Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 17
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 17
68 Двигатель - механическая часть
(Для 4A-GE с изменяемой геометри
ей впускной системы)
а) Установите: новую прокладку, про
ставку дополнительных заслонок.
прокладку и впускной коллектор, за
крепив их вместе 7-ю болтами и 2-мя
гайками (МЗ = 27 Н м ) .
б) Установите шланг системы при
нудительной вентиляции картера.
в) Установите опорную стойку впу
скного коллектора, закрепив ее 2-мя
гайками (МЗ = 22 Н м ) .
18. (Для 4A-GE с изменяемой гео
метрией впускной системы)
Установите электропневматический
переключатель ("выключатель разре
жения") системы управления геомет
рией впускного коллектора в сборе с
вакуумной камерой, закрепив их 2-мя
болтами. Затем подключите вакуум
ные шланги.
19. Установите корпус дроссельных
заслонок (см. главу "Система впрыска
топлива).
20. Установите заднюю (торцевую)
крышку головки блока цилиндров и
вакуумную трубку (последнюю - только
при наличии системы рециркуляции
отработавших газов).
(Двигатель без системы рециркуля
ции отработавших газов)
а) Установите (с новой прокладкой)
, заднюю крышку головки блока и за
крепите ее 2-мя болтами.
б) Подключите следующие разъемы:
• реле времени форсунки холод
ного запуска двигателя,
• датчика температуры охлаж
дающей жидкости.
(Двигатель с системой рециркуляции
отработавших газов)
а) Установите (с новой прокладкой)
заднюю крышку головки блока и ваку
умную трубку, закрепив их 4-мя бол
тами.
б) Подключите вакуумные шланги.
в) Подключите следующие разъемы:
• реле времени форсунки холод
ного запуска двигателя;
• датчика температуры охлаж
дающей жидкости;
• электропневматического клапа
на системы рециркуляции отрабо
тавших газов.
2 1 . Прикрепите электропроводку дви
гателя к впускному коллектору 2-мя
болтами и подключите следующие
разъемы:
• электропневматического клапана
регулятора перепада давления топ
лива (только для Европейских мо
делей);
• форсунки холодного запуска дви
гателя;
• датчика положения дроссельной за
слонки;
• датчика детонации.
22. Установите форсунки и общий то
пливопровод (коллектор) форсунок
(см. "Система впрыска топлива").
23. Установите форсунку холодного
пуска двигателя (см. "Система впры
ска топлива").
24. Установите шланг системы прину
дительной вентиляции картера.
25. Установите выпускной коллектор.
а) Установите нижний экран
(изолятор) выпускного коллектора,
закрепив его 3-мя болтами.
б) Установите выпускной коллек
тор и новую прокладку, закрепив
их 3-мя болтами и 2-мя гайками
(МЗ = 25 Н м ) .
в) Установите правую и левую опор
ные стойки выпускного коллектора,
закрепив их 2-мя болтами и 2-мя
гайками (на некоторых моделях - 3-
мя болтами и гайкой) МЗ = 39 Нм.
Примечание: для двигателя модели
AW11 устанавливается только пра
вая опорная стойка, закрепляемая
болтом и гайкой.
г) Установите верхний экран
(изолятор) выпускного коллектора,
закрепив его 6-ю болтами.
26. (Двигатель с системой рецирку
ляции отработавших газов)
Установите клапан системы рецирку
ляции отработавших газов и преобра
зователь (модулятор) разрежения,
а) Установите (с новой прокладкой)
клапан рециркуляции в сборе с
трубками, закрепив узел 4-мя бол
тами.
Момент затяжки:
перепускного болта
(болта-штуцера) 69 Нм
крепежных болтов 19 Нм
б) Установите преобразователь
(модулятор) разрежения, закрепив
его болтом.
в) Установите вакуумные шланги.
27. Установите распределитель сис
темы зажигания (см. главу "Система
зажигания").
28. Присоедините электропроводку
двигателя к защитной крышке №4
ремня привода ГРМ и подключите
разъемы:
• датчика сигнализатора падения
давления масла;
• электропроводки распределителя.
Двигатель - механическая часть 69
29. Заполните систему охлаждения
охлаждающей жидкостью (см. главу
"Система охлаждения").
30. Запустите двигатель и убедитесь в
отсутствии утечек.
Установка головки блока ци
линдров 4A-GE (АЕ101, АЕ111)
1. Перед установкой измерьте длину
болтов крепления головки блока ци
линдров.
Максимально допустимая
длина 116,5 мм
Если длина болта больше максималь
но допустимой, замените его.
2. Установите головку блока цилинд
ров.
а) Установите новую прокладку.
б) Установите головку блока цилин
дров.
в) Нанесите тонкий слой моторного
масла на резьбу и под головки бол
тов.
г) Предварительно затяните болты
крепления в порядке указанном на
рисунке, за несколько проходов (не
менее 3-х) до момента 30 Н м .
д) Отметьте кромку болта, обра
щенную к передней части двигателя,
(стороне, противоположной отбору
мощности) краской, как показано на
рисунке.
е) Подтяните все болты в отмечен
ной выше последовательности, по
вернув их на 90°.
ж) Снова подтяните все болты в от
меченной выше последовательно
сти еще на 90°.
з) Убедитесь, что все метки болтов
ориентированы на 180° от начально
го положения и обращены к задней
части двигателя (в сторону отбора
мощности).
3. Установите впускной и выпускной
коллекторы.
4. Установите распредвал выпускных
клапанов.
5. Подсоедините приемную трубу глу
шителя к выпускному коллектору.
6. Установите нижнюю опору подшип
ников распредвала и распредвал
впускных клапанов.
7. Установите правую опору двигателя.
8. Установите защитную крышку №4
ремня привода ГРМ.
9. Установите зубчатые шкивы рас
предвалов выпускных клапанов и впу
скных клапанов с VVT в сборе. Удержи
вая распределительные валы за шести
гранную часть, затяните болты крепле
ния зубчатых шкивов (МЗ = 60 Нм).
10. Установите крышку головки блока.
11. Установите опорные стойки каме
ры впуска воздуха. -
12. Установите жгут проводов, под
соедините все разъемы и затяните
гайки крепления защитного кожуха
жгута проводов.
13. Установите камеру впуска воздуха.
а) Установите камеру впуска воздуха
и подсоедините вакуумные шланги.
б) Установите патрубки.
в) Установите крышку камеры впус
ка воздуха и затяните пять болтов.
14. Подсоедините вакуумные шланги.
15. Подсоедините шланг возврата то
плива.
16. Подсоедините трубку подвода топ
лива к коллектору.
17. Подсоедините шланги отопителя.
18. Подсоедините шланг отвода охла
ждающей жидкости.
19. Подсоедините шланг подвода ох
лаждающей жидкости.
20. Установите воздуховод.
2 1 . (АКПП) Подсоедините трос управ
ления клапаном-дросселем.
22. Подсоедините трос привода дрос
сельной заслонки.
23. Установите насос охлаждающей
жидкости.
24. Установите ремень ГРМ (см. стр. 26).
Блок цилиндров
Общие сведения
Блоки цилиндров двигателей 4A-F,
5A-F, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
имеют много общих конструктивных
особенностей и большинство одно
типных (и даже одинаковых) деталей.
Это в первую очередь касается:
• Формы и компоновки самого блока
цилиндров.
• Конструкции и способа установки
коленчатого вала.
• Конструкции и места установки
масляного насоса, ведущая шестер
ня или ротор которого, расположены
на носке коленчатого вала.
• Способа уплотнения хвостовика
коленчатого вала.
• Формы и способа установки зад
ней пластины двигателя.
• Способа фиксации коленчатого
вала от осевых перемещений и т.д.
Это позволяет процедуры снятия и ус
тановки, сборки и разборки, а также
контроля деталей блоков цилиндров
данных двигателей рассматривать па
раллельно, указывая при необходи
мости конкретные особенности того
или иного двигателя, связанные либо
с размерами деталей, либо с регули
ровочными параметрами, либо с раз
личной номенклатурой навесных уз
лов или присоединений.
В то же время блоки цилиндров этих
двигателей имеют конструктивные от
личия, оказывающие заметное влия
ние на процедуры их демонтажа с
двигателя и последующей установки
на двигатель, а также частично на
процедуры их сборки и разборки и на
процедуры поверки деталей. В част
ности:
• Блок цилиндров и кривошипно-
шатунный механизм двигателей 4А-
F и 5A-F имеет наименьшее количе
ство деталей по сравнению с ос
тальными двигателями.
• В кривошипно-шатунном механиз
ме двигателя 4A-GE применяется
плавающий поршневой палец, в то
время как в остальных двигателях -
закрепленный (запрессованный в
поршневой головке шатуна).
• Различные двигатели имеют раз
личное число и различное располо
жение кронштейнов, посредством
которых двигатель крепится к раме.
• Для двигателя 4A-GE характерна
несколько иная номенклатура внеш
них узлов и некоторых деталей
(наличие датчика детонации, датчи
ка давления масла повышенного
класса, пластины повышения жест
кости блока, форсунки для охлаж
дения поршней, пластины маслоус
покоителя и т.д.).
• В то же время блоки цилиндров
двигателей 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE по
номенклатуре деталей практически
полностью идентичны.
В связи с этим ниже отдельно приво
дятся детали блока цилиндров и кри¬
вошипно-шатунного механизма для
двигателей 4A-F и 5A-F и отдельно -
двигателя 4A-GE. Детали блока цилин
дров и кривошипного-шатунного меха
низма для двигателей 4A-FE, 5A-FE и
7A-FE рассматриваются совместно. Это
устранит возможные недоразумения
при проведении операций по демонтажу
блока цилиндров, а также по его раз
борке, сборке и проверке деталей.
Подготовка к разборке блока
цилиндров
1. (Модели с МКПП)
.. а) Снимите кожух сцепления и диск
сцепления.
б) Снимите маховик, отвернув 6
болтов.
70 Двигатель - механическая часть
(Модели с АКПП)
Снимите ведущую пластину гидро
трансформатора вместе с передней и
задней распорными втулками, отвер
нув 6 болтов.
2. Снимите заднюю пластину (крышку)
блока цилиндров, отвернув 2 болта.
3. Установите двигатель на стенд для
разборки.
4. (Модели с кондиционером)
Снимите компрессор кондиционера.
5. Снимите зубчатый ремень и шкивы
(см. раздел "Снятие зубчатого ремня
привода ГРМ").
6. Снимите головку блока цилиндров
(см. "Снятие головки блока цилиндров").
7. (4A-GE)
Снимите генератор и натяжную планку
генератора, отвернув 2 болта.
(4A-F, 4A-FE, 5A-F, 5A-FE и 7A-FE)
Снимите натяжную планку генератора,
отвернув 2 болта.
8. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
Снимите правую опору двигателя, от
вернув 3 болта.
Блок цилиндров 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE. 1 - болт штуцере (МЗ = 34 Нм), 2 - про
кладки штуцера, 3 - штуцер маслопровода масляного радиатора, 4 - пробка
для слива масла (МЗ = 34 Нм), 5 - прокладка пробки, 6 - болт (МЗ = 4,9 Нм),
7 - масляный поддон (4A-FE и 5A-FE), 8 - болты (МЗ = 9,3 Н-м), 9 - маслопри
емник с сетчатым фильтром, 10 - прокладка маслоприемника, 11 - болт кре
пления крышки коренного подшипника (МЗ = 60 Нм), 12 - крышки коренных
подшипников коленчатого вала, 13 - упорные полукольца, 14 - вкладыши
подшипников коленчатого вала, 15 - коленчатый вал, 16 - болт крепления
корпуса масляного насоса (МЗ = 21 Н-м), 17 и 18 - корпус и прокладка корпуса
масляного насоса, 19 - сальник носка коленчатого вала, 20 - болт крепления
правой опоры двигателя (МЗ = 51 Нм), 21 - правая опора двигателя,
22 - болт (МЗ = 14 Нм), 23 - насос охлаждающей жидкости, 24 - уплотнитель
ное кольцо, 25 - датчик детонации (МЗ = 37 Нм), 26 - блок цилиндров,
27 - шатун, 28 - поршень, 29 - расширитель маслосъемного кольца, 30 - ком
прессионное кольцо №2, 31 - компрессионное кольцо №1, 32 - скребки мас
лосъемного кольца, 33 - поршневой палец, 34 - вкладыши шатунных под
шипников коленчатого вала, 35 - крышка кривошипной головки шатуна,
36 - гайка* крепления крышки шатуна (первый этап МЗ = 29 Нм, затем довер
нуть еще на 90°), 37 - маховик, 38 - болт крепления маховика (МЗ = 78 Нм),
39 - задняя пластина (крышка) блока цилиндров, 40 - сальник хвостовика ко
ленчатого вала, 41 - держатель сальника хвостовика коленчатого валз,
42 - прокладка держателя сальника хвостовика коленчатого вала, 43 • про
кладка кронштейна масляного фильтра, 44 - кронштейн масляного фильтра,
45 - плоская шайба, 46 - перепускной болт, 47 - масляный фильтр, 48 - пробка
для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров (МЗ = 34 Нм),
49 -датчик аварийного давления масла, 51 - задняя пластина (крышка) блока
цилиндров, 52 - передняя дистанционная втулка, 53 - ведущая пластина гид
ротрансформатора, 54 - задняя дистанционная втулка, 55 - болт (МЗ = 64
Нм), 56 - маслоуспокоитель (7A-FE), 57 - гайка (МЗ = 7,8 Нм), 58 - нижняя
часть масляного поддона (7A-FE), 59 - болт (МЗ = 4,9 Нм), 60 - верхняя часть
масляного поддона (7A-FE). Примечание: у двигателя 7A-FE крышки шату-
нов кропятся болтами, МЗ такой же как для гаек.
Двигатель - механическая часть 71
9. Снимите насос охлаждающей жид
кости, отвернув 3 болта и сняв коль
цевую уплотнительную прокладку.
10. Снимите масляный фильтр.
11. (Только для двигателей с масля¬
ныи радиатором)
Снимите кронштейн масляного
фильтра, отвернув перепускной болт,
сняв плоскую шайбу и удалив (после
снятия кронштейна): кольцевую уп
лотнительную прокладку и направ
ляющую болта.
12. Снимите пробку или краник для сли
ва охлаждающей жидкости из блока ци
линдров.
13. Используя подходящее приспо
собление, снимите датчик аварийного
давления масла или датчик давления
масла.
Блок цилиндров (4A-F и 5A-F). 1 - болт крышки коренного подшипника ко
ленчатого вала (МЗ = 60 Нм), 2 - крышки коренных подшипников коленча
того вала, 3 - упорные полукольца коленчатого вала, 4 - вкладыши корен
ных подшипников коленчатого вала, 5 - коленчатый вал, 6 - вкладыши
шатунных подшипников коленчатого вала, 7 - блок цилиндров, 8 - гайка
крепления крышки кривошипной головки шатуна (МЗ = 49 Нм), 9 - крышка
кривошипной головки шатуна, 10 - шатун, 11 - поршневой палец,
12 - поршень, 13 - поршневые кольца, 14 - прокладка держателя сальника
хвостовика коленчатого вала, 15 -держатель сальника хвостовика колен
чатого вала, 16 - сальник хвостовика коленчатого вала, 17 - задняя пла
стина (крышка) блока цилиндров (крышка картера сцепления), 18 - махо
вик (ведущая пластина - для моделей с АКПП), 19 - болт крепления махо
вика (для моделей с МКПП, МЗ = 78 Нм) или ведущей пластины (для мо
делей с АКПП, МЗ = 64 Нм).
14. (4A-FE (АЕ101 и АТ190). 5A-FE,
7A-FE u 4A-GE)
Используя подходящее приспособле
ние, снимите датчик детонации.
15. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 4A-GE)
Снимите масляный поддон и масло
приемник с сетчатым фильтром,
а) (Только для двигателей с масля
ным радиатором)
Снимите штуцер маслопровода
масляного радиатора.
б) Отверните 19 болтов и 2 гайки
крепления поддона.
в) Введите острое лезвие между со
прягаемыми поверхностями поддо
на и блока цилиндров (4A-FE, 5А-
FE) или поддона и маслоуспокоите
ля (4A-GE), обрежьте герметик и
снимите поддон.
Примечания:
• Будьте осторожны, чтобы не по
вредить фланец поддона.
• Не используйте подобный способ
при снятии масляного насоса и
держателя сальника хвостовика
коленчатого вала.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст