Mercedes A W-168. Руководство — часть 26
Mercedes A W-168. Руководство - часть 26
Система выпуска отработавших газов
113
2.1 Принцип действия нерегулируемого ка-
тализатора у автомобилей с дизельным
двигателем
Бензиновые двигатели
Благодаря электронному управ-
лению системой впрыска топли-
ва в сочетании с информацией от
лямбда-зонда, впрыск топлива в
камеры сгорания происходит до-
зировано с таким расчетом, что-
бы катализатор мог снижать уро-
вень вредных веществ в ОГ.
Лямбда-зонд представляет из
себя электрический датчик, реаги-
рующий на содержание остатков
кислорода в отработавших газах
колебаниями электрического на-
пряжения, что в итоге позволяет
блоку управления оценивать состав
топливно-воздушной смеси.
Блок управления системой
впрыска может за доли секунды
изменять соотношение топлива
и воздуха.
Это, с одной стороны, необхо-
димо потому, что постоянно ме-
няются условия эксплуатации
(«полный газ», холостой ход), а с
другой стороны, потому, что до-
жигание в катализаторе проис-
ходит только тогда, когда в от-
работавших газах содержится
достаточная доля бензина.
Дизельные двигатели
В отличие от катализаторов, ус-
танавливаемых на бензиновых дви-
гателях, у автомобилей с дизель-
ным двигателем устанавливаются
2 нерегулируемых катализатора,
т.к. к дизельному двигателю пода-
ется большее количество воздуха,
чем необходимо для сжигания.
Такой катализатор преобразу-
ет содержащиеся в ОГ угарный
газ и углеводородные соедине-
ния в углекислый газ^СО^ и воду
(Н
2
О). Кроме того, он нейтрали-
зует характерный для дизельного
двигателя запах сгоревшего топ-
лива (см. иллюстрацию 2.1).
Высокое содержание окислов
азота (NO ) в отработавших га-
зах снижается в результате дей-
ствия системы рециркуляции от-
работавших газов.
Клапан системы рециркуляции
отработавших газов расположен на
впускном коллекторе и приводится
в действие от низкого давления.
Клапан обеспечивает отвод
части отработавших газов назад
в камеры сгорания, чтобы сни-
зить температуру воспламене-
ния топливно-воздушной смеси и
тем самым уменьшить содер-
жание вредных веществ в ОГ.
3 Турбокомпрессор,
работающий на
отработавших газах
Дизельный двигатель
В турбокомпрессоре на одном
валу установлены два турбинных
колеса, которые находятся в кор-
пусах, отделенных друг от друга.
Привод колес обеспечивают
отработавшие газы. Они дово-
дят частоту вращения вала на-
гнетателя до 300 000 оборотов в
минуту.
А так как ротор, приводимый
в действие выходящими отра-
ботавшими газами и ротор за-
бора приточного воздуха сидят
на одном валу, то с такой же
частотой происходит нагнета-
ние атмосферного воздуха в ка-
меры сгорания цилиндров.
Смазка турбонагнетателя выпол-
няется моторным маслом через
соответствующий маслопровод.
Из-за хорошего коэффициента
наполнения в существующих дви-
гателях можно добиться прирос-
та мощности до 100%.
В зависимости от типа двига-
теля применение турбокомп-
рессора увеличивает и крутя-
щий момент.
Степень этого увеличения за-
висит, кроме всего прочего, от
давления наддува, которое в лег-
ковом автомобиле составляет
обычно примерно 1,0 бар.
Давление наддува непрерывно
контролируется и регулируется
блоком управления двигателем
через датчик давления наддува.
Это позволяет избежать пре-
вышения максимально допусти-
мой величины давления наддува.
Между турбокомпрессором и
воздухозаборником находится
охладитель наддувочного возду-
ха (интеркулер), снижающий тем-
пературу сжатого нагнетателем
воздуха.
Благодаря этому повышается
мощность двигателя, потому что
охлажденный воздух из-за высо-
кой плотности имеет большее со-
держание кислорода.
В противоположность двига-
телю внутреннего сгорания, в
дизельной силовой установке,
благодаря наддуву, не нужно I
уменьшать компрессию, ч т о "
позволяет полностью использо-
вать впрыснутое топливо даже
в нижнем диапазоне оборотов
двигателя.
Турбокомпрессор является
чрезвычайно точно изготовлен-
ным агрегатом. Как правило, в
случае неисправности турбоком-
прессор заменяется полностью.
4 Приемная труба
с катализатором -
снятие и установка
Автомобили с
бензиновым двигателем
Внимание! Поддомкрачива-
ние и установка автомобиля
на подставочные козлы со-
пряжены с опасностью трав-
мы. Ознакомьтесь с мерами
безопасности, изложенными
в главе «Поддомкрачивание
автомобиля».
Снятие
1 Установите автомобиль на
козлы.
2 Отсоедините штекер(ы) лям-
бда-зондов, см. соответствую-
щую главу.
3 Отсоедините кронштейн 1
крепления приемной трубы (см.
иллюстрацию).
4 Вывинтите болты крепления
фланца между катализатором
114
Система выпуска отработавших газов
4.3 Отсоедините кронштейн 1 крепления
приемной трубы
I и приемной трубой 2 (см. ил-
люстрацию).
Внимание! В зависимости
от конструкции двигателя
фланцевое соединение мо-
жет быть закреплено болта-
ми или скобами. При исполь-
зовании болтов проверьте
состояние глухих гаек 3 и,
при необходимости, замени-
те их новыми, выбив с помо-
щью соответствующего
пробойника и удерживая хо-
мутик. Установите новые
неподвижные гайки, затянув
их до упора с помощью подхо-
дящего болта с буртиком (см.
иллюстрацию 4.4).
5 Отвинтите гайки приемной
трубы от выпускного коллектора
и снимите трубу, подав ее вниз.
6 Отвинтите гайки теплоотра-
жательного щитка и снимите его
вместе с прокладкой приемной
трубы на выпускном коллекторе.
7 Проверьте состояние резь-
бы шпилек крепления выпуск-
ного коллектора на блоке ци-
линдров. При поврежденной
резьбе шпильки следует заме-
нить на новые.
Установка
8 Установите и закрепите теп-
лоотражательный щиток вмес-
те с новой прокладкой прием-
ной трубы.
9 Привинтите новыми гайками
приемную трубу к выпускному
коллектору и затяните их с мо-
ментом 40 Нм.
10 Установите новую прокладку
и прикрепите катализатор к при-
емной трубе. При резьбовом со-
единении момент затяжки состав-
ляет 25 Нм.
I1 Привинтите кронштейн пере-
дней приемной трубы.
4.4 Отвинтите болты фланцев между катали-
затором 1 и приемной трубой 2
12 Проверьте состояние резино-
вых подушек подвески системы
выпуска ОГ и убедитесь, что тру-
бы системы выпуска натянута
вперед на а=15 мм.
Если это не так, то следует
ослабить крепежные болты и
выправить трубы в подвеске
(см. стрелку на иллюстрации).
13 Подсоедините штекеры лям-
бда-зондов.
14 Опустите автомобиль на колеса.
5 Приемная труба
с основным глушителем -
снятие и установка
Автомобили с
бензиновым двигателем
Внимание!Поддомкрачивание и
установка автомобиля на под-
ставочные козлы сопряжены с
опасностью травмы. Ознакомь-
тесь с мерами безопасности,
изложенными в главе «Поддомк-
рачивание автомобиля».
Снятие
1 Установите автомобиль на
козлы.
2 Отвинтите болты фланца меж-
ду катализатором 1 и приемной
трубой 2 (см. иллюстрацию).
4.12 Проверьте состояние резиновых поду-
шек подвески системы выпуска ОГ и убеди-
тесь, что выхлопная система натянута впе-
ред на а=15 мм
Внимание! В зависимости
от типа двигателя фланце-
вое соединение может быть
резьбовым или зажимным.
Если соединение резьбовое,
то проверьте состояние
глухих гаек 3 и, при необходи-
мости, замените их новыми,
выбив с помощью соответ-
ствующего пробойника и
удерживая хомутик. Устано-
вите новые глухие гайки, за-
тянув их до упора с помощью
подходящего болта с бурти-
ком (см. иллюстрацию 5.2).
3 Снимите резиновые подуш-
ки 1 и 2 подвески основного
глушителя 3 и выхлопной тру-
бы и опустите заднюю часть
системы выпуска отработан-
ных газов (см. иллюстрацию).
4 Проверьте состояние резино-
вых подушек подвески. Порис-
тые и поврежденные подушки
замените на новые.
Установка
5 Замените прокладку флан-
цевого соединения и самосто-
порящиеся гайки на новые.
6 Поднимите выхлопную трубу и
закрепите ее в резиновых подуш-
ках подвески.
S.2 Отвинтите болты фланцев между катали-
затором 1 и приемной трубой 2
5.3 Снимите резиновые подушки 1 и 2 с
кронштейнов основного глушителя 3 и вых-
лопной трубы и опустите заднюю часть си-
стемы выпуска отработанных газов.
Система выпуска отработавших газов
115
6.2 Отсоедините штекер 1 лямбда-зонда 2,
высвободив провод из крепления
7 Привинтите приемную трубу
к катализатору, установив но-
вую прокладку. При резьбовом
соединении момент затяжки со-
ставляет 25 Нм.
8 Опустите автомобиль на колеса.
6 Лямбда-зонд -
снятие и установка
Автомобили с
бензиновым двигателем
В зависимости от типа двигателя
автомобиль может комплектовать-
ся одним или двумя лямбда-зонда-
ми, которые регулируют содержа-
ние СО в выхлопных газах. Один
лямбда-зонд устанавливается пе-
ред катализатором, а второй - после
катализатора.
Внимание! Соединитель-
ные провода лямбда-зондов
нельзя ремонтировать или
паять. При повреждении про-
вода лямбда-зонд подлежит
замене вместе с проводом.
Снятие
Внимание! Поддомкрачива-
ние и установка автомобиля
на подставочные козлы со-
пряжены с опасностью трав-
мы. Ознакомьтесь с мерами
безопасности, изложенными
в главе «Поддомкрачивание
автомобиля».
1 Поддомкратьте автомобиль
и установите его на подставоч-
ные козлы.
2 Отсоедините штекер 1 лямб-
да-зонда 2, высвободив провод
из крепления (см. иллюстрацию).
Внимание! На иллюстрации
показан лямбда-зонд перед
катализатором. Если уста-
новлен второй лямбда-зонд,
то он снимается таким же
способом.
3 Вывинтите лямбда-зонд гаеч-
ным ключом на 22 мм.
Установка
Внимание! При замене лямб-
да-зонда приобретайте зонд
такой же модификации, что
и прежний.
4 Почистите резьбу лямбда-
зонда.
5 Нанесите на резьбу лямбда-
зонда тонкий слой специальной
смазки BOSCH.
Внимание! Смазка не должна
попасть в шлиц или в отвер-
стия на корпусе зонда. Не
касайтесь корпуса нового
лямбда-зонда, чтобы не заг-
рязнить его. Новые зонды
поставляются с нанесенной
специальной смазкой.
Внимание! При установке
лямбда-зонда без высокотем-
пературной смазки он со вре-
менем пригорает на посадоч-
ном месте и вывинтить
такой зонд практически не-
возможно.
6 Ввинтите лямбда-зонд и за-
тяните его с приложением уси-
лия 55 Нм.
Внимание! Для затяжки зон-
да с должным усилием необ-
ходим гаечный ключ на 22 мм
и динамометрический ключ со
торцовой головкой.
7 Подсоедините провода зон-
дов, уложив их так, чтобы они не
перетирались, и закрепите хому-
тами для проводов.
8 Опустите автомобиль на колеса.
7 Передний катализатор -
снятие и установка
Автомобили с дизельным
двигателем
Снятие
1 Снимите модуль впускного
коллектора, см. соответствую-
щую главу.
2 Снимитетеплозащитныйщиток.
3 Снимите диффузор вентилятора
обдува радиатора, см. соответству-
ющую главу.
4 Разъедините приемную трубу
и катализатор, вывинтив болты на
соединительном хомуте и сняв его.
5 Вывинтите болты хомута на
соединительном стыке турбонаг-
нетателя и катализатора и сни-
мите хомут.
6 Вывинтите два болта крепления
катализатора и снимите их вместе
с прокладочными шайбами.
7 Подайте катализатор в сторо-
ну бачка омывателя, поверните
его на 90° вправо и извлеките,
потянув вверх.
Внимание! При выполнении
этой операции не повредите
радиатор. Рекомендуется
предварительно укрыть ради-
атор ветошью или картоном, i
Установка катализатора выпол-1
няется в последовательности,
обратной снятию. Перед установ-
кой почистите уплотняемые по-
верхности, проверьте состояние
соединительных хомутов и при
необходимости замените их.
8 Задний катализатор
и основной глушитель -
снятие и установка
Автомобили с дизельным
двигателем
Снятие
Внимание! Поддомкрачива-
ние и установка автомобиля
на подставочные козлы со-
пряжены с опасностью трав-
мы. Ознакомьтесь с мерами
безопасности, изложенными
в главе «Поддомкрачивание
автомобиля».
1 Поддомкратьте автомобиль
и установите его на подставоч-
ные козлы.
2 Разъедините приемную трубу
и катализатор, вывинтив болты на
соединительном хомуте и сняв его.
3 Вывинтите болт на масля-
ном поддоне.
4 Подоприте систему выпуска
ОГ и снимите подушки подвески
с кронштейнов глушителя и ката-
лизатора.
5 Опустите систему выпуска
и снимите её.
116
Система выпуска отработавших газов
Установка выполняется в после-
довательности, обратной снятию.
9 Турбокомпрессор -
снятие и установка
Автомобили с дизельным
двигателем
Снятие
Внимание! Поддомкрачива-
ние и установка автомобиля
на подставочные козлы со-
пряжены с опасностью трав-
мы. Ознакомьтесь с мерами
безопасности, изложенными
в главе «Поддомкрачивание
автомобиля».
1 Поддомкратьте автомобиль
и установите его на подставоч-
ные козлы.
2 Снимите брызговик (защиту)
двигателя, см. соответствую-
щую главу.
3 Отсоедините от турбокомп-
рессора воздухозаборник, ос-
лабив хомут крепления.
4 Снимите впускной модуль
коллектора, см. соответству-
ющую главу.
5 Отсоедините передний катали-
затор от турбокомпрессора и отло-
жите его в сторону от места работ,
не снимая сам катализатор.
6 Отсоедините шланг низкого
давления от мембранного кла-
пана на турбокомпрессоре со
стороны воздухозаборника.
7 Отсоедините от турбокомп-
рессора шланг воздуха надду-
ва вместе шумоподавляющей
крышкой.
Внимание! Поставьте под
турбокомпрессор подходя-
щую емкость для сбора вы-
текающего масла.
8 Отсоедините на верхней час-
ти турбокомпрессора подающий
маслопровод, вывинтив полый
болт и сняв его вместе с уплотни-
тельными прокладками.
9 Отсоедините от нижней части
турбокомпрессора отводящий
маслопровод, вывинтив два бол-
та с головками под шестигран-
ный торцовый ключ и сняв уплот-
нительную прокладку.
10 Отсоедините от турбокомпрес-
сора опорный кронштейн и тепло-
защитный щиток. Щиток осторож-
но отогните вверх, чтобы
обеспечить доступ к болтам креп-
ления выпускного коллектора.
11 Отсоедините турбокомпрес-
сор от выпускного коллектора,
вывинтив болты крепления.
12 Извлеките турбокомпрессор,
подав его вверх.
Установка
13 Почистите уплотняемые по-
верхности турбокомпрессора и
выпускного коллектора.
14 Соедините турбокомпрессор
и выпускной коллектор, ввинтив
болты крепления и затянув их с
приложением усилия 21 Нм.
15 Закрепите на турбокомпрес-
соре опорный кронштейн и теп-
лозащитный щиток, затянув бол-
ты крепления с приложением
усилия 21 Нм.
Внимание! Чтобы опорный
кронштейн стоял без напря-
жений, сначала ослабьте вто-
рой болт крепления, а после
подсоединения кронштейна
затяните его.
16 Подсоедините к нижней части
турбокомпрессора отводящий
маслопровод, установив новую
уплотнительную прокладку. Бол-
ты маслопровод затяните с при-
ложением усилия 9 Нм.
17 Подсоедините к верхней час-
ти турбокомпрессора подающий
маслопровод, установив новые
уплотнительные кольца и затя-
нув полый болт с усилием 25 Нм.
18 Закрепите на турбокомпрес-
соре шланг воздуха наддува вме-
сте шупоподаляющей крышкой с
моментом затяжки болтов 9 Нм.
Перед установкой осмотрите
уплотнительное кольцо и убеди-
тесь, что оно не повреждено и не
стало пористым. При необходи-
мости кольцо замените на новое.
19 Подсоедините к мембранному
клапану шланг низкого давления.
2 0 Закрепите на турбокомпрес-
соре передний катализатор, см
соответствующую главу.
21 Установите модуль впускно-
го коллектора, см. соответству-
ющую главу.
22 Закрепите натурбокомпрес-
соре воздухозаборник, прове-
рив перед установкой состоя-
ние соединительного хомута и
при необходимости заменив его
на новый. Хомут установите
так, чтобы головка болта была
обращена верх.
23 Установите на место защи-
ту двигателя, см. соответству-
ющую главу.
2 4 опустите автомобиль на колеса.
2 5 Проверьте уровень моторно-
го масла и при необходимости
масло долейте.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст