Chevrolet Rezzo. ЗАМЕНА ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЯ А16DMS и X20SED
Chevrolet Rezzo. ЗАМЕНА ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЯ А16DMS и X20SED
Рис. 5.4. Схема работы гидрокомпенсатора зазора в клапанном механизме: а - работа гидрокомпенсатора в момент открытия клапана; б - работа гидрокомпенсатора в момент закрытия клапана; 1 - клапан; 2 - пружина обратного клапана; 3 - обратный клапан; 4 - головка блока цилиндров; 5 - кулачок распределительного вала; б - толкатель; 7 - плунжер; 8 - пружина плунжера; 9 - гильза; 10 - корпус обратного клапана; А, В - полости гидрокомпенсатора; В - масляный канал
Гидрокомпенсаторы зазоров в клапанном механизме двигателя, выполненные в виде цилиндрических толкателей, расположенных между кулачковым валом и клапанами, выполняют две функции: передачи усилия от кулачкового вала к клапанам и устранения зазоров в их приводе.
Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана. Таким образом обеспечивается постоянный контакт толкателя (рычага привода клапана) с кулачком распределительного вала без зазора. Благодаря этому нет необходимости регулировать клапаны при техническом обслуживании. Принцип действия гидрокомпенсатора показан на рис. 5.4. Масло под давлением, необходимым для работы гидрокомпенсатора, подается в его внутренние полости А и Б из канала В системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6, выполненное в кольцевой проточке его цилиндрической поверхности. При закрытом клапане 1 толкатель 6 (через плунжер 7) и гильза 9 распирающим усилием пружины 8 прижаты соответственно к кулачку 5 распределительного вала и торцу стержня клапана. Давление в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 3 гидрокомпенсатора прижат к седлу в плунжере 7 пружиной 2. При этом зазоры в клапанном механизме отсутствуют При вращении распределительного вала кулачок 5 набегает на толкатель 6, перемещая его и связанный с ним плунжер 7. Перемещение плунжера 7 в гильзе 9 приводит к резкому росту давления в полости Б. Несмотря на небольшие утечки масла через зазор между плунжером и гильзой, толкатель 6 и гильза 9 перемещаются за одно целое и открывают клапан 1. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок 5 уменьшает давление на толкатель 6 и давление масла в полости Б становится ниже, чем в полости А Обратный клапан 3 открывается и пропускает масло из полости А, соединенной с масляной магистралью двигателя, в полость Б. Давле-
ние в полости Б возрастает, гильза 9 и плунжер 7, перемещаясь относительно друг друга, выбирают зазор в клапанном механизме.
Давление масла, подводимого к гидрокомпенсаторам, регулируется специальным клапаном, установленным в головке блока цилиндров. Поскольку после остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, масло стекает в масляный картер, а каналы подвода масла к гидрокомпенсаторам остаются заполненными, после пуска двигателя в полостях последних могут образоваться воздушные пробки. Для их устранения в каналах подачи масла двигателя предусмотрены калиброванные компенсационные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полостей гидрокомпенсаторов. Кроме этого компенсационные отверстия позволяют несколько снизить давление масла, поступающего в гидрокомпенсаторы при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя, когда давление в полости гидрокомпенсатора может стать настолько велико, что его толкатель, опершись на затылочную часть кулачка распределительного вала, приоткроет клапан в момент, не соответствующий фазе газораспределения.
Практически все неисправности гидрокомпенсаторов диагностируют по характерному шуму издаваемому газораспределительным механизмом в различных режимах работы двигателя.
Шум от клапанов иногда удается устранить, немного повернув пружину или клапан вокруг продольной оси. Для этого выполните следующее.
1. Проверните коленчатый вал в положение, при котором клапан, издающий шум, начнет приоткрываться.
2. Немного поверните пружину - одновременно повернется и клапан.
3. Пустите двигатель. Если шум не исчезнет, повторите операции 1 и 2.
4. Если поворот пружины и клапана не даст желаемого результата, проверьте состояние пружины и измерьте зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками (см «Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров», с. 86). Устраните увеличенные (по сравнению с номинальными) зазоры.
Если клапан и пружина исправны, а стук клапанов все равно прослушивается при работе двигателя, гидрокомпенсатор неисправен. Замените его следующим образом.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров двигателя (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров», с. 73).
2. Извлеките из опор головки блока цилиндров распределительные валы (см. «Снятие, дефектовка и установка распределительных валов», с. 83).
|
3. Извлеките гидрокомпенсатор из гнезда головки блока цилиндров
Удобнее извлекать гидрокомпенсатор с помощью сильного магнита, как показано на фото, или присоски.
Перед установкой положите новый гидрокомпенсатор в емкость с моторным маслом, несколько раз нажмите на гильзу гидрокомпенсатора для удаления из него воздуха и наполнения маслом.
4. Смажьте моторным маслом гнездо в головке блока и установите гццрокомпенсатор в гнездо.
5. Остальные гидрокомпенсаторы заменяют аналогично.
6. Установите распределительный вал и детали привода газораспределительного механизма в порядке, обратном снятию.
Причина неисправности | Способ устранения |
Повышенный шум сразу после пуска двигателя | |
Вытекание масла из части гидрокомпенсаторов во время стоянки | Шум, исчезающий через несколько секунд после пуска двигателя, не является признаком неисправности, так как из части гидрокомпенсаторов, находившихся под нагрузкой клапанных пружин открытых клапанов (каналы подачи масла остались открытыми), вытекло масло, недостаток которого восполняется в начале работы двигателя |
Прерывистый шум в режиме холостого хода, исчезающий при повышении частоты вращения коленчатого вала | |
Повреждение или износ шарика обратного клапана | Замените гидрокомпенсаторы |
Загрязнение механизма гидрокомпенсаторов продуктами износа при несвоевременной замене масла или его низком качестве | Очистите детали механизма от загрязнений. Применяйте масло, рекомендованное в руководстве по эксплуатации |
Повышенный шум в режиме холостого хода прогретого двигателя, исчезающий при повышении частоты вращения коленчатого вала и полностью отсутствующий на холодном двигателе | |
Перетекание масла через увеличенные вследствие износа зазоры между плунжером и гильзой гидрокомпенсатора | Замените гидрокомпенсаторы |
Повышенный шум, возникающий при высокой частоте вращения коленчатого вала и исчезающий при низкой частоте | |
Вспенивание масла при его избытке (выше метки «П» на щупе) в масляном картере из-за его взбалтывания коленчатым валом. Попадание воздушно-пенной масляной смеси в гидрокомпенсаторы нарушает их работу | Доведите уровень масла в масляном катере до нормального |
Засасывание воздуха масляным насосом при чрезмерно низком уровне масла в масляном картере | Тоже |
Повреждение маслоприемника из-за деформации масляного картера при ударе о дорожное препятствие | Отремонтируйте или замените дефектные детали |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст