогрева добавочного возду­

ха).

Примечание: в системе охлаждения двигателей 4A-F и

5A-F отсутствует перепускная трубка охлаждающей

жидкости для подогрева добавочного воздуха

(позиции 10 и 11).

••

Схема системы охлаждения двигателей 4A-FE (АЕ101 и

АТ190), 5A-FE и 7A-FE. 1 - термостат, 2 - входной патру­

бок охлаждающей жидкости, 3 - (от радиатора), 4 - вы­

ходной патрубок охлаждающей жидкости, 5 - (к радиа¬

тору), 6 - насос охлаждающей жидкости, 7 - (от отопите­

ля) 8 - (к отопителю). 9 - трубка подвода охлаждающей

жидкости к насосу, 10 - (от подогревателя дроссельной

заслонки), 11 - (к подогревателю дроссельной заслон­

ки), 12 - радиатор.

Схема системы охлаждения двигателя 4A-GE (АЕ92,

AW11 и АТ160). 1 - термостат, 2 - входной патрубок ох­

лаждающей жидкости, 3 - (от радиатора), 4 - (к радиа­

тору), 5 - насос охлаждающей жидкости.

background image

Система охлаждения 87

Особенности радиатора для AW11

(MR2)

Радиатор для модели MR2 отличается

от радиаторов остальных моделей тем,

что поток охлаждающей жидкости в

нем проходит в горизонтальном на­

правлении с одной стороны автомоби­

ля на другую. Радиатор имеет два бо­

ковых бачка и сердцевину, которая их

соединяет. Входной патрубок, по кото­

рому охлаждающая жидкость поступает

в радиатор из рубашки охлаждения, и

краник для слива охлаждающей жидко­

сти расположены в левом бачке. Вы­

ходной патрубок охлаждающей жидко­

сти и воздушный дренажный краник,

облегчающий заполнение двигателя

охлаждающей жидкостью, расположе­

ны в правом бачке. Охладитель рабо­

чей жидкости для моделей с автомати­

ческой трансмиссией расположен в

сердцевине радиатора и использует

часть ее трубок. Пробка радиатора

имеет обычную конструкцию, но распо­

ложена на отдельном патрубке.

Пробка заливной горловины ра­

диатора (пробка радиатора)

Пробка радиатора - уплотняющего ти­

па, она должна герметизировать ра­

диатор и выдерживать повышенное

давление, возникающее в результате

теплового расширения охлаждающей

жидкости. Повышенное давление в ра­

диаторе препятствует закипанию охла­

ждающей жидкости даже при темпера­

туре выше 100°С. Пробка радиатора

имеет паровой (сбрасывающий) клапан

и воздушный клапан (клапан разреже­

ния). При температуре охлаждающей

жидкости 110-120°С избыточное дав­

ление внутри радиатора, вызванное

тепловым расширением жидкости, дос­

тигает 0,3-1,0 кг/см

2

или 30-100 кПа. В

случае превышения указанного преде­

ла под действием давления открывает­

ся паровой клапан, и пар удаляется че­

рез паровую трубку. Воздушный клапан

открывается под действием разреже­

ния, которое образуется внутри радиа­

тора после остановки двигателя и сни­

жения температуры охлаждающей

жидкости. Открытие этого клапана по­

зволяет охлаждающей жидкости в

расширительном бачке вернуться в

систему охлаждения.

Расширительный бачок
Расширительный бачок предназна­
чен для аккумулирования избыточно­
го объема охлаждающей жидкости,
который получается в результате ее
объемного расширения при нагреве.
Когда температура охлаждающей
жидкости падает, она возвращается
из расширительного бачка в радиа­
тор. Таким образом, радиатор всегда
заполнен охлаждающей жидкостью, и
при этом не допускается ненужных ее
потерь. Чтобы убедиться в необхо­
димости долива охлаждающей жид­
кости, необходимо проверить ее уро­
вень в расширительном бачке.

Насос охлаждающей жидкости
Насос охлаждающей жидкости обес­
печивает принудительную циркуляцию

охлаждающей жидкости через систему
охлаждения. Он устанавливается в
передней части блока цилиндров и
приводится в действие от коленчатого
вала ремнем привода генератора.

Термостат

Термостат устанавливается на вход­

ном патрубке контура охлаждения.

Он имеет восковой перепускной кла­

пан и автоматический клапан,

управляемый в зависимости от тем­

пературы охлаждающей жидкости.

Автоматический клапан закрывается,

когда температура охлаждающей

жидкости падает, и тем самым пре­

пятствует циркуляции жидкости че­

рез двигатель, ускоряя процесс его

прогрева. При этом перепускной

клапан открывается при закрытии

автоматического клапана, тогда ох­

лаждающая жидкость циркулирует

только внутри двигателя (по малому

контуру системы охлаждения). Когда

температура охлаждающей жидкости

возрастает, автоматический клапан

термостата открывается, а перепу­

скной клапан (если он установлен)

закрывается, что позволяет охлаж­

дающей жидкости циркулировать че­

рез радиатор. Восковой наполнитель

внутри силового элемента термоста­

та расширяется при нагревании и

сжимается при охлаждении. Нагрев

воскового наполнителя силового

элемента создает усилие, преодоле­

вающее усилие пружины, под дейст­

вием которой клапан удерживается в

закрытом состоянии, таким образом

происходит открытие автоматическо­

го клапана. При охлаждении воско­

вого наполнителя он сжимается, и

под действием усилия пружины ав­

томатический клапан закрывается. В

данных моделях двигателей термо­

стат обеспечивает поддержание ра­

бочей температуры охлаждающей

жидкости около 82°С.

Заправочные емкости

системы охлаждения

Примечания:

• В заправочную емкость включает­

ся емкость обогревателя салона

автомобиля (если он установлен),

• Предусмотрено постоянное при­

менение охлаждающих жидкостей

на основе этиленгликоля (рекомен­

дуется содержание этиленгликоля

в охлаждающей жидкости в преде­

лах от 50% до 70%),

• Использование охлаждающей

жидкости на спиртовой основе не

допускается,

• Основу охлаждающей жидкости

(этиленгликоль) можно смешивать

только с деминерализованной или

дистиллированной водой.

Заправочная емкость:

4A-F

МКПП для Европы 5,2 л

МКПП (остальные) 5,6л

АКПП 5,5л

4A-FE:
AE92, АЕ95 6,1-6,2 л
АТ171 5,6л
АТ180 5,2л

АЕ101 5,0-5,3 л
АТ190 5,3-5,4 л

5A-FE 5,2-5,3л

7A-FE 5,2-5,5 л

4A-GE

АЕ92,АТ160 6,0 л

AW11 12,4 л

Проверка уровня и

качества охлаждающей

жидкости

1. Проверьте уровень охлаждающей

жидкости по ее уровню в расшири­

тельном бачке. При низком уровне ус­

тановите места утечек и долейте жид­

кость.

2. Проверьте качество охлаждающей

жидкости. Жидкость не должна со­

держать следов ржавчины, накипи и

масла в зоне заливной горловины.

При загрязнении и при попадании

масла замените жидкость.

Замена охлаждающей

жидкости

(Модели АЕ и АT)

1. Снимите пробку заливной горлови­

ны радиатора.
Внимание: будьте осторожны при

снятии пробки с горячего двигателя.

2. Для слива охлаждающей жидкости,

отверните сливные пробки:

(5A-FE)

Сливную пробку радиатора (с пра­

вой стороны на нижнем бачке ра­

диатора) и сливную пробку блока

цилиндров (с левой стороны в пе­

редней части блока).

(4A-FE(AE101 и AT190))

Сливную пробку радиатора и слив­

ную пробку блока цилиндров (с

правой стороны в передней части

блока).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности