Техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524

Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо применять топливо, масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые настоящим Руководством, и своевременно выполнять работы по техническому обслуживанию.

Виды технического обслуживания:

  • техническое обслуживание после пробега первой 1000 км

    (выполняется между 900-1100 км);

  • техническое обслуживание после пробега первых 2000 км

    (выполняются между 1900-2100 км).

  • первое техническое обслуживание (ТО-1);

  • второе техническое обслуживание (ТО-2);

  • сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность обслуживаний ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля - в соответствии с ГОСТ 21624.

Таблица 1.1.

Категория условий эксплуатации

Периодичность технического обслуживания, км

ТО - 1

ТО - 2

I

10 000

20 000

II

9 000

18 000

III

8 000

16 000

IV

7 000

14 000

V

6 000

12 000

Ежедневное обслуживание (ЕО) проводить каждый день перед первым запуском двигателя для проверки готовности двигателя к работе.

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год - осенью совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2 для подготовки двигателя к смене сезона эксплуатации. Расчетная периодичность СО - 50 000 км пробега автомобиля.

Отклонение от километража, определяющего периодичность технических обслуживаний ТО-1, ТО-2 допускается в пределах 500 км.

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

Проверить уровень:

- масла в картере двигателя;

Уровень масла должен находиться между метками "MIN" и "MAX" стержневого указателя при нахождении автомобиля на ровной горизонтальной площадке

Визуально

- жидкости в системе

Уровень охлаждающей жидкости в

Визуально

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

охлаждения.

Проверить

герметичность систем питания, смазки, охлаждения и вентиляции картера

расширительном бачке на холодном двигателе должен быть не ниже метки MIN и не выше верхней кромки хомута бачка

Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости или прорыв газов не допускаются. При необходимости устранить подтяжкой соединений

Визуально

Техническое обслуживание после пробега первой 1000 км

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:

других доступных болтовых соединений двигателя

Заменить масло в двигателе и масляный фильтр

Ослабление креплений не допускается

См. «Техническое обслуживание»

Ключи 13, 14, 15 мм

Sвн=6 мм

Ключи 12, 13, 14,

24 мм, Sвн=6 мм Ключ 14 мм

Ключ 14 мм

Ключи 14, 17 мм Ключ Sвн=5 мм Ключи 12, 36 мм

Масло, ёмкость для слива масла, ключ: 24 мм, съемник фильтра типа 38/1-140 ф.«Gedore»

  • впускной трубы и выпускного коллектора к двигателю;

  • фланца приемной трубы глушителя;

  • генератора и шкива на его валу;

  • стартера;

  • опор двигателя;

  • картера сцепления;

  • топливопровода с форсунками;

  • шкива-демпфера коленчатого вала к коленчатому валу;

Техническое обслуживание после пробега первых 2000 км

Содержание работ

Технические требовани

я

Инструмент, материалы

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:

- впускной трубы и выпускного коллектора к двигателю;

Ослабление допускается

креплений

не

Ключи 13, 14, 15 мм

Sвн=6 мм

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

- топливопровода с форсунками;

Ключ Sвн=5 мм

- генератора и шкива на его валу, стартера, электропроводов.

Ключи 12, 13, 14,

24 мм, Sвн=6 мм

Проверить:

- работу гидронатяжителей на работающем двигателе, прослушивая зоны крышек гидронатяжителей на наличие стуков на режиме сброса оборотов с 2500 мин-1 до минимальных оборотов холостого хода

Резко выделяющегося стука быть не должно. При выявлении стуков заменить дефектный гидронатяжитель

Стетоскоп

- содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах и минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу

Проверку производить в соответствии с ГОСТ Р 52033. При несоответствии показателей устранить неисправность

Газоанализатор, диагностический тестер

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:

Ослабление креплений не допускается

- топливопровода с форсунками;

Ключ Sвн=5 мм

- катушек зажигания.

Ключ 10 мм

Проверить:

- герметичность систем охлаждения, питания, смазки;

Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускаются. При

необходимости устранить подтяжкой соединений.

Визуально Отвертка

- содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах и минимальную частоту вращения коленчатого вала.

Проверку производить в соответствии с ГОСТ Р 52033. При несоответствии показателей устранить неисправность

Газоанализатор, диагностический тестер

Заменить:

- масло в двигателе и масляный фильтр;

См. «Техническое обслуживание»

Масло, ёмкость для слива масла, ключ: 24 мм, съемник фильтра типа 38/1-140 ф.«Gedore»

- свечи зажигания;

Перед установкой новых свечей

Свечной ключ

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

- охлаждающую жидкость с промывкой системы охлаждения.

проверить зазор (0,7-0,85 мм) и при необходимости откорректировать

«Cool Stream Standard» - через каждые 2 года;

«Лена», Тосол - 3 года; Термосол - 10 лет

16 мм, щупы

Антифриз, ёмкость для слива

охлаждающей жидкости

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

Выполнить работы ТО-1

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:

Проверить:

Ослабление креплений не допускается

Прорыв картерных газов не допускается. При необходимости устранить подтяжкой соединений.

Наличие расслоений, трещин и других дефектов не допускается

Расслоение и разрыв подушек не допускается

Ключи 12, 13, 14,

15 мм, Sвн=6 мм

Ключи 12, 36 мм

Ключи 12, 13 мм

Sвн=6 мм

Ключи 12, 13, 14 мм, Sвн=6 мм

Визуально Отвертка

Визуально

Диагностический тестер

  • впускной трубы, выпускного коллектора, фланца приемной трубы глушителя, масляного картера;

  • шкива-демпфера к коленчатому валу;

  • водяного насоса и корпуса термостата;

  • генератора и стартера.

  • герметичность системы вентиляции картера;

  • состояние ремня привода агрегатов, при необходимости заменить;

  • состояние подвески двигателя;

  • работу КМПСУД

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

Очистить:

- отверстие дренажной полости и пароотводящее отверстие водяного насоса;

Отверстия водяного насоса должны быть свободны от загрязнения

Металлический стержень Ø 2-3 мм

- корпус воздушного фильтра и заменить фильтрующий элемент (через каждые 40 000 км);

Наличие загрязнений, отложений на внутренней поверхности корпуса фильтра не допускается

Ветошь, керосин, сжатый воздух

- детали системы вентиляции картера (через каждые 40 000 км).

См. «Техническое обслуживание»

Отвертки шлицевая и крестовая,

ключи 8, 10 мм

Бензин или керосин, ветошь, сжатый воздух

Заменить:

(через каждые 80 000 км);

  • фильтр тонкой очистки топлива

  • сетчатый фильтр электробензонасоса погружного модуля (через каждые 40000 км)

Содержание работ

Технические требования

Инструмент, материалы

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление картера сцепления

Ослабление креплений не допускается

Ключи 14, 17 мм

Проверить плотность охлаждающей жидкости (осенью)

См. «Техническое обслуживание»

Ареометр, термометр

Уход за системой смазки заключается в ежедневной проверке уровня масла и герметичности системы, периодической замене масла и масляного фильтра.

Следует применять только рекомендованные моторные масла. От этого зависит долговечность деталей двигателя.

Уровень масла должен находиться между этими метками«MAX» и «MIN». При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки «MAX», не превышая ее.

При необходимости долить масло. Доливку производить через маслоналивной патрубок, расположенный в крышке клапанов и закрытый крышкой. Смешивание масел разных марок не допускается, так как эксплуатационные свойства смеси масел ухудшаются.

Для замены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстакаде и отвернуть сливную пробку на масляном картере двигателя. Перед этим открыть крышку маслоналивного патрубка. Масло стекает не менее 10 мин. При сливе масла соблюдайте осторожность - масло может быть очень горячим. Завернуть пробку.

Перед заворачиванием пробки сливного отверстия проверить состояние уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку необходимо заменить новой.

Одновременно со сменой масла необходимо заменить масляный фильтр. Перед установкой нового фильтра смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Завернуть фильтр до касания резиновой прокладкой опорной поверхности, после чего довернуть фильтр рукой на 3/4 оборота.

Предприятием-изготовителем на двигатели устанавливается масляный фильтр уменьшенного объема, который должен быть заменен при проведении технического обслуживания после пробега первой 1000 км на один из рекомендованных фильтров.

При смене масляного фильтра проверить затяжку штуцера масляного фильтра, при необходимости подтянуть.

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и закрыть маслоналивной патрубок крышкой, затем пустить двигатель. После выключения лампы сигнализатора аварийного давления масла остановить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра. Дать маслу стечь в картер в течение 10 минут и еще раз проверить уровень масла. При необходимости долить.

При замене одной марки масла на другую, а также при сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем перед заправкой свежим маслом необходимо промыть систему смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо:

  • слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло;

  • залить специальное промывочное или заменяющее масло на 2-4 мм выше верхней метки «MAX» указателя;

  • пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 10 минут;

  • слить специальное промывочное или заменяющее масло;

  • заменить масляный фильтр;

  • залить свежее масло по метку «MAX» указателя;

  • пустить двигатель. После выключения лампы аварийного давления масла остановить двигатель и через 10 минут проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

Уход за системой вентиляции картера заключается в периодической промывке и очистке каналов и шлангов.

Работу системы вентиляции картера можно проверить следующим образом: при работе двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода должно быть разрежение в картере двигателя, но не более 500 Па . Это определяется с помощью водного пьезометра, соединенного с картером двигателя через трубку указателя уровня масла.

Давление картерных газов возможно вследствие закоксовывания каналов системы вентиляции или залипания диафрагмы клапана разрежения и полного перекрытия канала отсоса картерных газов, либо повышенном прорыве газов в картер двигателя.

При разрежении в картере двигателя более 50 мм.вод.ст. (500 Па) проверить состояние деталей клапана разрежения. Поврежденную диафрагму заменить.

При повышенном расходе масла на угар следует обратить внимание на герметичность маслоотражателя и засорение отверстий трубок слива масла маслоотражателя. Негерметичность маслоотражателя или его установки приведет к проходу части картерных газов с масляным туманом минуя лабиринт маслоотделителя, неполному отделению масла, его отсосу с картерными газами в цилиндры двигателя и угару. Устранять дефект следует установкой маслоотражателя на герметик или его заменой.

  • снять шланги вентиляции с трубкой вентиляции и крышку клапанов. Снять маслоотражатель с крышки клапанов, снять крышку клапана разрежения, вынуть диафрагму и пружину. Осмотреть снятые детали. Разрывы и повреждения диафрагмы, повреждения деталей, приводящие к нарушению герметичности, должны отсутствовать;

  • очистить от смолистых отложений и нагара промывкой в бензине или керосине каналы крышки клапанов, маслоотражатель, отверстия сливных трубок маслоотражателя, диафрагму и пружину клапана разрежения, каналы в шлангах и трубке вентиляции. При промывке не допускается использовать растворители, приводящие к разъеданию деталей из пластмассы и резины;

  • протереть насухо детали ветошью или продуть сжатым воздухом, собрать крышку клапанов и установить снятые детали на двигатель. При сборке обеспечить герметичность соединений.

Уход за системой охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и герметичности системы, очистке отверстий водяного насоса и периодической замене охлаждающей жидкости.

При обслуживании системы охлаждения следует иметь в виду, что охлаждающая жидкость ядовита и огнеопасна, так как в своем составе содержит этиленгликоль, обладающий ядовитым и наркотическим действием и способностью проникать в организм через кожу.

При попадании в организм через рот охлаждающая жидкость вызывает хроническое отравление с поражением жизненно важных органов человека (действует на сосуды, почки, нервную систему).

Поэтому при использовании охлаждающей жидкости необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • не засасывать жидкость ртом при ее переливании;

  • во время работы с охлаждающей жидкостью не курить и не принимать пищу;

  • в тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание охлаждающей жидкости, пользоваться защитными очками;

  • открытые участки кожи, на которые попала охлаждающая жидкость, необходимо промыть водой с мылом.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют высокий коэффициент теплового расширения - при увеличении температуры их объем существенно увеличивается. В связи с этим следует проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке только на холодном двигателе и не следует заливать жидкость в расширительный бачок выше максимального уровня.

Перед добавлением охлаждающей жидкости рекомендуется замерить ее плотность в расширительном бачке. При увеличении плотности уровень охлаждающей жидкости понизился в результате испарения воды. В этом случае для сохранения плотности и температуры замерзания охлаждающей жидкости следует доливать дистиллированную воду.

При неизменной плотности уровень охлаждающей жидкости понизился в результате утечки охлаждающей жидкости. В этом случае следует доливать

охлаждающую жидкость. В случае частой доливки проверить герметичность системы и устранить подтекание.

Не допускается использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Применение воды приводит к появлению коррозии и образованию накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и теплоотвод от деталей двигателя. Это, в результате, приводит к систематическому перегреву, интенсивному износу деталей и выходу двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения может привести к поломке блока цилиндров, головки цилиндров и радиатора.

«Cool Stream Standard 40» . . . . . . . . . . . . . 1,068-1,072 г/см3

«Cool Stream Standard 65» . . . . . . . . . . . . . 1,083-1,085 г/см3

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М . . . . . . . . . . . ...1,075-1,085 г/см3

ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М . . . . . . . . . . . ...1,085-1,100 г/см3

Термосол марки А-40. . . . . . . . . . . . . . . 1,070-1,090 г/см3

Термосол марки А-65. . . . . . . . . . . . . . . 1,075-1,095 г/см3

При другой температуре жидкости произвести корректировку измерения. При несоответствии плотности указанным величинам заменить охлаждающую жидкость.

Рекомендуется раз в сезон проверять охлаждающую жидкость на помутнение. Для этого слить около 50 мл охлаждающей жидкости из блока цилиндров. Если жидкость значительно помутнела, значит начался интенсивный процесс коррозии. В данном случае необходимо незамедлительно заменить охлаждающую жидкость с обязательной промывкой всей системы, как указано далее.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой системы охлаждения для лучшего удаления остатков старой охлаждающей жидкости, так как присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию со старой жидкостью и ресурс свежезалитой охлаждающей жидкости в этом случае будет меньше. Для промывки использовать чистую дистиллированную или мягкую (содержание солей не более 6 мг-экв/л) воду.

Слить охлаждающую жидкость, для чего необходимо:

  • установить автомобиль на горизонтальную площадку;

  • открыть краник подачи охлаждающей жидкости в отопитель;

  • снять пробку расширительного бачка;

  • слить охлаждающую жидкость, открыв сливные краники блока цилиндров и радиатора;

  • закрыть сливные краники.

  • заполнить систему охлаждения чистой дистиллированной или мягкой водой и завернуть пробку расширительного бачка;

  • запустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала до температуры открытия термостата (выше плюс 84 С), для циркуляции жидкости через радиатор, дать двигателю поработать 5-7 мин;

  • заглушить двигатель и слить воду;

  • закрыть сливные краники и повторить вышеперечисленные операции промывки еще один раз, используя свежую воду.

  • открыть кран подачи охлаждающей жидкости в отопитель;

  • заполнить свежей охлаждающей жидкостью рекомендуемой марки расширительный бачок на уровне верхней кромки хомута бачка. Жидкость заливать медленно, непрерывной струей;

  • если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, энергично сжать 2-3 раза нижний шланг радиатора.

    Из-за наличия воздуха в системе залить всю норму заправки жидкости без пуска двигателя невозможно. Для удаления воздушных пробок после заливки свежей охлаждающей жидкости сделать следующее:

  • запустить двигатель, прогреть до температуры выше плюс 84С, когда термостат откроет проход жидкости в радиатор. После уменьшения уровня жидкости в расширительном бачке долить в него охлаждающую жидкость и закрыть пробку бачка;

  • заглушить двигатель, дать ему остыть, снова довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закрыть пробку расширительного бачка;

  • прогреть двигатель до температуры выше плюс 84 С и поработать на холостом ходу с перегазовками в течение 10-15 мин с частотой вращения коленчатого вала не выше 3000 об/мин и снова довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.

Для замены ремня следует:

  • отвести ролик автоматического механизма натяжения ключом за болт крепления ролика в его крайнее положение;

  • вставить фиксирующий штифт (Ø 4 мм и длиной 55 мм) в отверстие механизма натяжения до упора;

  • освободить ролик, который при этом зафиксируется штифтом в крайнем положении;

  • заменить ремень привода агрегатов;

  • незначительно отвести ролик ключом, ослабив зажим штифта, и вынуть штифт пассатижами;

  • подвести ролик к ремню и освободить ролик. Ремень натянется механизмом натяжения.

При необходимости проверки исправности автоматического механизма натяжения следует при снятом ремне проверить плавность перемещения кронштейна с роликом из одного крайнего положения в другое. В случае заедания заменить механизм. Рекомендуемая периодичность замены автоматического механизма натяжения ремня - 100000 км.

Перед ремонтом и обслуживанием элементов топливной системы необходимо сбросить давление в системе. Для чего, отсоединить колодку жгута проводов питания электробензонасоса погружного модуля, запустить двигатель и дать ему поработать до выработки топлива.

отсоединять подающий топливопровод на работающем двигателе!

Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота ее приборов и узлов.

Следует тщательно проверять герметичность соединений топливопровода. Эта проверка должна проводиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива создает опасность пожара.

Необходимо заменить: фильтр тонкой очистки топлива (через 80000 км), сетчатый фильтр модуля погружного электробензонасоса (через 40000 км).

Для замены сетчатого фильтра модуля погружного электробензонасоса необходимо:

  • отсоединить топливопроводы от модуля электробензонасоса;

  • отсоединить и снять топливный бак (для фургонов и автобусов);

  • отвернуть восемь винтов крепления прижимного кольца и вынуть модуль погружного электробензонасоса из топливного бака;

  • отсоединить от модуля и снять противоотливной стакан;

  • заменить сетчатый фильтр и установить противоотливной стакан.

    Установку модуля погружного электробензонасоса необходимо проводить в порядке, обратном снятию.

Уход за системой заключается в периодической очистке корпуса воздушного фильтра и замене его фильтрующего элемента. Заменять

фильтрующий элемент воздушного фильтра также необходимо при снижении мощности двигателя при эксплуатации автомобиля по запыленной местности

Через 20 тыс. км пробега снять воздушный фильтр с автомобиля, разобрать, очистить корпус, продуть фильтрующий элемент.

Через 40 тыс. км пробега снять воздушный фильтр с автомобиля, разобрать, очистить корпус, установить новый фильтрующий элемент.

Во время проведения работ по обслуживанию воздушного фильтра необходимо тщательно предохранять впускные шланги от попадания посторонних предметов, грязи и песка.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности