Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 17

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 17

background image

68 Двигатель - механическая часть

(Для 4A-GE с изменяемой геометри­

ей впускной системы)

а) Установите: новую прокладку, про­

ставку дополнительных заслонок.

прокладку и впускной коллектор, за­

крепив их вместе 7-ю болтами и 2-мя

гайками (МЗ = 27 Н м ) .

б) Установите шланг системы при­

нудительной вентиляции картера.

в) Установите опорную стойку впу­

скного коллектора, закрепив ее 2-мя

гайками (МЗ = 22 Н м ) .

18. (Для 4A-GE с изменяемой гео­

метрией впускной системы)

Установите электропневматический

переключатель ("выключатель разре­

жения") системы управления геомет­

рией впускного коллектора в сборе с

вакуумной камерой, закрепив их 2-мя

болтами. Затем подключите вакуум­

ные шланги.

19. Установите корпус дроссельных

заслонок (см. главу "Система впрыска

топлива).
20. Установите заднюю (торцевую)

крышку головки блока цилиндров и

вакуумную трубку (последнюю - только

при наличии системы рециркуляции

отработавших газов).

(Двигатель без системы рециркуля­

ции отработавших газов)

а) Установите (с новой прокладкой)

, заднюю крышку головки блока и за­

крепите ее 2-мя болтами.

б) Подключите следующие разъемы:

• реле времени форсунки холод­

ного запуска двигателя,

• датчика температуры охлаж­

дающей жидкости.

(Двигатель с системой рециркуляции

отработавших газов)

а) Установите (с новой прокладкой)

заднюю крышку головки блока и ваку­

умную трубку, закрепив их 4-мя бол­

тами.

б) Подключите вакуумные шланги.

в) Подключите следующие разъемы:

• реле времени форсунки холод­

ного запуска двигателя;

• датчика температуры охлаж­

дающей жидкости;

• электропневматического клапа­

на системы рециркуляции отрабо­

тавших газов.

2 1 . Прикрепите электропроводку дви­

гателя к впускному коллектору 2-мя

болтами и подключите следующие

разъемы:

• электропневматического клапана

регулятора перепада давления топ­

лива (только для Европейских мо­

делей);

• форсунки холодного запуска дви­

гателя;
• датчика положения дроссельной за­

слонки;

• датчика детонации.

22. Установите форсунки и общий то­

пливопровод (коллектор) форсунок

(см. "Система впрыска топлива").
23. Установите форсунку холодного

пуска двигателя (см. "Система впры­

ска топлива").

24. Установите шланг системы прину­

дительной вентиляции картера.

25. Установите выпускной коллектор.

а) Установите нижний экран

(изолятор) выпускного коллектора,

закрепив его 3-мя болтами.

б) Установите выпускной коллек­

тор и новую прокладку, закрепив

их 3-мя болтами и 2-мя гайками

(МЗ = 25 Н м ) .

в) Установите правую и левую опор­

ные стойки выпускного коллектора,

закрепив их 2-мя болтами и 2-мя

гайками (на некоторых моделях - 3-

мя болтами и гайкой) МЗ = 39 Нм.

Примечание: для двигателя модели

AW11 устанавливается только пра­

вая опорная стойка, закрепляемая

болтом и гайкой.

г) Установите верхний экран

(изолятор) выпускного коллектора,

закрепив его 6-ю болтами.

26. (Двигатель с системой рецирку­

ляции отработавших газов)

Установите клапан системы рецирку­

ляции отработавших газов и преобра­

зователь (модулятор) разрежения,

а) Установите (с новой прокладкой)

клапан рециркуляции в сборе с

трубками, закрепив узел 4-мя бол­

тами.

Момент затяжки:

перепускного болта

(болта-штуцера) 69 Нм

крепежных болтов 19 Нм

б) Установите преобразователь

(модулятор) разрежения, закрепив

его болтом.

в) Установите вакуумные шланги.

27. Установите распределитель сис­

темы зажигания (см. главу "Система

зажигания").

28. Присоедините электропроводку

двигателя к защитной крышке №4

ремня привода ГРМ и подключите

разъемы:

• датчика сигнализатора падения

давления масла;

• электропроводки распределителя.

background image

Двигатель - механическая часть 69

29. Заполните систему охлаждения

охлаждающей жидкостью (см. главу

"Система охлаждения").

30. Запустите двигатель и убедитесь в

отсутствии утечек.

Установка головки блока ци­

линдров 4A-GE (АЕ101, АЕ111)

1. Перед установкой измерьте длину

болтов крепления головки блока ци­

линдров.

Максимально допустимая

длина 116,5 мм

Если длина болта больше максималь­

но допустимой, замените его.

2. Установите головку блока цилинд­

ров.

а) Установите новую прокладку.

б) Установите головку блока цилин­

дров.

в) Нанесите тонкий слой моторного

масла на резьбу и под головки бол­

тов.
г) Предварительно затяните болты

крепления в порядке указанном на

рисунке, за несколько проходов (не

менее 3-х) до момента 30 Н м .

д) Отметьте кромку болта, обра­

щенную к передней части двигателя,

(стороне, противоположной отбору

мощности) краской, как показано на

рисунке.
е) Подтяните все болты в отмечен­

ной выше последовательности, по­

вернув их на 90°.

ж) Снова подтяните все болты в от­

меченной выше последовательно­

сти еще на 90°.

з) Убедитесь, что все метки болтов

ориентированы на 180° от начально­

го положения и обращены к задней

части двигателя (в сторону отбора

мощности).

3. Установите впускной и выпускной

коллекторы.

4. Установите распредвал выпускных

клапанов.

5. Подсоедините приемную трубу глу­

шителя к выпускному коллектору.

6. Установите нижнюю опору подшип­

ников распредвала и распредвал

впускных клапанов.

7. Установите правую опору двигателя.

8. Установите защитную крышку №4

ремня привода ГРМ.

9. Установите зубчатые шкивы рас­

предвалов выпускных клапанов и впу­

скных клапанов с VVT в сборе. Удержи­

вая распределительные валы за шести­

гранную часть, затяните болты крепле­

ния зубчатых шкивов (МЗ = 60 Нм).

10. Установите крышку головки блока.

11. Установите опорные стойки каме­

ры впуска воздуха. -

12. Установите жгут проводов, под­

соедините все разъемы и затяните

гайки крепления защитного кожуха

жгута проводов.

13. Установите камеру впуска воздуха.

а) Установите камеру впуска воздуха

и подсоедините вакуумные шланги.

б) Установите патрубки.

в) Установите крышку камеры впус­

ка воздуха и затяните пять болтов.

14. Подсоедините вакуумные шланги.

15. Подсоедините шланг возврата то­

плива.

16. Подсоедините трубку подвода топ­

лива к коллектору.

17. Подсоедините шланги отопителя.

18. Подсоедините шланг отвода охла­

ждающей жидкости.

19. Подсоедините шланг подвода ох­

лаждающей жидкости.

20. Установите воздуховод.

2 1 . (АКПП) Подсоедините трос управ­

ления клапаном-дросселем.

22. Подсоедините трос привода дрос­

сельной заслонки.

23. Установите насос охлаждающей

жидкости.

24. Установите ремень ГРМ (см. стр. 26).

Блок цилиндров

Общие сведения

Блоки цилиндров двигателей 4A-F,

5A-F, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE

имеют много общих конструктивных

особенностей и большинство одно­

типных (и даже одинаковых) деталей.

Это в первую очередь касается:

• Формы и компоновки самого блока

цилиндров.

• Конструкции и способа установки

коленчатого вала.

• Конструкции и места установки

масляного насоса, ведущая шестер­

ня или ротор которого, расположены

на носке коленчатого вала.

• Способа уплотнения хвостовика

коленчатого вала.

• Формы и способа установки зад­

ней пластины двигателя.

• Способа фиксации коленчатого

вала от осевых перемещений и т.д.

Это позволяет процедуры снятия и ус­

тановки, сборки и разборки, а также

контроля деталей блоков цилиндров

данных двигателей рассматривать па­

раллельно, указывая при необходи­

мости конкретные особенности того

или иного двигателя, связанные либо

с размерами деталей, либо с регули­

ровочными параметрами, либо с раз­

личной номенклатурой навесных уз­

лов или присоединений.

В то же время блоки цилиндров этих

двигателей имеют конструктивные от­

личия, оказывающие заметное влия­

ние на процедуры их демонтажа с

двигателя и последующей установки

на двигатель, а также частично на

процедуры их сборки и разборки и на

процедуры поверки деталей. В част­

ности:

• Блок цилиндров и кривошипно-

шатунный механизм двигателей 4А-

F и 5A-F имеет наименьшее количе­

ство деталей по сравнению с ос­

тальными двигателями.

• В кривошипно-шатунном механиз­

ме двигателя 4A-GE применяется

плавающий поршневой палец, в то

время как в остальных двигателях -

закрепленный (запрессованный в

поршневой головке шатуна).

• Различные двигатели имеют раз­

личное число и различное располо­

жение кронштейнов, посредством

которых двигатель крепится к раме.

• Для двигателя 4A-GE характерна

несколько иная номенклатура внеш­

них узлов и некоторых деталей

(наличие датчика детонации, датчи­

ка давления масла повышенного

класса, пластины повышения жест­

кости блока, форсунки для охлаж­

дения поршней, пластины маслоус­

покоителя и т.д.).

• В то же время блоки цилиндров

двигателей 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE по

номенклатуре деталей практически

полностью идентичны.

В связи с этим ниже отдельно приво­

дятся детали блока цилиндров и кри¬

вошипно-шатунного механизма для

двигателей 4A-F и 5A-F и отдельно -

двигателя 4A-GE. Детали блока цилин­

дров и кривошипного-шатунного меха­

низма для двигателей 4A-FE, 5A-FE и

7A-FE рассматриваются совместно. Это

устранит возможные недоразумения

при проведении операций по демонтажу

блока цилиндров, а также по его раз­

борке, сборке и проверке деталей.

Подготовка к разборке блока

цилиндров

1. (Модели с МКПП)

.. а) Снимите кожух сцепления и диск

сцепления.

б) Снимите маховик, отвернув 6

болтов.

background image

70 Двигатель - механическая часть

(Модели с АКПП)

Снимите ведущую пластину гидро­

трансформатора вместе с передней и

задней распорными втулками, отвер­

нув 6 болтов.

2. Снимите заднюю пластину (крышку)

блока цилиндров, отвернув 2 болта.

3. Установите двигатель на стенд для

разборки.

4. (Модели с кондиционером)

Снимите компрессор кондиционера.

5. Снимите зубчатый ремень и шкивы

(см. раздел "Снятие зубчатого ремня

привода ГРМ").

6. Снимите головку блока цилиндров

(см. "Снятие головки блока цилиндров").

7. (4A-GE)

Снимите генератор и натяжную планку

генератора, отвернув 2 болта.

(4A-F, 4A-FE, 5A-F, 5A-FE и 7A-FE)

Снимите натяжную планку генератора,

отвернув 2 болта.

8. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Снимите правую опору двигателя, от­

вернув 3 болта.

Блок цилиндров 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE. 1 - болт штуцере (МЗ = 34 Нм), 2 - про­

кладки штуцера, 3 - штуцер маслопровода масляного радиатора, 4 - пробка

для слива масла (МЗ = 34 Нм), 5 - прокладка пробки, 6 - болт (МЗ = 4,9 Нм),

7 - масляный поддон (4A-FE и 5A-FE), 8 - болты (МЗ = 9,3 Н-м), 9 - маслопри­

емник с сетчатым фильтром, 10 - прокладка маслоприемника, 11 - болт кре­

пления крышки коренного подшипника (МЗ = 60 Нм), 12 - крышки коренных

подшипников коленчатого вала, 13 - упорные полукольца, 14 - вкладыши

подшипников коленчатого вала, 15 - коленчатый вал, 16 - болт крепления

корпуса масляного насоса (МЗ = 21 Н-м), 17 и 18 - корпус и прокладка корпуса

масляного насоса, 19 - сальник носка коленчатого вала, 20 - болт крепления

правой опоры двигателя (МЗ = 51 Нм), 21 - правая опора двигателя,

22 - болт (МЗ = 14 Нм), 23 - насос охлаждающей жидкости, 24 - уплотнитель­

ное кольцо, 25 - датчик детонации (МЗ = 37 Нм), 26 - блок цилиндров,

27 - шатун, 28 - поршень, 29 - расширитель маслосъемного кольца, 30 - ком­

прессионное кольцо №2, 31 - компрессионное кольцо №1, 32 - скребки мас­

лосъемного кольца, 33 - поршневой палец, 34 - вкладыши шатунных под­

шипников коленчатого вала, 35 - крышка кривошипной головки шатуна,

36 - гайка* крепления крышки шатуна (первый этап МЗ = 29 Нм, затем довер­

нуть еще на 90°), 37 - маховик, 38 - болт крепления маховика (МЗ = 78 Нм),

39 - задняя пластина (крышка) блока цилиндров, 40 - сальник хвостовика ко­

ленчатого вала, 41 - держатель сальника хвостовика коленчатого валз,

42 - прокладка держателя сальника хвостовика коленчатого вала, 43 • про­

кладка кронштейна масляного фильтра, 44 - кронштейн масляного фильтра,

45 - плоская шайба, 46 - перепускной болт, 47 - масляный фильтр, 48 - пробка

для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров (МЗ = 34 Нм),

49 -датчик аварийного давления масла, 51 - задняя пластина (крышка) блока

цилиндров, 52 - передняя дистанционная втулка, 53 - ведущая пластина гид­

ротрансформатора, 54 - задняя дистанционная втулка, 55 - болт (МЗ = 64

Нм), 56 - маслоуспокоитель (7A-FE), 57 - гайка (МЗ = 7,8 Нм), 58 - нижняя

часть масляного поддона (7A-FE), 59 - болт (МЗ = 4,9 Нм), 60 - верхняя часть

масляного поддона (7A-FE). Примечание: у двигателя 7A-FE крышки шату-

нов кропятся болтами, МЗ такой же как для гаек.

background image

Двигатель - механическая часть 71

9. Снимите насос охлаждающей жид­

кости, отвернув 3 болта и сняв коль­

цевую уплотнительную прокладку.

10. Снимите масляный фильтр.

11. (Только для двигателей с масля¬

ныи радиатором)

Снимите кронштейн масляного

фильтра, отвернув перепускной болт,

сняв плоскую шайбу и удалив (после

снятия кронштейна): кольцевую уп­

лотнительную прокладку и направ­

ляющую болта.

12. Снимите пробку или краник для сли­

ва охлаждающей жидкости из блока ци­

линдров.

13. Используя подходящее приспо­

собление, снимите датчик аварийного

давления масла или датчик давления

масла.

Блок цилиндров (4A-F и 5A-F). 1 - болт крышки коренного подшипника ко­

ленчатого вала (МЗ = 60 Нм), 2 - крышки коренных подшипников коленча­

того вала, 3 - упорные полукольца коленчатого вала, 4 - вкладыши корен­

ных подшипников коленчатого вала, 5 - коленчатый вал, 6 - вкладыши

шатунных подшипников коленчатого вала, 7 - блок цилиндров, 8 - гайка

крепления крышки кривошипной головки шатуна (МЗ = 49 Нм), 9 - крышка

кривошипной головки шатуна, 10 - шатун, 11 - поршневой палец,

12 - поршень, 13 - поршневые кольца, 14 - прокладка держателя сальника

хвостовика коленчатого вала, 15 -держатель сальника хвостовика колен­

чатого вала, 16 - сальник хвостовика коленчатого вала, 17 - задняя пла­

стина (крышка) блока цилиндров (крышка картера сцепления), 18 - махо­

вик (ведущая пластина - для моделей с АКПП), 19 - болт крепления махо­

вика (для моделей с МКПП, МЗ = 78 Нм) или ведущей пластины (для мо­

делей с АКПП, МЗ = 64 Нм).

14. (4A-FE (АЕ101 и АТ190). 5A-FE,

7A-FE u 4A-GE)

Используя подходящее приспособле­

ние, снимите датчик детонации.

15. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 4A-GE)

Снимите масляный поддон и масло­

приемник с сетчатым фильтром,

а) (Только для двигателей с масля­

ным радиатором)

Снимите штуцер маслопровода

масляного радиатора.

б) Отверните 19 болтов и 2 гайки

крепления поддона.

в) Введите острое лезвие между со­

прягаемыми поверхностями поддо­

на и блока цилиндров (4A-FE, 5А-

FE) или поддона и маслоуспокоите­

ля (4A-GE), обрежьте герметик и

снимите поддон.

Примечания:

• Будьте осторожны, чтобы не по­

вредить фланец поддона.

• Не используйте подобный способ

при снятии масляного насоса и

держателя сальника хвостовика

коленчатого вала.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности