Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 19
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 19
76 Двигатель - механическая часть
(4A-GE(AE101,AE111))
- Вставьте плоскую отвертку в вы
точку "А" и аккуратно извлеките сто
порное кольцо.
4A-GE(AE101,AE111).
б) Постепенно нагрейте поршень до
7 0 - 8 0 ° С .
в) С помощью пластикового молотка
и латунной выколотки легкими уда
рами Выпрессуйте поршневой палец
из поршневой головки шатуна.
Примечание:
• Не разукомплектовывайте пор
шень и поршневой палец.
• Разложите детали поршневой
группы в требуемом порядке.
Проверка состояния поршня
и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и угле
родные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от от
ложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волося
ной щеткой окончательно очистите
поршень.
Внимание: не применяйте металли
ческую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые
кольца.
А. Проверьте зазор поршень-цилиндр.
Внимание: существует 3 размерных
группы номинального диаметра порш
ня, обозначаемые цифрами "1", "2" и "3"
соответственно. Метка набивается
на днище поршня (как правило, в цен
тре), как показано на рисунке. Для не
которых двигателей (в частности,
для двигателя 4A-GE) эта метка мо
жет быть смещена по направлению к
передней части двигателя.
4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - к передней
части двигателя, 2 - метка "перед",
3 - мотка диаметра отверстия под
поршневой палец, 4 - метка диамет
ра поршня.
Обратите внимание на метку "перед"
(стрелку или выемку), по которой пор
шень должен устанавливаться в ци
линдр,
a) (4A-FE(AE101 и АТ190), 5A-F, 5А-
FE и 7A-FE)
Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии 24,5 мм от
поверхности днища поршня, как по
казано на рисунке.
(4A-F, 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и
AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160))
Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии, заданном от
нижней кромки юбки поршня, как по
казано на рисунке.
Это расстояние составляет:
4A-F, 4A-FE 38,5 мм
4A-GE(AE92, AW11, АТ160). 42,0 мм
(4A-GE(AE101,AE111))
Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии 8 мм от оси
отверстия под поршневой палец, как
показано на рисунке.
б) Измерьте диаметр цилиндра в
поперечном направлении см. раздел
"Проверка блока цилиндров".
в) Вычтите диаметр поршня из изме
ренного диаметра цилиндра и опре
делите величину зазора между ци
линдром и поршнем (см. таблицу
"Номинальный и максимальный за
зоры между цилиндром и поршнем").
Если зазор превышает допустимую
величину, замените все 4 поршня и
расточите все 4 цилиндра.
Внимание: при использовании нового
блока цилиндров необходимо исполь
зовать поршни той же размерной
группы, что и блок цилиндров
(номера меток на поршнях должны
совпадать с номерами меток на бло
ке цилиндров).
Б. Проверьте зазор между компресси
онным кольцом и канавкой, измерив
его плоским щупом, как показано на
рисунке.
Если зазор больше значений, задан
ных в таблице "Номинальный зазор
между компрессионным кольцом и
стенкой канавки", замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршнево
го кольца.
а) Установите кольцо в цилиндре
блока.
б) Поршнем протолкните кольцо на
расстояние 80 мм (4A-GE (АЕ101,
АЕ111)) 87 мм (4A-FE, 5A-FE и 4А-
GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм
(7A-FE) от поверхности блока ци
линдров, как показано на рисунке.
в) Плоским щупом измерьте зазор в
замке.
Если зазор больше допустимого, зама
ните кольцо (см. таблицу "Номиналь
ный и максимальный зазоры в замках
поршневых колец"). Если же зазор
больше допустимого даже при установ
ке нового кольца, расточите все 4 ци
линдра и установите кольца ремонтно
го (увеличенного) размера или замени
те блок цилиндров.
3. (4A-GE)
Проверьте посадку поршневого пальца:
при температуре 80°С поршневой па
лец должен входить в бобышки поршня
под усилием большого пальца.
Двигатель - механическая часть 77
4. Проверьте шатун.
А. Проверьте соосность шатуна.
• Используя специальное приспо
собление и плоский щуп, проверьте
изгиб шатуна.
Максимальный изгиб на 100 мм длины:
4A-FE, 5A-FE u 7A-FE 0,05 мм
4A-GE 0,03 мм
Если изгиб больше допустимого,
замените шатун.
• Аналогичным способом проверьте
скручивание шатуна.
Максимальное скручивание
на 100 мм длины 0,05 мм
Если скручивание больше допусти
мого, замените шатун (вместе с
крышкой шатуна).
Б. Проверьте шатунные болты.
• Наверните гайку на каждый болт и
убедитесь, что гайка легко навора
чивается рукой на всю длину резьбы
болта.
• (4A-FE, 5A-FE и 4A-GE) Если гайка
не наворачивается рукой, измерьте
наружный диаметр резьбы болта
штангенциркулем в зоне наибольше
го износа. Если такую зону трудно
обнаружить визуально, то проводите
измерение на расстоянии 15 мм от
конца болта, как показано на рисунке.
Наружный диаметр резьбы:
Номинальный 8,860 - 9,000 мм
Минимальный 8,600 мм
Внимание: если диаметр меньше
допустимого, замените болт и
гайку.
• (7A-FE) Измерьте наружный диа
метр болта штангенциркулем в зоне
наибольшего износа. Если такую
зону трудно обнаружить визуально,
то проводите измерение на рас
стоянии 20 мм от головки болта, как
показано на рисунке.
Таблица. Номинальные и максимальные значения диаметра поршня (в мм).
Поршень
Номинальный,
метка «1»
Номинальный,
метка «2»
Номинальный,
метка «3»
Ремонтный (увели¬
ченный на 0,5 мм)
Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F, 4A-FE
(АЕ92, АЕ95,
АТ171 и
АТ180)
80,930 -
80,940
80,940 -
80,950
80,950 -
80,960
81,430-
81,460
4A-FE
(АЕ101
и АТ190)
и 7A-FE
80,905 -
80,915
80,915-
80,925
80,925 -
80,935
81,405-
81,435
4A-GE
(АЕ92,
AW11 и
АТ160)
80,980 -
80,900
80,900 -
80,910
80,910-
80,920
81,390-
81,420
4A-GE
(АЕ101,
АЕ111)
80,895 -
80,905
80,905 -
80,915
80,915-
80,925
81,395-
81,425
5A-FE
78,605 -
78,615
78,615-
78,625
78,625 -
78,635
79,195-
79,135
Таблица. Номинальный и максимальный зазоры в замках поршневых
колец (в мм).
Тип двигателя
(модель автомобиля) .
4A-F: номинальный
максимальный
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и АТ180): номинальный
максимальный
4A-FE(AE101 и АT190):
номинальный
максимальный
5A-FE: номинальный
максимальный
7A-FE: номинальный
максимальный
4A-GE(AE92,AW11,
АТ160): номинальный
максимальный
4A-GE(AE101.AE111):
номинальный
максимальный
Компрессион
ное кольцо №1
0,250 - 0,350
1,070
0,250 - 0,450
1,050
0,250 - 0,450
1,050
0,200 - 0,350
1,050
0,250 - 0,350
1,050
0,250 -0,470
1,070
0,280 - 0,440
0,950
Компрессион
ное кольцо №2
0,150-0,300
1,020
0,150-0,400
1,000
0,350 - 0,600
1,200
0,350 - 0,500
1,200
0,350 - 0,500
1,200
0,200 - 0.420
1,020
0,380 - 0,540
1,050
Маслосъем- I
ное кольцо*
0,100-0,600
1,620
0,100-0,700
1,300
0,100-0,500
1,100
0,100-0,400
1,05
0,150-0,450
1,100
0,150-0,520
1,120
0,130-0,490
1,000
* Примечание: для маслосъемного кольца зазор определяется между скребками.
Таблица. Номинальный зазор между компрессионным кольцом
и стенкой канавки (в мм).
Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)
4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE
4A-GE (АЕ92, AW11, АТ160)
4A-GE(AE101.AE111)
Компрессионное
кольцо №1
0,040 - 0,080
0,045 - 0,085
0,030 - 0,080
0,040 - 0,080
Компрессионное
кольцо №2
0,030 - 0,070
0,030 - 0,070
0,030 - 0,070
0,030 - 0,070
Таблица. Номинальный и максимальный зазоры между цилиндром
и поршнем (в мм).
Зазор
Номинальный
Максимальный
Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F,4A-FE
(АЕ92, АЕ95,
АТ171,АТ180)
0,060-0,080
0,100
4A-FE(AE101,
AT190),5A-FE
7A-FE
0,085-0,105
0,130 | 0,200
4A-GE (АЕ92,
AW11,AT160)
0,100-0,120
0,150
4A-GE
(АЕ101,
АЕ111)
0,095-
0,115
0,200
Таблица. 4A-GE (АЕ101, АЕ111) диаметры поршневого пальца и отверстия
в поршне (в мм).
Диаметр отверстия в поршне
Метка
АВ
CD
EF
20,003-20,007
20,007-20,011
20,011-20,015
Диаметр пальца
Метка
А
В
С
D
Е
F
20,004-20,006
20,006-20,008
20,008-20,010
20,010-20,012
20,012-20,014
20,014-20,016
78 Двигатель - механическая часть
Наружный диаметр резьбы:
Номинальный 8,860 - 9,000 мм
Минимальный 8,600 мм
Внимание: если диаметр меньше до
пустимого, замените болт и гайку.
5. (4A-GE(AE101, AE111))
Измерьте диаметр поршневого пальца.
Номинальный
диаметр 20,004 - 20,016 мм
При необходимости подберите порш
невой палец, в соответствии с метка
ми на поршне и пальце (см. таблицу
"4A-GE (АЕ101. АЕ111) диаметры
поршневого пальца и отверстия в
поршне (в мм)").
4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - к передней
части двигателя, 2 - метка "перед",
3 - метка диаметра отверстия под
поршневой палец, 4 - метка диамет
ра поршня.
6. (4A-GE)
Проверьте зазор между поршневым
пальцем и втулкой шатуна.
а) Индикатором измерьте внутренний
диаметр втулки шатуна.
Номинальный
диаметр 20,010 - 20,022 мм
б) Микрометром измерьте наружный
диаметр поршневого пальца.
Номинальный
диаметр 20,004 - 20,016 мм
в) Вычтите значение наружного диа
метра пальца из значения внутренне
го диаметра втулки шатуна.
Зазор:
Номинальный 0,004 - 0,008 мм
Максимальный 0,050 мм
Если зазор больше максимального, за
мените втулку шатуна. При необходи
мости замените поршень вместе с
поршневым пальцем.
7. (4A-GE)
При необходимости замените втулку
поршневой головки шатуна.
а) С помощью подходящего приспо
собления Выпрессуйте втулку порш
невой головки шатуна.
б) Совместите отверстия для прохо
да масла во втулке и в поршневой
головке шатуна и подходящим при
способлением запрессуйте новую
втулку.
в) Прошлифуйте отверстие запрес
сованной втулки до получения раз
мера, обеспечивающего номиналь
ный зазор (см. параграф 5).
г) Убедитесь, что поршневой палец
(предварительно слегка смазанный
моторным маслом) входит в запрес
сованную втулку шатуна при ком
натной температуре под усилием
большого пальца.
Расточка цилиндров
Внимание:
• Растачивайте все 4 цилиндра на
один и тот же ремонтный размер
(под поршни увеличенного (ремонт
ного) диаметра).
• Устанавливайте поршневые коль¬
ца также одного ремонтного разме
ра, соответствующего увеличенно
му (ремонтному) размеру поршней.
1. Подберите поршни ремонтного раз
мера.
Диаметр поршня ремонтного
(увеличенного на 0,5 мм) размера:
4A-F, 4A-FE(AE92, AE95. АТ171
и AT180) 81,430 - 81,460 мм
4A-FE(AE101 и AT190)
и 7A-FE 81,405 - 81,435 мм
5A-FE 79,105 - 79,135 мм
4A-GE 81,390 - 81,420 мм
2. Рассчитайте ремонтный размер
расточенного цилиндра.
а) Микрометром измерьте диаметр
поршня (см. параграф 2 подраздела
"Проверка состояния поршня и ша
туна").
б) Подсчитайте диаметр цилиндра
после расточки.
Диаметр цилиндра = Р + С - Н (мм),
где:
Р - диаметр поршня в мм (значе
ния ремонтного диаметра поршня
и место его измерения см. пара
граф 2 подраздела "Проверка со
стояния поршня и шатуна"),
С - зазор между поршнем и ци
линдром в мм (значения зазора
см. параграф 2 подраздела
"Проверка состояния поршня и
шатуна"),
Н - допуск на хонингование - не
более 0,02 мм.
3. Расточите и отхонингуйте цилиндр
до требуемых размеров.
Максимальный допуск
на хонингование 0,02 мм
Внимание: излишнее хонингование
нарушает окружность цилиндра.
Проверка и ремонт коленча
того вала
1. Проверьте биение коленчатого вала.
а) Уложите коленчатый вал на
призмы.
б) Часовым индикатором проверьте
биение коленчатого вала по сред
ней коренной шейке.
Максимально допустимое биение:
4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE
и 7A-FE 0,03 мм
4A-F. 5A-F, 4A-FE(AE92, АЕ95,
АТ171 u AT180) u 4A-GE 0,06 мм
Если биение больше максимально до
пустимого, замените коленчатый вал.
2. Проверьте шатунные и коренные
шейки.
а) Микрометром измерьте диаметр
каждой шатунной и коренной шейки
в двух взаимно перпендикулярных
плоскостях, как показано на рисунке.
Диаметр коренной шейки:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE
Номинальный... 47,982 - 48,000 мм
Ремонтный 47,745 - 47,755 мм
4A-GE:
Номинальный... 47,982 - 48,000 мм
Ремонтный 47,745 - 47,755 мм
Диаметр шатунной шейки:
4A-F, 5A-F, 4A-FE и 5A-FE:
Номинальный... 39,985 - 40,000 мм
Ремонтный 39,745 - 39,755 мм
Двигатель - механическая часть 79
7A-FE
номинальный.,.. 47,988 - 48,000 мм
ремонтный 47,745 - 47,755 мм
4A-GE:
номинальный. 41,989 - 42,000 мм
ремонтный 41,745 - 41,755 мм
Примечание: ремонтный диаметр
шеек уменьшен на 0,25 мм по сравне
нию с номинальным.
Если диаметры шеек не совпадают с
заданными значениями, проверьте за
зор в шатунных и коренных подшипни
ках коленчатого вала. При необходи
мости прошлифуйте шейки или заме
ните коленчатый вал,
б) Проверьте шатунные и коренные
шейки на конусность и эллипсность,
как показано на предыдущем рисунке.
Максимальное значение конусности и
эллипсности:
4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE. 0,02 мм
5A-F, 5A-FE 0,005 мм
Если конусность/эллипсность больше
допустимой, замените коленчатый вал.
3. При необходимости перешлифуйте
шатунные и коренные шейки на ре
монтный размер и подберите вкла
дыши ремонтного (0,25 мм) размера.
Проверка обратных клапанов
и форсунок для охлаждения
поршня (4A-GE)
1. Проверьте обратные клапаны.
Надавите на клапан отверткой и убе
дитесь в отсутствии заедания. При
наличии заедания замените клапан.
2. Убедитесь что в форсунках отсутст
вуют повреждения или заедания. В
противном случае замените форсунки.
Замена сальников коленча
того вала
Внимание: существует два метода
("А" и "Б") замены сальников.
1. Замените передний сальник (саль
ник носка) коленчатого вала.
А. При снятом масляном насосе.
а) Отверткой удалите сальник, как
показано на рисунке.
б) Используя подходящее приспособ
ление и молоток, установите новый
сальник, причем его плоскость долж
на совпасть с плоскостью корпуса
масляного насоса.
в) Нанесите слой смазки на рабочую
кромку сальника.
Б. Масляный насос установлен на дви
гателе,
а) Ножом сделайте разрез на саль
нике, как показано на рисунке.
б) Отверткой удалите сальник.
Внимание: чтобы не повредить ко
ленчатый вал, оберните жало от
вертки клейкой лентой.
в) Нанесите консистентную смазку
на рабочую кромку сальника.
г) Используя подходящее приспо
собление и молоток, установите
сальник на место. Его плоскость
должна совпасть с плоскостью кор
пуса масляного насоса.
2. Замените задний сальник коленча
того вала.
А. При снятом держателе сальника
хвостовика.
а) Отверткой и молотком выбейте
сальник, как показано на рисунке.
б) Используя подходящее приспо
собление и молоток, установите но
вый сальник в держатель, причем,
плоскость сальника должна сов
пасть с плоскостью держателя.
в) Нанесите слой смазки на рабочую
кромку сальника.
Б. Держатель сальника хвостовика ус
тановлен на двигателе.
а) Ножом сделайте надрез на саль
нике, как показано на рисунке.
б) Отверткой, обернутой клейкой
лентой, удалите старый сальник.
в) Нанесите консистентную смазку
на рабочую кромку сальника.
г) Используя подходящее приспо
собление и молоток, установите
сальник на место, причем его плос
кость должна совпасть с плоскостью
держателя сальника.
Замена штуцера (4A-GE)
1. Используя торцевой ключ на 12 мм
и молоток, выбейте штуцер.
2. С помощью накидного ключа и мо
лотка установите (забейте) новый
штуцер.
Сборка узла "поршень-шатун"
1. Соберите шатунно-поршневую
группу.
(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
а) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от
верстия бобышек поршня.
б) Совместите метки "ПЕРЕД":
поршня (выемка) и шатуна (выступ).
в) С помощью приспособлений, пока
занных на рисунке, соедините пор
шень и шатун поршневым пальцем.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст