Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 19

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 19

background image

76 Двигатель - механическая часть

(4A-GE(AE101,AE111))

- Вставьте плоскую отвертку в вы­

точку "А" и аккуратно извлеките сто­

порное кольцо.

4A-GE(AE101,AE111).

б) Постепенно нагрейте поршень до

7 0 - 8 0 ° С .

в) С помощью пластикового молотка

и латунной выколотки легкими уда­

рами Выпрессуйте поршневой палец

из поршневой головки шатуна.

Примечание:

• Не разукомплектовывайте пор­

шень и поршневой палец.

• Разложите детали поршневой

группы в требуемом порядке.

Проверка состояния поршня

и шатуна

1. Очистите поршень.

а) Скребком удалите нагар и угле­

родные отложения с днища поршня.

б) Очистите канавки поршня от от­

ложений куском сломанного кольца.

в) Растворителем и мягкой волося­

ной щеткой окончательно очистите

поршень.

Внимание: не применяйте металли­

ческую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые

кольца.

А. Проверьте зазор поршень-цилиндр.

Внимание: существует 3 размерных

группы номинального диаметра порш­

ня, обозначаемые цифрами "1", "2" и "3"

соответственно. Метка набивается

на днище поршня (как правило, в цен­

тре), как показано на рисунке. Для не­

которых двигателей (в частности,

для двигателя 4A-GE) эта метка мо­

жет быть смещена по направлению к

передней части двигателя.

4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - к передней

части двигателя, 2 - метка "перед",

3 - мотка диаметра отверстия под

поршневой палец, 4 - метка диамет­

ра поршня.

Обратите внимание на метку "перед"

(стрелку или выемку), по которой пор­

шень должен устанавливаться в ци­

линдр,

a) (4A-FE(AE101 и АТ190), 5A-F, 5А-

FE и 7A-FE)
Микрометром измерьте диаметр

поршня на расстоянии 24,5 мм от

поверхности днища поршня, как по­

казано на рисунке.

(4A-F, 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и

AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160))

Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии, заданном от
нижней кромки юбки поршня, как по­
казано на рисунке.

Это расстояние составляет:

4A-F, 4A-FE 38,5 мм
4A-GE(AE92, AW11, АТ160). 42,0 мм

(4A-GE(AE101,AE111))

Микрометром измерьте диаметр

поршня на расстоянии 8 мм от оси

отверстия под поршневой палец, как

показано на рисунке.

б) Измерьте диаметр цилиндра в

поперечном направлении см. раздел

"Проверка блока цилиндров".

в) Вычтите диаметр поршня из изме­

ренного диаметра цилиндра и опре­

делите величину зазора между ци­

линдром и поршнем (см. таблицу

"Номинальный и максимальный за­

зоры между цилиндром и поршнем").

Если зазор превышает допустимую

величину, замените все 4 поршня и

расточите все 4 цилиндра.

Внимание: при использовании нового

блока цилиндров необходимо исполь­

зовать поршни той же размерной

группы, что и блок цилиндров

(номера меток на поршнях должны

совпадать с номерами меток на бло­

ке цилиндров).

Б. Проверьте зазор между компресси­

онным кольцом и канавкой, измерив

его плоским щупом, как показано на

рисунке.

Если зазор больше значений, задан­

ных в таблице "Номинальный зазор

между компрессионным кольцом и

стенкой канавки", замените поршень.

В. Проверьте зазор в замке поршнево­

го кольца.

а) Установите кольцо в цилиндре

блока.

б) Поршнем протолкните кольцо на

расстояние 80 мм (4A-GE (АЕ101,

АЕ111)) 87 мм (4A-FE, 5A-FE и 4А-

GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм

(7A-FE) от поверхности блока ци­

линдров, как показано на рисунке.

в) Плоским щупом измерьте зазор в

замке.

background image

Если зазор больше допустимого, зама­

ните кольцо (см. таблицу "Номиналь­

ный и максимальный зазоры в замках

поршневых колец"). Если же зазор

больше допустимого даже при установ­

ке нового кольца, расточите все 4 ци­

линдра и установите кольца ремонтно­

го (увеличенного) размера или замени­

те блок цилиндров.

3. (4A-GE)

Проверьте посадку поршневого пальца:

при температуре 80°С поршневой па­

лец должен входить в бобышки поршня

под усилием большого пальца.

Двигатель - механическая часть 77

4. Проверьте шатун.

А. Проверьте соосность шатуна.

• Используя специальное приспо­

собление и плоский щуп, проверьте

изгиб шатуна.

Максимальный изгиб на 100 мм длины:

4A-FE, 5A-FE u 7A-FE 0,05 мм

4A-GE 0,03 мм

Если изгиб больше допустимого,

замените шатун.

• Аналогичным способом проверьте

скручивание шатуна.

Максимальное скручивание
на 100 мм длины 0,05 мм

Если скручивание больше допусти­

мого, замените шатун (вместе с

крышкой шатуна).

Б. Проверьте шатунные болты.

• Наверните гайку на каждый болт и

убедитесь, что гайка легко навора­

чивается рукой на всю длину резьбы

болта.
(4A-FE, 5A-FE и 4A-GE) Если гайка

не наворачивается рукой, измерьте

наружный диаметр резьбы болта

штангенциркулем в зоне наибольше­

го износа. Если такую зону трудно

обнаружить визуально, то проводите

измерение на расстоянии 15 мм от

конца болта, как показано на рисунке.

Наружный диаметр резьбы:

Номинальный 8,860 - 9,000 мм
Минимальный 8,600 мм

Внимание: если диаметр меньше
допустимого, замените болт и

гайку.

(7A-FE) Измерьте наружный диа­

метр болта штангенциркулем в зоне

наибольшего износа. Если такую

зону трудно обнаружить визуально,

то проводите измерение на рас­

стоянии 20 мм от головки болта, как

показано на рисунке.

Таблица. Номинальные и максимальные значения диаметра поршня (в мм).

Поршень

Номинальный,

метка «1»
Номинальный,
метка «2»
Номинальный,

метка «3»
Ремонтный (увели¬

ченный на 0,5 мм)

Тип двигателя (модель автомобиля)

4A-F, 4A-FE

(АЕ92, АЕ95,

АТ171 и

АТ180)

80,930 -

80,940

80,940 -

80,950

80,950 -

80,960

81,430-

81,460

4A-FE

(АЕ101

и АТ190)

и 7A-FE
80,905 -

80,915

80,915-

80,925

80,925 -

80,935

81,405-

81,435

4A-GE

(АЕ92,

AW11 и

АТ160)

80,980 -

80,900

80,900 -

80,910

80,910-

80,920

81,390-

81,420

4A-GE

(АЕ101,

АЕ111)

80,895 -

80,905

80,905 -

80,915

80,915-

80,925

81,395-

81,425

5A-FE

78,605 -

78,615

78,615-

78,625

78,625 -

78,635

79,195-

79,135

Таблица. Номинальный и максимальный зазоры в замках поршневых
колец (в мм).

Тип двигателя
(модель автомобиля) .
4A-F: номинальный

максимальный

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и АТ180): номинальный

максимальный

4A-FE(AE101 и АT190):

номинальный
максимальный

5A-FE: номинальный

максимальный

7A-FE: номинальный

максимальный

4A-GE(AE92,AW11,
АТ160): номинальный

максимальный

4A-GE(AE101.AE111):

номинальный
максимальный

Компрессион­
ное кольцо №1
0,250 - 0,350

1,070

0,250 - 0,450

1,050

0,250 - 0,450

1,050
0,200 - 0,350
1,050

0,250 - 0,350

1,050

0,250 -0,470

1,070

0,280 - 0,440
0,950

Компрессион­
ное кольцо №2
0,150-0,300
1,020

0,150-0,400

1,000

0,350 - 0,600

1,200

0,350 - 0,500

1,200

0,350 - 0,500

1,200

0,200 - 0.420

1,020

0,380 - 0,540

1,050

Маслосъем- I
ное кольцо*
0,100-0,600

1,620

0,100-0,700

1,300

0,100-0,500

1,100

0,100-0,400

1,05

0,150-0,450

1,100

0,150-0,520

1,120

0,130-0,490

1,000

* Примечание: для маслосъемного кольца зазор определяется между скребками.

Таблица. Номинальный зазор между компрессионным кольцом

и стенкой канавки (в мм).

Тип двигателя (модель автомобиля)

4A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)
4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE
4A-GE (АЕ92, AW11, АТ160)
4A-GE(AE101.AE111)

Компрессионное
кольцо №1
0,040 - 0,080
0,045 - 0,085
0,030 - 0,080
0,040 - 0,080

Компрессионное
кольцо №2
0,030 - 0,070
0,030 - 0,070
0,030 - 0,070
0,030 - 0,070

Таблица. Номинальный и максимальный зазоры между цилиндром
и поршнем (в мм).

Зазор

Номинальный

Максимальный

Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F,4A-FE

(АЕ92, АЕ95,

АТ171,АТ180)

0,060-0,080

0,100

4A-FE(AE101,
AT190),5A-FE

7A-FE

0,085-0,105

0,130 | 0,200

4A-GE (АЕ92,
AW11,AT160)

0,100-0,120

0,150

4A-GE

(АЕ101,
АЕ111)

0,095-

0,115

0,200

Таблица. 4A-GE (АЕ101, АЕ111) диаметры поршневого пальца и отверстия

в поршне (в мм).

Диаметр отверстия в поршне

Метка

АВ

CD

EF

20,003-20,007

20,007-20,011

20,011-20,015

Диаметр пальца

Метка

А

В

С
D

Е
F

20,004-20,006
20,006-20,008
20,008-20,010
20,010-20,012
20,012-20,014
20,014-20,016

background image

78 Двигатель - механическая часть

Наружный диаметр резьбы:

Номинальный 8,860 - 9,000 мм

Минимальный 8,600 мм

Внимание: если диаметр меньше до­
пустимого, замените болт и гайку.
5. (4A-GE(AE101, AE111))
Измерьте диаметр поршневого пальца.
Номинальный
диаметр 20,004
- 20,016 мм
При необходимости подберите порш­
невой палец, в соответствии с метка­
ми на поршне и пальце (см. таблицу
"4A-GE (АЕ101. АЕ111) диаметры

поршневого пальца и отверстия в
поршне (в мм)").

4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - к передней

части двигателя, 2 - метка "перед",

3 - метка диаметра отверстия под

поршневой палец, 4 - метка диамет­

ра поршня.

6. (4A-GE)

Проверьте зазор между поршневым

пальцем и втулкой шатуна.

а) Индикатором измерьте внутренний
диаметр втулки шатуна.

Номинальный

диаметр 20,010 - 20,022 мм

б) Микрометром измерьте наружный

диаметр поршневого пальца.

Номинальный

диаметр 20,004 - 20,016 мм

в) Вычтите значение наружного диа­

метра пальца из значения внутренне­

го диаметра втулки шатуна.

Зазор:

Номинальный 0,004 - 0,008 мм

Максимальный 0,050 мм

Если зазор больше максимального, за­

мените втулку шатуна. При необходи­

мости замените поршень вместе с

поршневым пальцем.

7. (4A-GE)
При необходимости замените втулку

поршневой головки шатуна.

а) С помощью подходящего приспо­

собления Выпрессуйте втулку порш­

невой головки шатуна.

б) Совместите отверстия для прохо­

да масла во втулке и в поршневой

головке шатуна и подходящим при­

способлением запрессуйте новую

втулку.
в) Прошлифуйте отверстие запрес­

сованной втулки до получения раз­

мера, обеспечивающего номиналь­

ный зазор (см. параграф 5).

г) Убедитесь, что поршневой палец

(предварительно слегка смазанный

моторным маслом) входит в запрес­

сованную втулку шатуна при ком­

натной температуре под усилием

большого пальца.

Расточка цилиндров

Внимание:

• Растачивайте все 4 цилиндра на

один и тот же ремонтный размер

(под поршни увеличенного (ремонт­

ного) диаметра).

• Устанавливайте поршневые коль¬

ца также одного ремонтного разме­

ра, соответствующего увеличенно­

му (ремонтному) размеру поршней.

1. Подберите поршни ремонтного раз­

мера.

Диаметр поршня ремонтного

(увеличенного на 0,5 мм) размера:

4A-F, 4A-FE(AE92, AE95. АТ171

и AT180) 81,430 - 81,460 мм

4A-FE(AE101 и AT190)

и 7A-FE 81,405 - 81,435 мм

5A-FE 79,105 - 79,135 мм

4A-GE 81,390 - 81,420 мм

2. Рассчитайте ремонтный размер

расточенного цилиндра.

а) Микрометром измерьте диаметр

поршня (см. параграф 2 подраздела

"Проверка состояния поршня и ша­

туна").

б) Подсчитайте диаметр цилиндра

после расточки.

Диаметр цилиндра = Р + С - Н (мм),

где:

Р - диаметр поршня в мм (значе­

ния ремонтного диаметра поршня

и место его измерения см. пара­

граф 2 подраздела "Проверка со­

стояния поршня и шатуна"),

С - зазор между поршнем и ци­

линдром в мм (значения зазора

см. параграф 2 подраздела

"Проверка состояния поршня и

шатуна"),

Н - допуск на хонингование - не

более 0,02 мм.

3. Расточите и отхонингуйте цилиндр

до требуемых размеров.

Максимальный допуск

на хонингование 0,02 мм
Внимание: излишнее хонингование

нарушает окружность цилиндра.

Проверка и ремонт коленча­

того вала

1. Проверьте биение коленчатого вала.

а) Уложите коленчатый вал на

призмы.

б) Часовым индикатором проверьте

биение коленчатого вала по сред­

ней коренной шейке.

Максимально допустимое биение:

4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE
и 7A-FE 0,03 мм

4A-F. 5A-F, 4A-FE(AE92, АЕ95,

АТ171 u AT180) u 4A-GE 0,06 мм

Если биение больше максимально до­

пустимого, замените коленчатый вал.

2. Проверьте шатунные и коренные

шейки.

а) Микрометром измерьте диаметр

каждой шатунной и коренной шейки

в двух взаимно перпендикулярных

плоскостях, как показано на рисунке.

Диаметр коренной шейки:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE

Номинальный... 47,982 - 48,000 мм

Ремонтный 47,745 - 47,755 мм

4A-GE:

Номинальный... 47,982 - 48,000 мм

Ремонтный 47,745 - 47,755 мм

Диаметр шатунной шейки:

4A-F, 5A-F, 4A-FE и 5A-FE:

Номинальный... 39,985 - 40,000 мм

Ремонтный 39,745 - 39,755 мм

background image

Двигатель - механическая часть 79

7A-FE

номинальный.,.. 47,988 - 48,000 мм

ремонтный 47,745 - 47,755 мм

4A-GE:

номинальный. 41,989 - 42,000 мм

ремонтный 41,745 - 41,755 мм

Примечание: ремонтный диаметр

шеек уменьшен на 0,25 мм по сравне­

нию с номинальным.

Если диаметры шеек не совпадают с

заданными значениями, проверьте за­

зор в шатунных и коренных подшипни­

ках коленчатого вала. При необходи­

мости прошлифуйте шейки или заме­

ните коленчатый вал,

б) Проверьте шатунные и коренные

шейки на конусность и эллипсность,

как показано на предыдущем рисунке.

Максимальное значение конусности и

эллипсности:

4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE. 0,02 мм

5A-F, 5A-FE 0,005 мм

Если конусность/эллипсность больше

допустимой, замените коленчатый вал.

3. При необходимости перешлифуйте

шатунные и коренные шейки на ре­

монтный размер и подберите вкла­

дыши ремонтного (0,25 мм) размера.

Проверка обратных клапанов

и форсунок для охлаждения

поршня (4A-GE)

1. Проверьте обратные клапаны.

Надавите на клапан отверткой и убе­

дитесь в отсутствии заедания. При

наличии заедания замените клапан.

2. Убедитесь что в форсунках отсутст­
вуют повреждения или заедания. В
противном случае замените форсунки.

Замена сальников коленча­

того вала

Внимание: существует два метода
("А" и "Б") замены сальников.
1. Замените передний сальник (саль­
ник носка) коленчатого вала.

А. При снятом масляном насосе.

а) Отверткой удалите сальник, как
показано на рисунке.

б) Используя подходящее приспособ­

ление и молоток, установите новый

сальник, причем его плоскость долж­

на совпасть с плоскостью корпуса

масляного насоса.

в) Нанесите слой смазки на рабочую

кромку сальника.

Б. Масляный насос установлен на дви­

гателе,

а) Ножом сделайте разрез на саль­

нике, как показано на рисунке.

б) Отверткой удалите сальник.

Внимание: чтобы не повредить ко­

ленчатый вал, оберните жало от­

вертки клейкой лентой.

в) Нанесите консистентную смазку

на рабочую кромку сальника.

г) Используя подходящее приспо­

собление и молоток, установите

сальник на место. Его плоскость

должна совпасть с плоскостью кор­

пуса масляного насоса.

2. Замените задний сальник коленча­

того вала.

А. При снятом держателе сальника

хвостовика.

а) Отверткой и молотком выбейте

сальник, как показано на рисунке.

б) Используя подходящее приспо­
собление и молоток, установите но­
вый сальник в держатель, причем,
плоскость сальника должна сов­
пасть с плоскостью держателя.

в) Нанесите слой смазки на рабочую

кромку сальника.

Б. Держатель сальника хвостовика ус­

тановлен на двигателе.

а) Ножом сделайте надрез на саль­

нике, как показано на рисунке.

б) Отверткой, обернутой клейкой

лентой, удалите старый сальник.

в) Нанесите консистентную смазку

на рабочую кромку сальника.

г) Используя подходящее приспо­

собление и молоток, установите

сальник на место, причем его плос­

кость должна совпасть с плоскостью

держателя сальника.

Замена штуцера (4A-GE)

1. Используя торцевой ключ на 12 мм

и молоток, выбейте штуцер.

2. С помощью накидного ключа и мо­

лотка установите (забейте) новый

штуцер.

Сборка узла "поршень-шатун"

1. Соберите шатунно-поршневую

группу.

(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

а) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от­
верстия бобышек поршня.
б) Совместите метки "ПЕРЕД":

поршня (выемка) и шатуна (выступ).

в) С помощью приспособлений, пока­
занных на рисунке, соедините пор­
шень и шатун поршневым пальцем.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности