Автомобиль Chevrolet Lacetti. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ F14D, F16D, T18SED

Chevrolet Lacetti. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ F14D, F16D, T18SED

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Система охлаждения двигателя жидкост­ная (с принудительной циркуляцией


Рис. 5.10. Элементы системы охлаждения: 1 - р

асширительный бачок; 2 - пробка расширительного бачка; 3,4, 6,11/14,17 - хомуты; 5 - пароотводящий шланг расши­рительного бачка; 7 - соединительный патрубок; 8 - отводящий шланг радиатора; 9 - радиатор; 10 - отводящий шланг водяного насоса; 12 - подводящий шланг радиато­ра; 13 - термостат; 15 - подводящий шланг обогрева дроссельного узла; 16 - подводящий шланг радиатора отопителя; 18 - дроссельный узел; 19 - отводящий шланг обо­грева дроссельного узла; 20 - отводящий шланг радиатора отопителя; 21 - жидкостный шланг расширительного бачка



жидкости), герметичная, с расширитель­ным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленпликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждаю­щей жидкости», с. 82.

Не рекомендуется заполнять систему ох­лаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенива-


ющие присадки, а также присадки, препят­ствующие отложению накипи.

Охлаждающая жидкость токсична! Избегай­те вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение гер­метичности системы охлаждения, чтобы из­бежать попадания паров охлаждающей жид­кости в салон автомобиля при его эксплуа­тации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 5.10. Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окру­жающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.

Нормальный тепловой режим двигателя оп­ределяется температурой охлаждающей жид­кости, которая поддерживается автоматичес­ки с помощью термостата в диапазоне 90-100 ФС.

Радиатор с вертикальным потоком жидкос­ти (рис. 5.11), с трубчатоленточной алюмини­евой сердцевиной 2 и пластмассовыми бачка­ми 1 и 5. В правой части нижнего бачка 5 на­ходится сливной кран 6. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, патрубки шлан­гов, соединяющих радиатор с расширитель­ным бачком. При наличии на автомобиле авто­матической коробки передач с левой стороны радиатора устанавливают теплообменник для охлаждения рабочей жидкости.

Расширительный бачок 1 (см. рис. 5.10) служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимо­сти от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «тах» и «min» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху рас­положена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 2 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпуск­ным), собранными в едином блоке. Выпуск­ной клапан открывается при давлении 120-130 кПа (1,2—1,3 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая ин­тенсивное парообразование. При охлажде­нии жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разреже­нии около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.

ПРИМЕЧАНИЕ

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлажде­ния, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного кла­пана приводит к снижению температуры за­кипания охлаждающей жидкости, а его за­клинивание в закрытом состоянии - к ава­рийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос центробежного типа обес­печивает принудительную циркуляцию жидкос­ти в системе охлаждения, установлен на пе-


редней плоскости блока цилиндров и приво­дится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Ось вра­щения шкива насоса выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса вокруг оси регулировать натяжение ремня. В насосе установлены закрытые под­шипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отка­зе (течьжидкости или повреждение подшипни­ков) его заменяют в сборе.

Термостат 13 (см. рис. 5.10) с твердым термочувствительным наполнителем поддер­живает нормальную рабочую температуру ох­лаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен на голо­вке блока цилиндров в ее передней части слева в пластмассовом неразборном корпу­се. При температуре охлаждающей жидкости до 87 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру ми­нуя радиатор, что ускоряет прогрев двигате­ля. При температуре 87 °С термостат начи­нает открываться, а при 102 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкос­ти через радиатор.

Электровентилятор 8 (см. рис. 5.11) с пластмассовой пятилопастной асимметрич­ной крыльчаткой обеспечивает продувку ра­диатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в город­ских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреп­лен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору в четырех точках.

Управляет элекгровентилятором блокуправ- ления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от дат­чика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в водяной рубашке головки блока цилиндров. При достижении охлаждаю­щей жидкостью температуры 95 °С вентилятор включается с малой скоростью вращения. При температуре жидкости 99 °С блок управления через термореле включает большую скорость вращения вентилятора. При снижении темпе­ратуры охлаждающей жидкости до 87 °С эле­ктровентилятор выключается.

На автомобилях с кондиционером как ва­риант может быть установлен дополнительный электровентилятор 7, предназначенный для обдува теплообменника кондиционера. В этом случае для включения электровентиля­торов блок управления двигателем дополни­тельно использует информацию от датчика давления кондиционера. При включенном кондиционере дополнительный электровенти­лятор радиатора системы охлаждения начина­ет вращаться с малой скоростью до момента достижения жидкостью температуры 99 °С или до момента достижения определенного давления на выходе компрессора кондицио­нера. После достижения указанных условий блок управления включает большую скорость электровентилятора.

В систему охлаждения с помощью шлан­гов 16 и 20 (см. рис. 5.10) включен радиатор отопителя салона.

Рис. 5.11. Радиатор и электровентиляторы системы охлаждения: 1 - подводящий бачок радиатора; 2 - серд­цевина,^ - верхняя подушка крепления радиатора; 4 - нижняя подушка крепления радиатора; 5 - отводящий ба­чок радиатора; 6 - сливной кран; 7 - дополнительный электровентилятор; 8 - основной электровентилятор


ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении)

Замените термостат

Неисправен водяной насос

Проверьте насос, в случае неисправности замените его

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью

Злектровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе

Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим

во время движения нестабилен

Неисправен термостат (клапан завис в открытом поло­жении)

Замените термостат

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен радиатор

Замените радиатор

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Подтяните хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждено уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса

Замените уплотнительное кольцо

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости че­рез стык между головкой блока и блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя», с. 92)

Утечка охлаждающей жидкости через поврежденную прокладку впускной трубы или заглушки водяной ру­башки блока цилиндров

Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности